Перу: Руины инков в городках Писак и Ольянтайтамбо. Стоит ли ехать на Мачу Пикчу?

На следующее утро, попрощавшись с красивым Куско, я отправилась в провинцию, в городок Писак (Pisac). Автобусный переезд был очень живописным, и на подъезде к Pisac из окна открылся потрясающий вид на расстилающуюся внизу долину с текущей посреди рекой Urubamba.

Город Писак мне с первой минуты как-то не понравился — городок внешне довольно обычный, а вся главная площадь была заставлена собранными из палок и полиэтилена палаток с сувенирами, что по виду очень напоминало эквадорский Otavalo. Ассортимент, впрочем, был аналогичным, и я с удивлением увидела и такие же свитера из шерсти альпаки, и такие же настенные панно с горными пейзажами )) Вообще-то рыночные дни в городке вторник, четверг и воскресенье, а на календаре был всего лишь понедельник. Но продавцы сувениров не отдыхают. Вечером меня поразило то, что все эти лотки из палок и пленки каждый вечер разбираются, превращая площадь в обычную городскую, а с утра снова собираются.

Нашла рекомендованную путеводом бюджетную гостиничку, в которой из хозяев был только десятилетний мальчик, очень деловито показавший мне комнату и запросивший за нее 25 солей. Я сказала, что это как-то дороговато, что я в Куско платила 20, и предложила поселить меня за 20. Мальчик согласился )) Отобедав в душевной и дешевой кафешке almuerzo, я полчасика попереварила и в 12.30, предъявив на входе boleto turistico, поползла вверх по слону горы. LP обещал подъем длиной в 1.5-2 часа, встреченные внизу американские девочки сказали, что у них восхождение заняло 2.5 часа, а я добралась до первых руин за 45 минут.

Руины инков в Писак оказались совершенно потрясающим местом, и я очень рада, что увидела его после всех предыдущих инкских руин, ибо по сравнению с Писаком все остальное вряд ли бы впечатлило. Здесь есть все: и крепость с уникальными остатками крепостных стен и башен, которых больше нет нигде в Перу, и красивейший храмовый комплекс с церемониальными купальнями, и несколько «деревень», и скалистые горы с двумя водопадами и горными речками, и даже сотни гробниц инков в скале.

Я не была в Мачу Пикчу, но для меня Писак стал мини Мачу Пикчу, не менее красивым, если сравнивать с фотографией МП, но при этом по большей части лишенным туристов. В итоге стартовав из города в 12.30, я вернулась обратно только в 18.30 уже в сумерках. Путевод писал лишь о том, что это большое место, но я и представить себе не могла, что настолько.

Начав восхищаться красотами в самом начале, чем дальше я шла, тем сильнее понимала, что все предыдущее было еще цветочками! За новым горным хребтом или поворотом открывался новый потрясающий вид и появлялись очередные руины. И все это среди тысяч цветов, среди парящих бабочек и стремительно проносящихся колибри.

Тучи сменялись солнцем, десятиминутный дождь закончился красивейшей радугой над долиной и, нагулявшись по красивейшему археологическому комплексу, я сидела на древних ступенях с видом на заходящее за гору солнце, на горы, на долину, на реку и на городок Писак внизу, и в голове крутилась только одна мысль — жизнь удалась! )) Еще один прекрасный и незабываемый день!

На следующее утро никакого местного рынка не было, а палатки с сувенирами для туристов стояли уже не только на центральной площади, но и на прилегающих улицах. На автобусе я доехала до ничем не впечатлившего, но, говорят, славящегося отличными отелями городка Urubamba, а из него уехала на маршрутке в Ольянтайтамбо (Ollantaytambo), где планировала провести два дня.

Об Ойянте, как называют свою деревню местные жители, я читала очень хорошие отзывы, но мне это местечко по вкусу не пришлось. Вся дома на центральной площади были исключительно хостелами, тур. ресторанами и сувенирными магазинами, и чтобы бюджетно и по-местному поесть, мне пришлось углубиться в недра крытого рынка и отыскать на третьем этаже несколько кафешек, предлагавших Menu за 4.5 соля.

Деревенские улочки, отходящие от центральной площади, были тихи и приятны: дорога выложена брусчаткой, вдоль нее через аккуратную канаву, выложенную камнями, течет узкий ирригационный канал, а основания домов выложены камнем. Ольянтайтамбо  представляет собой лучший уцелевший пример городского планирования эпохи инков, и это место постоянно населено аж с 13 века. Впрочем, чтобы нагуляться по улицам мне хватило 15 минут.

И еще деревня славна своей историей — крепость, возвышающаяся над деревней, отбила в 1536 году нашествие конкистадоров, но все же пала при повторном наступлении испанцев. Сейчас то, что осталось от крепости, невероятно популярно у туристов. Ольянтайтамбо  - последняя остановка тур. групп на пути к Мачу Пикчу. Посещение крепости включено в boleto turistico, и я, решив не терять понапрасну день, пошла осматривать крепость сразу после обеда, хотя путевод активно советовал делать это ранним утром до приезда тур. автобусов. В 12.30 народу в крепости было еще не очень много, и за полчаса я легко и ненапряжно осмотрела все строения и насладилась панорамными видами. И снова встретила русскоговорящую пару из Чинчеро.

Но к 14 часам крепость заполонили десятки туристических групп — туристические автобусы выстраивались на парковке в очередь, чтобы высадить народ. А на выходе из археологического комплекса уже дежурили тетки, разряженные в бывшие когда-то традиционными одежды и готовые за деньги фотографироваться с туристами. Ужас!

Руины интересные, и виды красивые, но все в целом не произвело на меня особого впечатления. И виной всему потрясающий вчерашний Писак. Так что насидевшись в разных местах руин и насладившись видом на город, горы и руины, к трем часам я уже вернулась в самое приятное место в Ойянте — мой отель, хоть и расположенный на центральной площади, но очень тихий и с видом из окна на горы и руины.

Для меня руины в Ольянтайтамбо  стали последними инкскими руинами. В Мачу Пикчу я не еду — это было хорошо продуманное в течение последних 10 дней и уверенное решение. Если даже в Ольянтайтамбо  такое нереальное количество туристов, то что же будет в Мачу Пикчу? Хотя остановило меня, конечно, не это. Свои мысли по поводу самой главной достопримечательности Перу и, наверное, самого важного археологического места в Южной Америке, я могу выразить двумя емкими английскими словами: overrated и overpriced. За последнюю неделю я видела очень впечатляющие инкские руины — чего только стоит Писак? И, наверное, не будь Мачу Пикчу таким удаленным от цивилизации и не находись это место в окружении красивых гор, это были бы просто еще одни руины. Впрочем, красивые горы, удаленные от цивилизации, я видела в каньоне Колка, и наложить одно на другое в своем воображении я могу. Окончательно отбило у меня охоту ехать в Мачу Пикчу даже не то, что билет на посещение стоит 50 долларов, и что еще совсем недавно бесплатная для восхождения за классическим панорамным видом гора Wayna Picchu теперь стоит дополнительные 10 долларов. Нет, это по большому счету не такие огромные деньги, хотя это значительно дороже, чем вход во многие другие впечатляющие места: Ангкор, Баган, Великая китайская стена, Тадж-Махал, пирамиды Гизы и даже дорогая Петра. Меня невероятно бесит созданная вокруг Мачу Пикчу инфраструктура, которая по своей дороговизне превышает все допустимые пределы. Единственный цивилизованный способ подобраться на непосредственную близость к руинам — поезд PeruRail из Ollataytambo до Aguas Calientes, городка, созданного под Мачу Пикчу для обслуживания туристов. 40 километров пути стоят 45 долларов. В один конец. Это самый дешевый поезд, есть и дороже. Т.е. просто доехать туда и обратно будет стоить минимум 90 долларов. За 80 километров пути. Наверное, это самый дорогой поезд в мире. Но даже заплатив эти деньги, вы все еще не в Мачу Пикчу — ко входу в археологический парк нужно либо идти по крутой тропе час в гору, либо ехать 15 минут на автобусе по цене в 20 долларов в оба конца. Еще можно добавить то, что с рюкзаками больше 20 литров в археологический парк не пускают, а оставить их в камере хранения можно только за деньги. Вода на месте стоит в 4 раза дороже, чем в цивилизации, а за еду хотят космических денег. И, да, со своей едой в археологический парк нельзя, но на это кладут абсолютно все. И после всех этих дорогостоящих препятствий на пути к одному из «новых семи чудес света», вы будете делить его с сотнями, тысячами других туристов. Нет, спасибо! Я лучше скачаю и посмотрю какой-нибудь документальный фильм про это место. Да и к тому же я уже видела столько фотографий Мачу Пикчу, что прекрасно представляю, что именно я увижу там в обмен на потраченные за день 200 долларов. И толпы туристов меня бы точно жутко бесили!

Ах, да, есть еще альтернативный путь для экономных. Ехать из Куско 7 часов на автобусе, потом на еще двух коллективо/такси и 3 часа идти пешком по железнодорожным путям, придя вечером в Aguas Calientes. Но мне никогда не хотелось сильно в Мачу Пикчу, чтобы тратить на этот геморройный объездно-обходной путь два дня своей жизни.

Ну, не будем о грустном ))) Переночевав в Ольянтайтамбо, рано утром я одной из последних загрузилась в отъезжающую в Урубамбу маршрутку. Мне досталось последнее посадочное место — табуретка у входа, но пришедшим после меня повезло еще меньше — им пришлось ехать стоя, склонив головы.

В маршрутке ехало красочно разодетое семейство в виде родителей и их детей, и они вкупе с тусовавшимися рано утром у рынка в Ольянтайтамбо  местными жителями убедили меня в том, что традиционно тут одеваются не только ради фотографирования с туристами. Одежда у жителей Ольянтайтамбо  очень необычная. Женщины носят на голове шляпу в виде глубокой суповой тарелки, причем расположенной именно так, как тарелке и следует располагаться, и поскольку держаться такая конструкция на голове сама не может, от уха к уху под подбородком продета широкая тесьма сантиметров в 5, плетенная из бисера. В шляпе и остальной одежде преобладает красный цвет. У мужчин шляпы более привычного вида и светлого цвета, но обтянуты разноцветными лентами, а на тело сверху одето красивое яркое пончо в красно-оранжевых тонах. Жаль, что туризм так испортил городок — было бы здорово пожить там пару дней и полюбоваться красочными местными нарядами.

Из Урубамбы в Куско я ехала на автобусе, проезжавшем любимую деревушку Чинчеро. А на подъезде к Куско начался дождь. Весь Куско был в таких глубоких лужах, а дождевые тучи висели над городом так плотно и низко, что мне казалось, будто те два дня, пока я жила почти без дождя в Писаке и Ойянте, тут лило не переставая. Только выгрузившись из автобуса, я загрузилась под проливным дождем в такси, которое за наконец-то более-менее местную деньгу довезло меня до автовокзала.

Билет на автобус в Puno компанией Power оказался каким-то нереально дешевым — 15 солей за более чем 350 километров пути, и я думала, что ехать придется на жуткой развалюхе, но подали новенький двухэтажный автобус с мягкими откидывающимися креслами и кучей места для ног, и 7,5 часов в пути прошли комфортно и приятно.

Из интересного по дороге был городок Andahuaylillas, где на главной площади, полностью лишенной туристов, были замечены женщины в интересных традиционных нарядах и головных уборах. И еще радовал ассортимент еды, продаваемой на небольших остановках заходящими в автобус продавцами — особенно впечатлил меня пакетик из 5 вареных картофелен с лепешкой жаренного сыра. Были бесконечные высокогорные пастбища с ламами и викуньями, безжизненные горы и нависающие над ними черные тучи, которые выглядели еще мрачней в солнечной подсветке. Когда мы въехали в тучу, из нее повалил град, барабанивший по окнам с такой силой, что я боялась, что стекло может не выдержать. В считанные минуты все вокруг стало белым, и на дороге черной была лишь колея от проехавших машин. Незадолго до въезда в городок Juliaca нас накрыло еще одним градом. Хулиака полностью оправдала свое название — такой адской дыры я даже не припомню. Город с размытыми дождем улицами состоял исключительно из невзрачных красно-кирпичных домов, из которых над первым или вторым этажом по углам торчала железная арматура — задел на будущее или чтобы не платить налоги за готовый дом. Наверное, должно быть очень депрессивно жить в таком неживописном месте.

Поделиться с друзьями в социальных сетях: