Самый главный вопрос, которым задается любой планирующий путешествие на Галапагосы: брать круиз или осматривать острова самостоятельно? Для себя я точный ответ нашла, только проведя на Галапагосах несколько дней. Я ехала сюда вооружившись парой прекрасных отчетов самостоятельных путешественников с форума LP, которые провели на островах по 3 недели, увидев очень и очень много. Так что я знала заранее, что чтобы посмотреть почти все, что я хочу, не нужно тратиться на дорогой круиз.
На деле очень непросто не поддаться всеобщей истерии, так как, наверное, 95% людей, посещающих Галапагосы, проводят большую часть времени (или все свое время) в круизе. И мнение, что Галапагосы можно посмотреть только так, является общепринятым. Большинство отпускников бронирует круизы из дома, что обходится им в несколько тысяч долларов за недельный круиз. Те, кто готов рискнуть, бронируют «горящие» (last-minute) круизы уже в Эквадоре – в тур. агентствах Кито или Гуаякиля. Неограниченные во времени и ограниченные в средствах прилетают на Галапагосы и уже тут, в Puerto Ayora, выбирают ближайший «дешевый» круиз из того, что есть.
Дешевизна круиза – понятие относительное. 5-дневный круиз будет стоить от 600 долларов, 8-дневный от 1000 долларов. При этом на деле в первый день будет в лучшем случае какая-то экскурсия во второй половине дня, а в худшем случае только ужин, а в последний день будет завтрак и ранняя утренняя экскурсия по тем местам, которые можно легко осмотреть самому и бесплатно. Так как в первый день круиза прилетевший исключительно на круиз народ в 10-12 часов встречают в аэропорту, а последний день круиза заточен на доставку круизников в аэропорт к 11-13-часовому вылету. Так что 5-дневный круиз превращается в 3 полных дня, а 8-дневный – в 6 полных дней. И в итоге день круиза будет стоить от 200 долларов.
На Галапагосах есть четыре больших обитаемых острова (плюс обитаемый островок Baltra, на котором находится один из аэропортов), на три из которых (Santa Cruz, Isabela и San Cristobal) легко попасть на ежедневном катере, там есть недорогое комфортное жилье, недорогая еда и куча всего, что можно сделать/посмотреть бесплатно или за более-менее разумные деньги. Поэтому при выборе круиза нужно минимизировать количество дней, проводимых в порту каждого из этих островов. Зачем платить 200+ долларов за то, что можно сделать за 20 долларов? К сожалению, круизы, которые не проводят на этих островах хотя бы один полный день, мне не встречались.
Я прилетела на Галапагосы с неуверенной готовностью отправиться в круиз даже на 8 дней, если мне предложат что-то, что меня полностью устроит. На о. Санта Круз в городке Пуэрто Айора, откуда стартует большинство круизов, есть множество турагентств, готовых раскошелить туриста на круиз. Правда, народ, работающий в них, настолько испорчен большими деньгами, что работать не хочет, а хочет только денег. Очень часто на вопрос, какие есть варианты, озвучивается только «5 дней за 800 долларов», потом с нежеланием выдается нитка маршрута, а на просьбу описать подробней, когда и где будут какие остановки, отвечают, что во время подписания контракта все будет подробно расписано. Подход «бери, что есть, или уходи». Только в одном турагентстве девушка потратила на меня столько времени, сколько было нужно, подробно расписывая мне разные варианты и не ленясь снимать трубку и обзванивая тур. операторов или корабли, чтобы узнать наличие мест (Joybe Tours).
Тогда, в первые два дня в Puerto Ayora, пока меня еще терзали смутные сомнения, среди разных вариантов я увидела всего 2 интересных предложения. Оба круиза отправлялись только через 5 дней, так что это не в прямом смысле слова last-minute и не стоит рассчитывать прилететь сегодня, а отбыть в круиз завтра. Таких умных в Puerto Ayora хоть отбавляй, и «горящие» круизы, несмотря на свою стоимость, разлетаются как горячие пирожки.
Первый 8-дневный маршрут включал в себя 1,5 дня вокруг San Cristobal, включая труднодоступное и дикое северное побережье, день на Espanola, день на Floreana, день на Santa Fe и Plaza Sur, день на Genovesa и день на Bartolome и Seymoure Norte. Для меня это был просто идеальный маршрут, ибо он включал в себя одновременно острова Espanola и Genovesa, куда невозможно попасть с дневным туром и где живут птицы, которых я бы очень хотела увидеть, а также обязательный для посещения островок Seymoure Norte, куда дневной тур стоит 120-150 долларов, островок Bartolome, со смотровой площадки которого открывается красивый панорамный вид и рядом с которым можно поплавать с пингвинами, отличное место для исследования подводного мира на востоке Floreana под названием Devil’s Crown, а также острова Santa Fe и Plaza Sur, которые за 130-150 долларов можно посетить с дневным туром и на которых живут сухопутные игуаны, морские львы и разные птицы. Но цена в 1900 долларов за фактически 6.5 дней заставила меня крепко задуматься. И жаба меня-таки задушила.
Второй 8-дневный маршрут, который меня заинтересовал, проходил через западную часть о. Isabela, о. Fernandina, острова рядом с о. Santiago и о. Genovesa. Все эти места невозможно посетить без круиза. Этот круиз стоил 1200 долларов, и я задумалась еще сильней, но потом знакомые сказали мне, что тоже туда хотели, но круиз уже full, и я расслабилась, хотя, возможно, там не было двух мест, но оставалось одно. Ну да ладно, все что ни делается, все к лучшему.
Очень важно при выборе круиза четко знать, чего и куда ты хочешь. Чтобы потом не удивляться, почему в своем дорогущем круизе ты каждый день видишь живущих на новом для тебя острове людей, радостно бредущих с масками и трубками бесплатно снорклить с морскими львами, морскими черепахами и пингвинами или подолгу тупящими напротив гигантской черепахи, мимо которой тебя галопом проводит гид. И за все это ты платишь от 200 долларов в день. И так получается потому, что твой круиз идет по маршруту San Cristobal – Santa Cruz – Isabela, от одного населенного пункта к другому
В Интернете много споров на тему того, что лучше, круиз или самостоятельное перемещение между обитаемыми островами + дневные туры.
Озвучиваемые плюсы круиза:
- все перемещения между интересными пунктами совершаются ночью или в полуденный зной во время обеда, оставляя для посещения островов/заплывов с маской и трубкой более прохладные и лучшие в плане освещения для фотографий утренние и предзакатные часы, в которые к тому же живность наиболее активна, а не впадает в полуденный коматоз. Я согласна по поводу того, что нет ничего лучше посещения интересных мест в утренние и предзакатные часы, но вот ночные марш-броски по штормящему морю под шум и запах мотора я бы к плюсам не отнесла, тем более что ночью проплываемыми пейзажами не насладиться;
- во время круиза группу сопровождает специально обученный и всезнающий гид-натуралист, источник ценнейших знаний об островах. Гид — опция полезная, но, к сожалению, никто не гарантирует прекрасного гида как гида и как человека даже на очень дорогих круизах, и я читала о том, что некоторые люди были крайне разочарованы; к тому же гиды сопровождают и однодневные туры, так что что-то интересное он обязательно расскажет, а остальное можно спросить или почерпнуть в Интернете;
- не надо думать о еде и о жилье, оно всегда с тобой. Казалось бы, за такие деньги кормить и поить там должны 24 часа в сутки, но я слышала негодование некоторых пассажиров насчет скудной кормежки и недостатка питьевой воды. А необходимость несколько суток делить каюту с незнакомым человеком (а если это будет храпящий и плохо пахнущий мужик?) мне, как одиночной путешественнице, плюсом уж точно не кажется;
- там, где не живут люди, намного больше дикой природы. Я читала много подробных отчетов тех, кто был в круизе у далеких необитаемых берегов и могу сказать, что я видела тех же животных и птиц, что и большинство круизников, а, возможно, и больше просто в силу того, что провела на островах не 3-6 суток, а 3 недели, и зачастую была среди животных и птиц столько времени, сколько мне хотелось, а не сколько отведено гидом на данную экскурсию. Уже за первую неделю на островах я увидела морских львов, морских игуан, сухопутных игуан, пингвинов, пеликанов, разных цапель, голубоногих олушей, фрегатов, морских черепах, 3 вида скатов, мант (самых больших скатов), белоперую акулу и гигантских черепах, живущих в дикой природе, а не в загонах в центрах по размножению.
Нужно помнить о том, что во время остановок на необитаемых островах или необитаемых берегах обитаемых островов группа всегда идет вместе строго за гидом по проложенной национальным парком тропе. Вы никогда не будете в этом месте одни наедине с дикой природой – по меньшей мере, рядом будет ваша группа и гид, а помимо этого группы с еще нескольких круизных судов, которые идут по тому же маршруту. И еще маленькая деталь: на необитаемых островах человек не должен оставлять никаких следов своей жизнедеятельности, даже жидких. Так что стоит ограничить потребление напитков за завтраком перед двух-трехчасовой прогулкой по острову. Иначе гиду придется вызвать для нуждающегося моторку для транспортировки обратно на судно, или можно воспользоваться прихваченной с собой тарой.
- кое-что можно увидеть только в круизе. Вот с этим я абсолютно согласна! Нелетающие бакланы живут на о. Fernandina и на западной части о Isabela, которые доступны только в круизе. Гнездящиеся альбатросы живут только на о. Espanola, тоже доступном только в круизе. Обе птицы очень интересные, и то, что я их не увидела – единственное, о чем я сожалению после пребывания на Галапагосах. Еще я бы очень хотела посетить удаленный от основной группы островов скалистый островок Genovesa – пристанище многих пернатых, в том числе красноногих олушей, но это тоже возможно только в рамках круиза.
Плюсы самостоятельного исследования обитаемых островов / дневных туров:
- можно увидеть все то же самое (кроме обозначенных выше птиц), что в дорогом круизе, за намного меньшие деньги.
Комфортное жилье на островах стоит 10-15 долларов с человека, еда – от 3 долларов за комплексный обед/ужин, перемещение между обитаемыми островами – 25-30$, дневные туры от 60 до 150 долларов, в зависимости от острова и наглости тур. агентства.
- комфорт и свобода! Ночью в кровати не качает, рядом не шумит мотор и не воняет выхлопами. Разнообразная еда вокруг в изобилии, всегда можно купить добавки или мороженого, или фруктов. Питьевая вода в некоторых гостиницах наливается бесплатно из 20-литровой бутылки – хоть упейся.
Если где-то очень понравилось, можно остаться еще на час/день/неделю. Ты живешь по своему графику, а не графику, расписанному в программе круиза. В некоторые места, куда приводят круизные группы, можно придти рано утром или перед закатом, когда там никого нет, и насладиться видами/фауной в тишине и спокойствии. Можно уплаваться с маской и трубкой среди морских львов, скатов, черепах и разных рыбок (а если повезет и пингвинов), и никто не будет тащить обратно на борт, ибо обед/ужин/отплытие. Ты сам выбираешь себе с кем и когда общаться, и мне в равной степени не хотелось бы провести неделю как в компании пенсионеров, так и бухающей молодежи. И самое главное — в соседней койке не храпит, например, плохо пахнущий мужик ))
Сейчас, после трех самостоятельных недель на Галапагосах и встреч с круизными туристами на всех трех островах, на которых я жила, я уверена, что 5-8-дневный круиз – это не для меня! И вряд ли нелетающие бакланы и гнездящиеся альбатросы стоят тех сотен долларов, которые можно было бы заплатить, чтобы их увидеть. А все остальное можно увидеть и без круиза. Да, несомненно, было бы интересно побывать на далеких и труднодоступных берегах, но я не думаю, что увидела бы там что-то принципиально новое – и с точки зрения пейзажей, и с точки зрения живности.
Логистика и перемещение.
На Santa Cruz и San Cristobal каждое утро из Гуаякиля летают 3 авиакомпании: LAN, AeroGal и Tame. Билет в оба конца будет стоить 350-450 долларов (из Кито/в Кито с пересадкой в Гуаякиле на 80 долларов дороже), хотя я слышала из первых уст истории людей, которые покупали билет на сайте LAN за 260 долларов, правда, воспользоваться этим тарифом могли с переменным успехом: кто-то спокойно регистрировался в аэропорту и улетал, кого-то заставляли доплатить 170 долларов, мотивируя это тем, что данный тариф применим только к гражданам Эквадора. Я про возможность покупки билета на сайте LAN ничего не знала (на сайте Expedia LAN всегда был дороже AeroGal на 100 долларов, поэтому я даже не стала проверять на сайте LAN), но если бы мне достался тариф за 260 долларов, я бы билась за него до последнего, так как при покупке нет никакой оговорки, что это тариф для граждан Эквадора, и мои знакомые покупали эти билеты на европейском или other countries сайтах LAN.
В апреле-мае 2012 года билет на AeroGal можно было легко купить на Expedia.com, сайт AeroGal же на каждый запрос сообщал об отсутствии билетов. Где можно в Интернете купить билеты Tame, я так и не нашла.
Чтобы не кататься туда-сюда между островами на катерах, удобней прилететь на Santa Cruz, а улететь с San Cristobal. Или наоборот.
Между островами Santa Cruz, Isabela и San Cristobal можно перемещаться на маленьком самолете-кукурузнике, но стоить это будет недешево.
Катера между обитаемыми островами ходят каждый день:
Santa Cruz – Isabela: 7.00 (30$); 14.00 (25$). Утренний катер заточен под однодневные туры на о. Isabela, но им можно воспользоваться и просто для перемещения на остров.
Isabela – Santa Cruz : 6.00 (25$); вторая половина дня, поскольку этим катером вывозятся однодневные туристы, и, видимо, 30$
Santa Cruz – San Cristobal : 7.00 (30$), 14.00 (25$)
San Cristobal – Santa Cruz : 7.00 (25$); вторая половина дня, поскольку этим катером вывозятся однодневные туристы, и, видимо, 30$
Все перемещения происходят через расположенный посередине о. Santa Cruz.
На о. Floreana каждое утро отправляются дневные туры, которые стоят от 60$, так что за 25-30$ должно быть легко заброситься туда с багажом, а в другой день вернуться с тур. катером за ту же цену обратно. Правда, жить сильно бюджетно на о. Floreana негде (жилье начинается от 25 долларов за сингл), поэтому ехать туда надолго я не собиралась.
Насколько сильно катер будет подбрасывать на волнах, зависит от направления движения и прилива/отлива. Так что перебираться с острова на остров утром необязательно будет приятней, чем в 14 часов.
Я провела на островах в общей сложности 20 дней, из них 4 первых дня на о. Santa Cruz, хотя на нем было бы достаточно и двух дней, просто я ждала экскурсию на о. North Seymour, которая была только на четвертый день (в пятницу), 9 дней на чудесном о. Isabela, на котором я бы с радостью осталась и подольше, потом еще 2 дня на о. Santa Cruz, съездив в дневной тур на о. Floreana, и под конец 5 дней на о. San Cristobal.
да, печально, что Эспаньола — только в круизе. ее хвалят. но я, конечно, тоже однозначно за «спать на твердой земле». видела в рамках дневных туров с Сантакруза и корону Дьявола и Сеймур. билеты на галапагосы куплен по адски демпинговой цене, такое никому не снилось, так что придется лететь в любом случае. ох, прочитала и воодушевилась сильнее…еще сильнее. а снорклинг и красное море — не соглашусь. мы плавали как раз у короны дьявола — и был восторг. кораллов не было, но рыб всех мастей и цветов, поразительная видимость, черепахи и львы. у меня был шок, как такая серая вода сверху может быть такой прозрачной снизу)))