В Чили помимо Патагонии мне хотелось еще много куда. В Озерный край и на остров Chiloe, но в апреле там вовсю льют дожди, да и пингвинов на Chiloe уже нет. И на самый север в пустыню Атакама, но это высокогорье и длительные туры на транспорте, так что с маленьким ребенком я туда не ездец. В итоге в этот раз я ограничилась только Сантьяго и Вальпараисо.

Про Сантьяго интернет писал, что там скучно и одного дня достаточно. Я искренне не понимала, как может быть скучно в крупном столичном городе, и запланировала четыре полных дня и пять ночей. О чем ни минуты не пожалела. Да, одна без ребенка я бы успела все то же самое за три дня. Но без ребенка я бы столько не посмотрела и не смогла бы прочувствовать атмосферу чилийской столицы с ее прекрасными парками и очень разными районами.

Из аэропорта мы уехали на автобусе до терминала Pajaritos, а дальше в центр на метро с пересадкой. И это в 9 вечера. Первым, что мы увидели в центре Сантьяго после выхода из метро Bellas Artes, была толпа из нескольких десятков человек, проехавшая по улице на роликах. Сантьяго понравился мне с первой минуты!

Мне было боязно приезжать в новый город поздно вечером и затемно, но все оказалось совсем нестрашно. В метро было много людей, в вагонах играли музыканты и ходили продавцы воды и снэков, на улицах по случаю субботы гулял народ.

Завтра ожидалось пасхальное воскресенье, так что еще не успев заселиться в свой апарт-отель, мы со всеми вещами зашли в расположенный на первом этаже нашего жилища супермаркет и закупили еды на несколько дней. Хотя супермаркет в итоге работал и в праздничный день.

В Чили удобно переводить цены в рубли – нужно просто отбросить один ноль. Вот только цены в рублях не очень радуют – страна дорогая, проезд в метро дорогой (60-80 рублей в зависимости от времени суток по местной карте Bip (как наша московская Тройка), еда дорогая.

На 5 ночей я забронировала за 40 долларов в сутки на букинг.ком Chileapart – небольшие апартаменты в современном жилом комплексе с охраной в отличном месте на улице Мерсед в одном квартале от станции метро Bellas Artes. С 12 этажа нашей квартирки открывался отличный вид на Сантьяго и холм San Cristobal. До всех центральных достопримечательностей близко пешком: холм Санта-Люсия в 5 минутах, квартал Lastariaв 10 минутах, Plaza de Armas в 10 минутах. В квартире кухня с плитой, микроволновкой, большим холодильником, гостиная с балконом, спальня, просторная ванная комната. Уборка каждый день. Хороший набор посуды, разве что сковородка древняя и плохо отмывается. Ключа от двери нет, вход по коду. Отличнейшее место. Буду еще раз в Сантьяго – только сюда!

Завтракали и ужинали мы дома, обедали в городе.

На следующее утро Серега был еще с нами, и мы, дойдя по безлюдным воскресно-праздничным улицам, на которых все было закрыто, до центральной площадки Plaza de Armas, присоединились к бесплатному пешеходному туру за чаевые. Вернее присоединилась скорее я – Серега больше развлекал Федю в сторонке. Нашей группе не повезло с гидом, вместо расхваленного в интернете Франко был заспанный Леон, а информация была крайне скудной. Но я хоть на месте сориентировалась. За 3.5 часа с получасовым перерывом на кафе мы прошли мимо основных центральных достопримечательностей.

Начали с Plaza de Armas, на которой стоит перестроенный Кафедральный собор (в последний вечер мне наконец-то удалось попасть внутрь, внутри он очень красив), красивое здание почты, городской администрации. Площадь вполне типового латиноамериканского вида – квадратная и с парком посередине. Единого ансамбля нет – со старыми зданиями, уцелевшими в частых землетрясениях, соседствуют не особо красивые новые.

Потом дошли до здания Музея доколумбового искусства. Сюда я пришла в третий день на Федин сон, и Федя был очень щедр, проспав в коляске аж 3 часа, так что я детально и неспешно изучила всю экспозицию. На втором этаже находится экспозиция керамики, масок, сосудов и фигурок разных коренных народов Южной и Центральной Америки. Есть целый зал культуры майя – и их изделия самые впечатляющие. Есть прекрасная полихромная керамика культуры наска. И многих других. Все эти экспонаты переданы музею из частных коллекций. Музей тоже частный, поэтому плата за вход довольно высокая (7000 песо или 700 рублей)  в отличие от бесплатных или очень дешевых государственных музеев. На осмотр второго этажа у меня ушло два часа. Можно и быстрее, но я честно старалась читать все описания и в целом думала, что по музею это все, так как план музея обещал лишь экспозицию на минус первом этаже, посвященную Чили до Чили. Второй этаж мне понравился, хотя аналогичные музеи в Колумбии и Перу впечатлили меня намного больше.

А минус первый этаж оказался еще интересней. Керамика здесь была не такая изысканная, как у других народов, зато здесь представлены деревянные надгробные изваяния народа мапучо, коренного народа Чили, и сейчас составляющего этническое большинство в районе Озерного края. Есть стенд с мумиями – так сохранял память о своих умерших народ, живущий на севере современной Чили (который Чили оттяпал в конце 19 века у Перу и Боливии, заодно лишив Боливию выхода к морю, из-за чего между этими двумя странами до сих пор отсутствуют дип. отношения). Причем мумифицировать умерших они начали за 2000 лет до египтян. Есть головные уборы, одежда, женские украшения, украшения для лошадей, всякие приспособления для шаманов и прочее. На минус первый этаж про Чили до Чили у меня ушел час.

Есть еще временная экспозиция на первом этаже, там все интерактивно и современно, но после трех часов вдумчивого изучения постоянной экспозиции на временную сил уже не хватило, лишь быстро пробежала и посмотрела видео с карнавала в Боливии. Итого 3 с небольшим часа на лучший (по мнению многих) музей Сантьяго.

Рядом с музеем находится здание Верховного суда и здание бывшего Конгресса. Конгресс из Сантьяго в Вальпараисо выслал Августо Пиночет, печально известный диктатор, правивший страной с 1979 до 1990 года. Конгресс и по сей день в Вальпараисо. А в старом здании в Сантьяго сейчас находится библиотека Конгресса.

Потом дошли по одной из многочисленных пешеходных улиц центра до президентского дворца La Moneda, который сильно пострадал во время переворота 1973 года, но сейчас отреставрирован и красив. Президентский дворец окружен высокими зданиями министерств, которые по своему виду очень напомнили мне министерские здания, построенные во времена Сталина в Москве. Здесь тоже над окнами вырезаны в камне звезды.

В наш четвертый день мы с Федей пришли к президентскому дворцу, чтобы посмотреть на смену караула. Это действо проводится через день, четные и нечетные дни варьируются по месяцам, расписание с большим трудом удалось разыскать в интернете, и, к счастью, с расчетом я угадала. Но я и подумать не могла, насколько масштабное зрелище скрывается под названием «смена караула». Это целый военный парад с оркестром и конной гвардией. В 9.50 с южной стороны от дворца на площадь промаршировали несколько солдат. И тут раздалась музыка, но почему-то издалека, из-за широкой городской магистрали. Движение оперативно перекрыли и через улицу ко дворцу прошествовала колонна пехоты и конной гвардии в сопровождении военного оркестра. Вся эта процессия вышла на площадь перед дворцом и следующие полчаса они строились, перестраивались, подбрасывали вверх оружие и снова ставили на землю. Оркестр периодически играл музыку, и все туристы чуть не пустились в пляс, когда послышались зажигательные ритмы песни Вай Эм Си Эй (YMCA) Так что вроде в начале мероприятие казалось серьезным, а под конец стало каким-то шуточным.

Потом пешеходный тур увел нас к «нью-йоркской» улице, где стоит первый «небоскреб» Сантьяго, в котором в 1920 году появился первый лифт в Сантьяго. Треугольное здание по архитектуре и правда похоже на здание с Манхэттена.

В этом месте гид рассказал нам про землетрясения и цунами – частые случаи в Чили… В частности про землетрясение 2010 года, унесшее жизни 500 человек и ставшее причиной цунами, докатившегося до берегов Японии и гавайских островов. Именно из-за землетрясений первый лифт в Сантьяго появился так поздно – когда в других столицах уже вовсю ходили поезда метро.  Зато инженеры и архитекторы Чили, работающие в сложных сейсмических условиях, добились такого прогресса, что методы строительства устойчивых зданий у Чили переняла Япония.

Зашли и на улицу, где находятся необычный кофейни. Официантки в них ходят на высоких каблуках и в коротких мини-юбках. В эти кофейни ходят в основном пожилые мужчины, и перед тем как принять заказ, официантка целует каждого в щечку. Цены на кофе здесь такие же, как везде. А вот чаевые могут доходить до 200 процентов от суммы чека… Дороговато за поцелуй и миниюбку, мне кажется ))

Потом прошли мимо холма Санта-Лусия. Во второй день мы отправились туда с Федей на закат, оставив коляску дома. Холм – это созданный в 19 веке парк с красивой растительностью и расположенной на самой вершине холма башней-мирадором. На этой смотровой площадке мы провели почти все время, пока в 18 часов не пришел охранник и не сказал, что парк закрывается и всем надо спуститься и проследовать к выходу. С вершины Санта-Лусия открывается чудесный вид на центр Сантьяго и на уходящие к подножью Анд городские кварталы. Анды тоже видно, правда в дымке из-за городского смога. Именно на вершине холма Санта-Лусия я приняла решение не подниматься на холм Сан-Кристобаль. Во-первых, пугали очереди на фуникулер, о которых все пишут в отзывах. Очередь с маленьким ребенком – это ад! Дети не любят ждать. Во-вторых, мне было понятно, что ничего нового я не увижу. Центр и горы было прекрасно (и бесплатно) видно с холма Санта-Лусия, а современные жилые и бизнес-районы я детально осмотрела и прошагала по ним километры во второй день.

Во время пешеходного тура около холма Санта-Лусия мы попрощались с Серегой. Он поехал в аэропорт улетать домой. Начался наш месяц путешествия по Южной Америке вдвоем с Федей.

После холма Санта-Лусия маршрут пешеходного тура шел через богемный квартал Ластария с приятными невысокими домиками, небольшим количеством стрит-арта и большим количеством кафе и ресторанов. В одном из них был сделан получасовой перерыв на туалет, попить и поесть. В этом же квартале напротив приятной церкви обнаружилась небольшая детская площадка, ближайшая к нашему дому, так что сюда мы возвращались еще не раз.

Потом прошли мимо музея Bellas Artes, давшего название станции метро и району. Я не большой ценитель искусства, особенно современного, поэтому в этот музей не пошла, хоть он и бесплатный.

Прошли через парк Forestal, приятный, но для меня это скорее широкий бульвар, чем парк, так как со всех сторон он окружен дорогой. В этом парке обнаружилась большая детская площадка – вторая по удаленности от нашего апарт-отеля, поэтому сюда мы тоже возвращались не раз. Первый раз мы пришли сюда после тура. Это был разгар воскресного дня, и на площадке был аншлаг. Помимо толп детей и их родителей по периметру стояли столы, на которых продавали игрушки, машинки, учили рисовать. Ходила тетка, продававшая шары. И дядя с удочкой, на которую были привязаны самодельные птички, махавшие крыльями при каждом дуновении ветра. В аренду сдавали четырехколесные приземистые велосипеды. В общем море соблазнов для ребенка, отвлекающих от горок-качелек и призванных выкачать побольше денег из родителей.

Мне очень понравилось, что в тени огромного дерева какой-то гастролер устроил целое шоу – начало мы пропустили, а в конце он не хуже цирковых воздушных гимнастов летал над поляной на длинной ленте, привязанной к высокой ветке дерева.

В Сантьяго вообще очень много уличных артистов – почти на каждом перекрестке на красный свет кто-то танцует или жонглирует. В метро по вагонам вне часа пик ходят музыканты.

Во вторник днем та же самая детская площадка была девственно пуста. Кроме горок и качелек на ней были только загорающие на песке голуби. В Сантьяго часто детские площадки не имеют мягкого покрытия, как у нас, а просто засыпаны песком. В целом это Ок, но не в воскресенье, когда по ним носятся стада детей, поднимая клубы песчаной пыли.

В конце парка Форесталь находится огромный монумент, подаренный Германией. В середине 19 века в Чили прошла мощная волна эмиграции из Германии. Чили нужно было осваивать новые южные территории и закрепляться на них, но чилийцы не хотели ехать туда, где холодно и ничего нет. А приезжавших немцев наделяли землей. И сейчас в Озерном крае есть совершенно немецкие по архитектуре и духу городки. А в Чили есть люди, до сих пор говорящие на немецком языке и при этом ни разу не бывшие в Европе.

Кстати, помимо светлокожих и светловолосых чилийцев, явно потомков европейских переселенцев, в Чили довольно много черных, причем они начали встречаться еще в Пунта-Аренасе.

Потом был район Bellavista. Нас провели через Патио Беллависта – квартал, состоящий исключительно из баров. Даже в 12 дня там уже сидели и выпивали, но основная жизнь тут кипит ночью.

Закончился тур у дома-музея Пабло Неруды. Я ничего не знала об этом поэте, кроме того, что в Москве есть школа его имени. И может быть сходила бы в его дом-музей для общего развития, но Федя эту идею явно не оценил бы. И поскольку вдумчивый осмотр музеев возможен только на Федин дневной сон в коляске, у меня на два музейных дня были другие приоритеты (Музей доколумбового искусства и Музей памяти и прав человека).

После пешеходного тура я попыталась попасть в рекомендованный гидом ресторан Galindos, но на входе стояла такая длинная очередь, что от этой идеи пришлось отказаться (в этот ресторан мы зашли пообедать на следующий день, и pastel del choclo или запеченное мясо с оливками под кукурузой было прекрасно, а вот писко сауэр после калафате сауэр – нет).

В воскресенье вместо ресторанной еды в обед я познакомилась со знаменитыми чилийскими хот-догами. Вернее вариацией на тему хот-догов. Зашла в фастфудню Чарли Дог и заказала себе Аз Нормал – багет, в который щедро кладут кусочки мяса, а потом не менее щедро грузят сверху то, что ты покажешь. А выбор там ого-го. Авокадо, кусочки помидоров с луком, кукуруза, салат, разные тертые овощи, фрукты, многочисленные соусы. Всего штук 30-40 разных добавок. Я так впечатлилась таким сэндвичем за 330 рублей (стакан колы включен), что в последний вечер в Сантьяго нашла кафе этой сети рядом с Плаза де Армас и отметила еще одним Аз Нормал успешное завершение пребывания в столице. Реально очень вкусно и вполне здорово (по сути это мясо плюс куча овощных добавок, которые сам выбираешь, плюс хлеб как источник углеводов))).

Остаток воскресенья мы провели на детских площадках парка Форесталь и района Ластария.

А в понедельник, когда все музея были закрыты, отправились с Федей смотреть современные парки в новых богатых районах Сантьяго. На метро, в котором в 9.30 утра было не протолкнуться, доехали до станции Manquehue и потом дошли пешком до парка Araucano. Парк чудесный, хотя растительности в нем немного. Восточная и западная части, разделенные трассой, соединены друг с другом красивым пешеходным мостом, засаженным бурной растительностью. В восточной части много отличных детских площадок и тренажеров для взрослых. У меня был культурный шок, когда на спортивной площадке я увидела группу занимающихся на тренажерах людей с синдромом Дауна. А кто не занимался на тренажерах, бегал по парку. Неподалеку стояла их учитель-тренер и смотрела в телефон. Можно только позавидовать такому уровню интеграции людей с особенностями в обычную жизнь. Кстати, в Сантьяго меня повсюду поражали надписи шрифтом Брайля (для слепых) – на всех кнопках лифтов в метро, на входных табличках. Плюс на всех станциях метро лифты, на улицах и в магазинах съезды/пандусы, в музеях лифты – отличная безбарьерная среда, очень удобно с маленьким ребенком в коляске.

С западной части парка открывается отличный вид на современные офисные здания из стекла и на башню Costanera – самый высокий небоскреб Южной Америки. В этой же части парка есть пара вольеров с птицами: павлинами, петухом, белыми голубями, попугаями. А стаи шумных зеленых попугаев носятся над парком. И еще одна отличнейшая площадка с парой приспособлений, которые мне раньше никогда не встречались – особенно гениальны парные качели (для мамы и малыша или для старшего и младшего ребенка).

На выходе из парка Федя по плану уснул, а я совершила марш-бросок к парку Bicentenario. Честно говоря, я не особо знала, какие районы в Сантьяго считаются благополучными или нет и где можно ходить, а где не стоит. Но ходила пешком везде, где мне было нужно. Хотя иногда это и было волнительно.

Как показал опыт четырех дней, чем ближе к горам, тем спокойнее атмосфера и богаче все вокруг. Чем дальше от гор и от центра, тем все вокруг становится более латиноамериканским.

Этот путь от парка Araucano до парка Bicentenario, как позже оказалось, пролегал через улицу с самыми дорогими магазинами в городе. А я-то, свернув на нее, подумала «че-то больно низкоэтажная застройка, сейчас начнется»… Низкоэтажными оказались здания с бутиками и дорогими ресторанами ))

Парк Bicentenario понравился мне чуть меньше. Он тоже сильно вытянут, как многие парки Сантьяго. В нем еще меньше растительности. Зато есть пруд с утками, гусями, фламинго и карпами. Есть бесплатные лежаки и зонты для отдыха. Цветут розы и лаванда, плодоносят гранаты. И открывается отличный вид на небоскреб Costanera.

От парка до метро мой путь шел через современные кварталы офисных зданий, и вокруг все было еще сильнее похоже на комфортный европейский или североамериканский город.

Было время обеда, и по улицам ходили толпы хорошо одетых людей с красивыми умными лицами. На обед я заглянула в так называемый foodhall, где в кафе La Quinch за 4900 песо (490 рублей) мне нагрузили огромную порцию нежнейшей говядины с рисом и выдали колу.

Потом метро в центр. Я решила выйти на станции Университет де Чили, чтобы прогуляться по кварталу Лондрес. Такой прекрасный день, наполненный современными парками, не менее современными жилыми кварталами и бизнес-центрами, видом успешных людей и богатой жизни. Я поднимаюсь на лифте из метро, двери открываются. Передо мной широкая магистраль с вечно несущимся потоком машин. А перед ней мокрый тротуар, отряд полиции в шлемах и с дубинками, колонна БТРов у обочины дороги, мокрая мостовая и запах гари. Выхожу из лифта – вокруг кучкуются студенты. Видно, что все, что было, уже было. Не знаю, что это было – то ли студенческие протесты, то ли что-то горело.

Я решила не задерживаться и пошла в сторону Лондрес, пары улиц вокруг монастыря Св. Франциско, с красивой архитектурой и неудобной для коляски мостовой. Этот район – будто островок Европы в Южной Америке. Жаль только, что крохотный и обходится за 5 минут. Здание церкви, вокруг которого находится эта пара улиц, красиво снаружи и внутри.

Потом зашли домой, оставили коляску и пошли пешком на вершину холма Санта Лусия завершать чудесный день отличным видом на город.

В третий день с утра я решила угулять Федю по полной, и все утро мы провели на детских площадках парка Форесталь и  Ластарии. Задумка удалась – Федя уснул на подходе к Музею доколумбового искусства и проспал больше трех часов моего осмотра музея.

В четвертый день погода испортилась, стало пасмурно, а после обеда периодически шел дождь. Но день все равно был очень ярким. С утра мы сходили к президентскому дворцу La Moneda посмотреть помпезную смену караула. Потом пешком дошли до Barrio Brasil, про который мой LP 2012 года писал, что это колоритный райончик.

Район оказался даже колоритней, чем я думала. Как только закончился район Centro, ограниченный широкой магистралью и железной дорогой, я будто попала в другой мир, в настоящую Латину, так знакомую по всем ранее посещенным странам. Все та же перпендикулярная планировка, как везде в центре Сантьяго, все те же названия продолжающихся улиц, но вместо серых высотных домов района Centro здесь разноцветные одно- и двухэтажные домики. Разной степени разрушенности. Многие исписаны граффити. Весь народ резко куда-то подевался, редкие встречные были немного стремного вида, и, пожалуй, только в этой части Сантьяго мне было страшно за сумку с фотоаппаратом и телефоном.

Дойдя по колоритным улицам до Plaza Brasil, мы обнаружили в центре площади-парка самую необычную детскую площадку. Совсем небезопасную для ребенка, зато целое произведение искусства и очень яркую. Провели на ней около часа, изучая все ходы и выходы. А потом пошли гулять дальше по району. Мне очень понравились кварталы к югу и юго-западу от Plaza Brasil, а также пара улиц уже на подходе к Quinta Normal. Для меня это самое колоритное и атмосферное место Сантьяго, настоящая живая Латина, какой я ее помню. Именно в этот четвертый день я в полной мере осознала, какой Сантьяго город контрастов. После чистого и аккуратного, хоть и серенького Centro, после современных и состоятельных районов северо-востока здесь все было в запустении, но очень атмосферно. Встречались маленькие магазинчики и кафе аля «дыра в стене». На улицах побольше вовсю шла торговля всякими разностями на тротуарах. Лица у людей здесь были попроще и образ жизни явно победнее.

Я все никак не могла найти место для обеда. Единственный ресторан, который на входе анонсировал menu del dia, был безлюден, и я не рискнула. Так и пришла в Музей памяти и прав человека голодной, лишь накормив заранее припасенной едой Федю. Федя перед входом в музей по плану уснул и проспал два часа – этого как раз хватило чтобы осмотреть всю экспозицию с аудиогидом на английском (вход в музей бесплатный, но аудиогид стоит 2000 песо).

Музей тяжелый. В нашей истории тоже была диктатура, репрессии, пытки, исчезновение людей, массовые убийства, концлагеря. Но для меня самым грустным стал тот факт, что здесь все это происходило совсем недавно, по сути во времена моего раннего детства, когда мы-то уже давно жили вполне спокойно.

К сожалению, в музее никак не освещены предпосылки для переворота 1973 года и нет никакой информации о том, что было с Августо Пиночетом после 1990 года. Но сам переворот 11 сентября 1973 года, последовавшие репрессии, а также волна сопротивления освещены хорошо. Много фото- и видеоматериалов, много страшных цифр и фактов.

Самым удивительным и каким-то нереальным для меня было то, что чилийцы смогли в 1990 году выбрать нового президента, что полностью изменило ход истории и вернуло страну на путь демократии. Да, выборы были устроены правящей властью, Пиночет был почему-то уверен, что одержит победу, и он ошибся. Но вот то, что результаты голосования посчитали как надо и победил кто-то другой – это просто сказка какая-то…

Я бы предпочла потратить на музей больше двух часов, прочитать все немногочисленные надписи на английском и попробовать понять надписи на испанском. Но времени у меня было мало, и двух часов как раз хватило на прослушивание всего аудиогида и обход всей экспозиции.

Под музеем оказался очень достойный кафетерий. На вид кофейня с плюшками, но там оказался комплексный обед из супа, вкуснейшей курицы с рисом и горой салата, морковки, свеклы, огурцов и помидоров. Плюс сок (я выбрала ананасовый с порубленной мятой, очень вкусно и необычно) и десерт. Все за 4500 песо + 500 песо чаевых, которые просто снимают с карты без ведома. Отличный вариант для обеда в месте, которое в Сантьяго обязательно к посещению.

Собственно. ради этого музея и вчерашнего музея доколумбового искусства я и осталась в Сантьяго на 4 дня. В первый день по музеям не хотелось, в понедельник музеи не работают, и в день я могу смотреть не больше одного музея на дневной сон, поэтому мы провели в Сантьяго еще и вторник со средой.

И если в понедельник вечером мне казалось, что в целом на Сантьяго хватило бы и двух дней, если бы не мой график посещения музеев, то на четвертый день я поняла, что четыре дня – самое то. И в целом я бы не отказалась от еще одного-двух. Все районы Сантьяго, в которых я была, такие разные. Каждый – как отдельный мир. Дорогие современные районы рядом с двумя парками. Серый, но исторический центр с сохранившимися островками старинной архитектуры и множеством музеев. Колоритный Barrio Brasil и чудесный зеленый парк Quinta Normal с разнообразием флоры, с гусями и утками в пруду, с хорошим на вид из-за забора железнодорожным музеем (мы не пошли, так как было уже поздно и шел дождь).

Из того, что хотелось, но не получилось, остался рынок La Vega за рекой Мапучо. И одна я бы сходила пешком на холм Сан-Кристобаль и прошлась по его многочисленным тропам – это самый большой городской парк в Южной Америке. Но лучше и спокойней идти в выходной день, когда вокруг много таких же походников, велосипедистов или бегунов.

Если я когда-нибудь еще приеду в Чили, с удовольствием проведу один-два дня в Сантьяго. Да, город не из разряда «вау». Все архитектурно красивое в Сантьяго разрозненно, но город приятный, зеленый и очень доброжелательный (я несколько раз видела туристов и детей, фотографировавшихся с улыбающимися полицейскими, их собаками и машинами).

Чилийцы мне понравились с первой минуты еще в Патагонии. Позитивные, приветливые, с чувством собственного достоинства, доброжелательные и спешащие на помощь. Было несколько ситуаций, когда люди не пытались набить себе цену – они просто делали то, что считали нужным, без лишнего предисловия. В нац. парке Торрес-дель-Пайне в наш второй самый сложный день бесконечного дождя и длинного перехода, когда мы пришли в кемп уже в сумерках, регистрировавший нас молодой человек просто сказал «ваша палатка номер 17». И на наш комментарий, что вообще-то мы со своей, добавил, что она уже все равно стоит. Не ставить свою палатку под дождем после трудного дня было так в тему!

Потом у нас сдохла горелка, в столовой в кемпинге Пайне Гранде мы попросили у окружающих дать попользовать их (газовых баллонов у нас было достаточно), у одной пары оказалось две горелки, они сразу дали нам одну, а потом, когда мы уже доедали свой ужин, парень просто поставил нам на стол коробочку с горелкой и сказал, что мы можем взять ее, чтобы пользоваться до конца своей поездки, а им она уже не нужна, они утром уезжают. И опять же никто нас не спрашивал, хотим ли мы, чтобы они так сделали, надо ли нам. Люди просто берут и делают.

В Сантьяго таких примеров тоже была масса. Люди мгновенно уступали место, помогали с коляской, придерживали двери. На детской площадке мама малыша, увидев, что Федя идет к мокрым качелям, сразу подбежала с рулоном туалетной бумаги и начала вытирать воду. На другой площадке работник, красивший детские приспособления, протер для Феди после дождя горку своей тряпкой – мы только подходили к горке, а он сразу отвлекся от работы и прибежал протирать горку.

Не знаю, какими мне показались бы чилийцы, не будь я с ребенком, но в этой поездке они каждое мгновенье проявляли себя как прекрасные люди. Всегда с открытыми доброжелательными лицами, даже когда я тупила с испанским и не с первого раза понимала, что мне говорят.

Деток в Чили обожают – столько искренних улыбок на улице от случайных прохожих. Люди подходили узнать, как Федю зовут, просто сказать «хермосо» и «линдо», при этом, что радостно, никто не пытался его хватать или гладить, как часто бывает в Турции или ЮВА. Неудивительно, что в таком приветливом и доброжелательном к детям обществе вырастают такие приветливые и доброжелательные взрослые!

И еще в Сантьяго очень много очень красивых людей. Юношей и девушек, мужчин и женщин, пожилых людей. Все с удивительным чувством собственного достоинства и спокойствия на лицах. Смотреть на людей, а я очень люблю пиплвотчинг в транспорте, ресторане или просто на улице, было для меня сплошным удовольствием.

Сантьяго оказался очень комфортным и легким городом для пребывания с ребенком. И уезжать из него тоже было легко – на метро до станции Университет де Сантьяго, где находится терминал Alameda. Я ожидала увидеть шумный привокзальный район, но, выйдя из лифта метро, сразу же попала в терминал автобусной компании Turbus. Она и Pullman возят в Вальпараисо каждые 10-15 минут, так что купив за 3000 песо билет, через 10 минут я уже выезжала из города через кварталы новостроек. Вокруг возвышались только построенные высотные жилые дома или же строящиеся с кранами. А между ними еще сохранились одноэтажные кварталы, похожие на те, которые мне так понравились в Barrio Brasil. Старый Сантьяго уходит в историю – скоро все застроят жилыми высотками.

Первые два дня погода в Сантьяго была солнечной, а небо голубым, вторые два дня было пасмурно. Но даже в солнечную погоду Анды были в дымке. И только когда я улетала из Сантьяго на самолете, я смогла в полной мере оценить, какой над городом висит смог. Сантьяго со всех сторон окружен горами, город находится будто в котловане, и особенно это заметно из самолета. И хотя в день вылета из Сантьяго было солнечно и небо с уровня земли казалось голубым, сверху это выглядело как долина под плотным слоем тумана.

Чили: Четыре дня в чудесном Сантьяго. Достопримечательности, музеи и парки с ребенком.: 2 комментария

1. Класс)судя по рассказу,мне кажется,что в Сантьяго мне понравится)).Кстати,хочу Вас поблагодарить за отчеты по Кубе,мне очень пригодились при планировании путешествия и в самом путешествии в этом году)