Когда в 6.30 рассвело, и я окончательно проснулась, неплохо выспавшаяся, перед глазами представили горы с редкой растительностью. А потом начались обычные и ничем непримечательные окраины кирпичного Сукре (Sucre), конституционной столицы Боливии, о чем я узнала только после вопроса тетушки в посольстве в Москве «а Вы и в нашу столицу Сукре поедете!?» Как и абсолютное большинство людей я всю жизнь считала, что столица — это Ла-Пас.
На городском автобусе я доехала до центрального рынка, а недалеко от него обрела тихое и недорогое для столичного Сукре жилье. За те же 7.5 долларов, что и в провинциальной Копакабане, у меня был отдельный номер с удобствами и горячей водой. Но без wi-fi. За эти же деньги с wi-fi продвинутые хостелы предлагались только койки в 6-местном дорме. Но при цене часа интернета в 2 боливиано (30 центов), оно того явно не стоит. Расположение гостинички оказалось на редкость удачным — в 5-10-минутной пешеходной досягаемости от всех достопримечательностей и в 2-минутной от центрального рынка, самого интересного места в городе.
Сукре красив и считается самым красивым городом в Боливии, к тому же имеющим и приятный климат, благодаря расположению «всего» на 2790 метрах над уровнем моря. Ciudad Blanca или Белый Город, он действительно совершенно белый в историческом центре, внесенном в 1991 году Юнеско в Список всемирного наследия, и в наличие есть несколько красивых снаружи и довольно лаконичных внутри церквей.
Но мне на осмотр всех достопримечательностей и прогулку по всем центральным улицам (несколько раз) хватило пары часов. После чего я задалась вопросом, что я буду тут делать следующие запланированные три дня в ожидании воскресного рынка в Tarabuco? И я, возможно, просто осталась бы тупить в городе и по 35-му разу наслаждаться прогулкой по одним и тем же улицам мимо пяти красивых церквей, но атмосфера в городе мне не понравилась, а люди, на которых я возлагала большие надежды, их не оправдали. Я часто ловила на себе неприветливые высокомерные взгляды. И, подумав, что, может, это что-то стало со мной, я начала ходить по улицам с постоянной улыбкой — не помогло. Город показался мне каким-то пафосным, и захотелось поскорей уехать.
Воистину рынок в Сукре был самым приятным местом, но тоже с оговоркой. Цену на манго тетки-продавщицы явно заламывали — ну не может оно на той же высоте, что и в более дорогом Перу, стоить в три раза дороже или 90 рублей за кило. Оно по-моему примерно столько же стоит в России, где нигде не растет. Еще после Перу, где все были в тебе заинтересованы, как в клиенте, было странно ходить между рыночных кухонь и видеть равнодушные взгляды продавцов. Никто особо не рвался чем-то тебя накормить и заработать денег. Я пару раз за день просто вышла из городских кафе-мороженое, где тупые девочки за прилавком никак не реагировали на мое желание купить их товар. Полный игнор!
Зато на рынке порадовал отдел с соками и салатами — там на все были фиксированные цены, и, например, за 3 боливиано (или 45 центов) выдавался целый большой стакан фруктового салата, а после его съедения бесплатно клалась добавка размером с еще стакан. Так же и со свежими соками — жаль только, их нещадно разбавляют водой или сухим молоком.
И еще утром на рынке был целый отсек с завтраками — вкусными плюшками с сыром и традиционными напитками в ассортименте: горячим фиолетовым кукурузным напитком с корицей под названием api или горячим желтым кукурузным напитком tojori. Звучит странно, на на вкус очень вкусно! И были ларьки с горячими и вкусными пирожками saltenos, внутри которых были кусочки курицы, овощей и бульон.
Весь это перекус жутко популярен у местных жителей: позавтракать или пообедать на базар приходят целыми компаниями друзей. Пока в плане еды Боливия мне нравится. Но в Перу с его повсеместными дешевыми и всегда вкусными almuerzo (комплексный обед) и cena (комплексный ужин) было проще — здесь almuerzo кроме рынков еще надо поискать, и в него никогда не входит напиток, а с cena все совсем плохо.
Еще на автовокзале в Ла-Пасе меня поразили местные тетки-пассажирки. Помимо пышных многослойных юбок до колен, как в соседнем Перу, шерстяных гольфов, босоножек и коричневых или черных шляп-котелков среди элементов одежды очень популярны передники. Будто тетка только из кухни или с лотка на рынке. В передниках ходят по улицам, в них же ездят на автобусах.
Люди в подавляющем большинстве внешне фантастически некрасивы, а женщины старше 40 еще и достигают невероятных объемов. Впрочем, в Перу красивых на европейский вкус лиц тоже было мало, но когда люди вокруг приветливы и доброжелательны, внешняя некрасивость как-то уходит на задний план. А здесь никто тебе не улыбается, смотрят недобро, поэтому уродство бьет в глаза мощной струей.
На следующее утро я традиционно сходила позавтракать не рынок: разогналась Pastel con queso (тонкой выпечкой с сыром), запила Tojori, потом съела вкусный и сочный пирожок Saltena, а на десерт был фруктовый салат. Потом прогулялась подальше от центральной площади: сходила на расположенную на холме площадь перед францисканским монастырем La Recoleta — вид оттуда на белый центр с красными черепичными крышами и на окружающий его обычный город и горы открывался неплохой.
Потом прошлась в другую сторону от центра — к зданию театра, на котором маляры активно подновляли белый цвет. По распоряжению мэра города все дома в историческом центре Сукре раз в год должны перекрашиваться в белый цвет, чтобы не терять товарный вид. Нет, определенно Сукре на вид красив. Но люди все продолжают меня удивлять. На улице как прежде ловлю на себе недоброжелательно-равнодушные взгляды, и раздражает, что в интернет-кафе, когда расплачиваешься, к тебе даже не поворачиваются. Очень часто в ответ на реакцию «собеседника» хочется сказать: «Да улыбнись ты, чучело!» Весь день я терзала себя мыслью, в чем причина недобрых взглядов и равнодушия к моим вопросам, и пришла к мысли, что, может, они завидуют красоте моей неземной или небесно-голубым глазам? Эту версию и решила принять за основную ))
После традиционного обеда на ставшем родным рынке я сходила в Museo Textil Indigena, на который у меня ушло минут 10: коллекция традиционной самотканной одежды и фотографии двух окрестных индейских народов были интересны, но пояснения читать было невозможно. Вчера же я сходила в бесплатный Museo de Etnografia y Folklore, в котором народ хвалил коллекцию масок, но экспозиция с масками была почему-то закрыта, а все остальное было очень бедненькое. И на этом тему музеев в Сукре я решила закрыть, ибо сходила в два самых расхваленных, и оба меня не впечатлили.
Еще накануне на главной площади сотня студентов в белых майках и черных джинсах одинаково танцевала под громыхающую из динамиков мелодию. А позже через площадь прошел военный оркестр. А сегодня, в пятницу, с самого утра и до позднего вечера по центральным улицам шли демонстрации: днем следом за военным оркестром шли дети с бумажными плакатами на тему «Вода — наша жизнь». А вечером вслед за военным оркестром по улицам стройными рядами шли студенты, несшие в руках подсвечники из верхних половин пластиковых бутылок, раскрашенных в цвета боливийского флага (перевернутого светофора). На главной площади перед Casa de la Libertad (Зданием Свободы), где 6 августа 1825 года была подписана декларация о независимости страны от Испании, играл стационарный военный оркестр, и демонстранты маршировали перед разными важными дядьками, многие из которых были одеты в солидную военную форму. А на следующее субботнее утро участвовать в демонстрациях собирался, кажется, весь город. С раннего утра на улицах готовились к шествию отряды курсантов, одетых в разную форму — в хостеле мне сказали, что 23 марта в Сукре проходят парады всех учебных заведений.
К вечеру пятницы атмосфера в городе стала совсем праздничной — после демонстрации движение на некоторых улицах так и не восстановилось, и повсюду гуляли люди, а на центральной площади 25 Мая собралась толпа посмотреть на выступление брейк-дэнсеров. В супермаркете, куда я второй вечер подряд приходила закупать полезные в быту вещи и знакомиться с ассортиментом продуктов (тоскуя по российскому кефиру, ибо тут в качестве кисломолочных продуктов были лишь йогурты с повышенным содержанием всяких Е), мне даже встретилось несколько вежливых и улыбчивых людей. Может, люди в Сукре просто устали от столичной жизни, поэтому они такие? И в провинции с приветливостью будет лучше? Завтра же проверю.
Как выяснилось завтра и продолжало выясняться все следующие дни в Боливии, боливийцы чудесны и в основной своей массе очень доброжелательны, просто Копакабана и Сукре были неудачными местами для первого знакомства со страной и ее жителями.
На следующий день я с радостью покинула Сукре на целых два дня раньше запланированного срока. Изначально хотелось уехать только в понедельник, съездив в воскресенье из Сукре на день в небольшой городок Tarabuco, где обещался колоритный рынок. Но быть в Сукре еще две ночи не хотелось категорически, а поездку на рынок в Tarabuco тур. агентства рекламировали на каждом углу, предлагая трансфер туда-обратно за 35 боливиано, и я, подумав, что опыт вряд ли будет аутентичным, с легким сердцем забила.
На автовокзал в Сукре я добиралась на городском автобусе, но если дорога от автовокзала до центра заняла у меня 5 минут, то из центра до автовокзала — минут 45. Водила на мой вопрос, едет ли он на автовокзал, сказал «да», хотя мог бы сказать, что по соседней улице я доеду в 8 раз быстрее. Ибо оказалось, что на автовокзал-то он едет, но сначала заезжает во все окраинные районы в противоположной стороне города. Хорошо, что у меня не было заранее куплено билета на отъезжающий через полчаса автобус.
Автовокзал в Сукре на удивление убог! По сравнению с неплохим автовокзалом в Ла-Пасе и чудесным новым автовокзалом в следующем городе Потоси. За пользование терминалом берут 2.5 боливиано (против 2-х боливиано в Ла-Пасе и Потоси) — видимо, собирают деньги на строительство нового. После Перу, где в плату за терминал входило бесплатное посещение туалета (без туалетной бумаги, а за плату выдают моток в сантиметров 40), тут вообще не понятно, за что платишь терминальный сбор — туалет оплачивается сверху. А ведь за 2.5 боливиано можно купить целый стакан апи или тохори, или плюшку с сыром. Поэтому часть народу, купив билет, выходит из автовокзала на улицу и подсаживается в автобус на выезде из автовокзала, избегая обилечивания при проходе к нужной платформе.