Даты поездки: 31 декабря 2008 года — 8 января 2009 года.
Суета последних дней уходящего года с магазинами, покупкой подарков, продуктов и приготовлением салатов уступила место безмятежности за 2.5 часа до наступления Нового года, когда на Ярославском вокзале встретилась наша теплая питерско-московская компания и загрузилась в полупустой купейный вагон поезда Москва-Воркута.
Час на раскладывание вещей и украшение купе (вдобавок к любовно украшенному проводниками вагону) праздничными гирляндами, елочными шарами и двумя подвешенными за макушку под потолок елочками, и вот в 23 часа 31 декабря 2008 года под стук колес уносящегося на север поезда мы начинаем проводы старого года и поедание стратегического запаса продуктов.
В полночь в купе раздались радостные крики «С Новым годом!», и из пластиковых стаканчиков было распито шампанское. В 1.46 первым из всех Российских городов в Новом 2009 году нас поприветствовал Ярославль. Веселый проводник в новогодней шапочке с помпоном и мерцающими огоньками выпустил нашу компанию на морозную платформу для рассыпания конфетти и разжигания бенгальских огней.
А в 4 утра сытые, уставшие и довольные мы расползлись по четырем полкам, а пятый Леша, чей плацкартный вагон был им посещен всего 1 раз еще до отправления поезда с целью демонстрации билета проводнице, по-походному расположился на коврике в спальнике на полу.
После пробуждения остаток поездатого 1 января был проведен в размеренном поедании прошлогодних салатов и прочих продуктов, ибо все несъеденное нам пришлось бы тащить с собой. И в 16 часов с копейками мы выгрузились из поезда в темноту северного вечера на станции Котлас Узловой Архангельской области.
Первым пунктом обширной и довольно произвольной программы было добраться до Великого Устюга, где нас ждали на вписке. Ради спортивности решили даже эти полсотни километров ехать автостопом.
Дошли по белому пушистому снегу и укатанной дороге за часок до выезда на трассу, по пути были напуганы потерявшим управление и развернутым на дороге таксистом, который впоследствии встретился нам на заправке и наорал трехэтажным матом, что мы, видите ли, шли по обеим сторонам дороги, и были сами виноваты в том, что он чуть было нас не убил – на дворе 1 января, тяжелый похмельный день, так что двоение в глазах у водителя мы списали на его неполную трезвость.
На выезде на трассу был найден хорошо освещенный участок, на котором мы растянулись тремя группками: Нелли с Катей в начале, в серединке я с Серегой, а за нами Леша. Довольно скоро Нелли с Катей загрузились в теплую машинку, подобрали Лешу и укатили, а мы еще померзли в ожидании своей большой и теплой машины – двое северных мужчин ехали на внедорожнике с мурманскими номерами в Красавино, полпути в сторону Великого Устюга. Ребят мы проехали на посту ДПС, совсем недалеко от места старта. А сами же, выгрузившись в Красавино, буквально в течение 10 минут загрузились в следующую машинку прямо до центра Великого Устюга.
Великий Устюг встретил нас сказочной новогодней атмосферой – на главной улице для деток была сооружена ледяная горка, пользовавшаяся в тот вечер большим спросом, повсюду по белейшему снегу прогуливались никуда не спешащие люди, а многочисленные белоснежные церкви были красиво подсвечены.
Дождавшись ребят, мы добрели до ул. Рабочей, где в просторной и теплой квартире нас ждала Галина Николаевна (мама Катиной коллеги) и хрюкающий пекинес Фунтик.
Галина Николаевна, добрая и гостеприимная женщина, покорившая нас всех своим сильным вОлОгОдским гОвОрОм, приняла нас как родных – целые сутки мы подвергались усиленному кормлению картошечкой с грибочками, соленьями, вареньями и оладушками. Соблазн остаться на подольше был велик, тем более, что нас усиленно к этому склоняли – бедная женщина все никак не могла понять, зачем нам ехать куда-то на попутках на ночь глядя вечером 2 января, ночевать в лесу в палатках, когда можно замечательно переночевать в тепле или же уехать на удобном автобусе. Но мы не поддались соблазну и все-таки бросились навстречу новым испытаниям, хотя в особо морозные и темные часы на трассе нам неоднократно вспоминались вкусные угощенья Галины Николаевны, наша теплая комната, теплый туалет и не менее теплый волосатый Фунтик.
Но сначала было 2 января – целый день, посвященный прогулке по Великому Устюгу: церкви, этнографический музей, церкви, почта Деда Мороза с мешками писем, пришедших со всего СНГ, церкви, неторопливый и вкусный обед в центральном ресторане и снова церкви, которых в Великом Устюге очень много. И под завязку огромный каток, залитый в центре города, с прокатом коньков и заездами под громко разливающуюся над городом из динамиков попсу.
А потом вечернее прощание с Галиной Николаевной и Фунтиком, прощание с Катей, отъезжающей в Питер на работу, часовая пешая прогулка под рюкзаками через заснеженный город и продуваемый мост над р. Сухоной, разбивка на 2 пары и оптимистичный план встретиться на ночевку рядом с Тотьмой, в 240 км . от Великого Устюга.
Мы встали на трассе первые и уехали тоже первые – сначала до Полдорсы, потом до Нюксеницы, где нас выгрузили на хорошо освещаемом месте напротив заправки, не доезжая до поворота на Нюксеницу. Там же мы и зависли в тот день окончательно. Пара часов на морозе, редкие проезжающие мимо машины… Ближе к полуночи, замерзнув окончательно, мы зашли в кафе на заправку и плотно поужинали. Выползать обратно на трескучий мороз было сложно, но поборов себя, мы снова вышли на трассу и померзли еще минут десять. Машины совсем закончились, и было решено устраиваться на ночевку и продолжать стопить утром. Я вернулась в кафе и скромно спросила у тетушки за прилавком, не найдется ли у них в помещении маленького угла, где мы могли бы кинуть два своих матраса и поспать в спальниках. Тетушка уточнила, нужны ли нам кровати, и, услышав отрицательный ответ, пригласила меня пройти за собой. Я уточнила, будет ли нам это сколько-нибудь стоить, и услышала от милой тетушки, что раз мы не берем кровати, то можем переночевать бесплатно. В итоге на втором этаже нам выделили целую теплую комнату с тремя кроватями и кучей места на полу. И что особенно ценно – с теплым туалетом с горячей водой тут же на этаже (хотя посетителей кафе отсылают в холодный туалет на улицу)
На часах был час ночи, мы получили от Леши и Нелли смску, что они зависли в 15 км от Великого Устюга и устроились на ночлег в палатке. Со своей стороны мы отписали, что с утра стартуем в 8.30.
Именно в это время мы лениво проснулись, неторопливо умылись, позавтракали и выползли на трассу именно в тот момент, когда мимо нас проехала первая машина с нашими ребятами на заднем сиденье. На этот раз повезло им - машина с их земляками из Питера ехала в Вологду, и их довезли прямо до отворотки на Тотьму. Мы же добирались до этой отворотки на трех машинах: до поворота на Нюксеницу, до места посреди леса с лихим и не вполне трезвым товарищем, бодро летевшим по трассе, проскочившим свой поворот и забывшим залить в машинку бензин, и с семейной парой, едущей в Вологду, до поворота на Тотьму. Потом 4 холодных километра пешком до центра городка, воссоединение с Лешей и Нелли на автовокзале и вымораживающая прогулка по Тотьме мимо красивейших и ни на что не похожих Тотемских церквей.
Этот день, кстати, был самым холодным за всю неделю нашего путешествия, на автомобильных термометрах высвечивалось -18. И в кафешке в Тотьме, где мы вкусно пообедали, я надела поверх шерстяных колготок и джинсов водо- и ветрозащитные штаны, поверх обычных носков шерстяные, а между футболкой и флиской шерстяной свитер. На голове шапка, сверху капюшон от пуховика, и для полного счастья мне не хватало только теплых перчаток, благо меня спасали теплые карманы, куда прятались замерзшие в холодных перчатках руки.
После закупки продуктов в Тотемском магазине мы приступили к выполнению программы максимум – переезду из Тотьмы (Вологодская область) в Солигалич (Костромская область) всякими зажопными дорогами. По карте дорога была, правда, она периодически постоянно прерывалась пунктиром, и было не совсем понятно, ездит ли по ней кто-то вообще и зимой в частности. До нужного поворота в 15 километрах от Тотьмы нас довезла на двух машинах большая и веселая компания местных жителей. Первыми забрали Лешу и Нелли, потом их водитель позвонил ехавшим следом друзьям, и те подобрали нас. Выгрузились посреди леса на неосвещенном Т-образном перекрестке на белоснежной дороге, залитой лунным светом. Первая машина в нужную сторону повернула минут через 30. Вторая еще минут через 20, но ехала она не сказать чтобы уж очень далеко, и мы решили вернуться от маразма к разуму, подумали, что зависнуть в такой жуткий мороз где-то в глуши без машин в какую-либо сторону будет грустно, и начали стопить обратно в сторону Тотьмы. Леша с Нелли уехали сразу же, а мы померзли на этой развилке около получаса. Самым обидным было то, что как только ребята уехали, на поворот в сторону Солигалича начали одна за другой уходить машины – туда их ехало даже больше, чем по основной дороге.
Наконец-то, когда переохлаждение организмов стало нестерпимым, еще за пару десятков метров до нас подъезжающая машинка включила поворотник и стала притормаживать, съезжая на нашу обочину. Немногословный мужчина молча очистил заднее сиденье от своих вещей, и мы загрузились в теплые Жигули. Так и не поняв сначала, куда он едет, мы проехали Тотьму, проехали идущих пешком на основную вологодскую трассу Лешу и Нелли и повернули на Вологду. Оказалось, что мужчина остановился только потому, что принял нас с нашими СОПами в темноте за ГАИшников. Настроения общаться с нами у него явно не было, я только услышала с заднего сиденья, что он едет в Череповец, вспомнила карту Вологодской области, поняла, что Череповец находится за Вологдой, что если ничего не случится и нас не высадят посреди леса, следующие 2-3 часа мы проведем в тепле, и мирно задремала.
В 21 час нас выгрузили на Вологодской объездной, по которой мы за час прошли мимо поста ДПС с на редкость приятным сотрудником ГИБДД, проинформировавшим нас, что тут где и сколько до чего идти, перекусили и погрелись в кафешке, застопили молодую пару, которая довезла нас до нужного выезда из Вологды, часок померзли в ожидании машинки по Ярославке, и наконец-то уехали на Ниве под ностальгические песни Комбинации с другой молодой парой до Грязовца.
Там мы полчаса постопили редкие проезжающие машины, получили от ребят смску, что они все еще в Тотьме, поняли, что разница между нами уже 3-4 часа, и с чистой совестью удалились в лес напротив заправки и поворота на Грязовец ставить палатку.
Проведя в теплом пуховом спальнике следующие 12 часов своей жизни и неплохо выспавшись при температуре за бортом под -20, с утра мы собрались, выгрузились на трассу, получили от Леши с Нелли сообщения о том, что они переночевали в кафе на заправке под Тотьмой, что застопили с утра машинку до Вологды, а потом Волгу до Грязовца, и через пару десятков минут после нашего выхода на трассу встретили их прямо напротив места нашей ночевки.
Пообщались, снова разделились, и очень скоро мы с Серегой уехали на идущем в Ярославль внедорожнике до Пречистого, где нам предстояло уйти с Ярославки на очередную второстепенную дорогу Любим – Буй – Галич. В Пречистом нас обогнали ребята, застопившие легковушку аж до Буя.
Добрый дядечка, которому совершенно не надо было туда, куда надо было нам, подбросил нас, уже подмерзающих, до ж/д переезда за Пречистым, где мы прошли мимо стоящей на переезде машины с Лешей и Нелли, помахали им и встали за переездом. Уезжалось нам оттуда долго и мучительно – машинок было мало, а те, что были, почему-то сразу за переездом поворачивали налево. В итоге нас подобрал мужчина на раздолбанных Жигулях, довез до Любима, откуда мы уехали на новеньком красном Шевроле до Ермаково, там плотно пообедали консервами с сыром и соком в местном теплом супермаркете сельпо (настоящем сельском потребительском обществе), еще померзли на темной трассе под начавшимся снегопадом, потом Сергей принял правильное стратегическое решение ехать обратно 5 км. до хорошо освещаемого ж/д переезда под Ермаково, нас отвез обратно очередной местный пацанчик на новой дорогой машине (и откуда только у местной молодежи такие машины?), и буквально через полчаса нас забрала оттуда первая же машина, ехавшая в Буй — дедушка отвозил на вокзал дочку и внучку, а заодно подбросил туда и нас.
На вокзале в расписании мы с радостью обнаружили уходящий через час пригородный поезд в нужную сторону, и буквально через минуту после этого радостного события в здание вокзала зашли Леша с Нелли. Оказалось, что их водитель, застопленный еще около Грязовца аж до Буя, сразу за Любимом захотел денег, выгрузил ребят на заправке, откуда их забрала Газель, с водителем которой мы друг друга не очень поняли в Любиме, довезла до переезда под Ермаково, откуда они уехали до выезда из Буя, постопили локальные машины, идущие на 2- 3 километра , а потом ситистопом доехали до Буйского вокзала и воссоединились с нами.
В этот момент все синхронно сообщили друг другу, что подустали от морозного автостопа, что рады тому, что дальше можно будет поехать на теплом поезде, и что завтра надо устроить дневку на деревне у Лешиной знакомой Алисы из Питера – отоспаться, отогреться и откормиться. Алиса прислала смску, что помимо нее нас ждет натопленная баня, что еще больше утвердило нас в правильности выбора. Мы купили билеты на пригородный поезд Буй-Галич до станции Россолово, закупили продуктов и вина, и поскольку перспектива идти в 11 вечера 20 километров от ж/д станции до деревни пешком ни у кого энтузиазма не вызывала, поступили неспортивно – заказали по присланному Алисой номеру телефона такси за 400 рублей на четверых.
В 21.49 мы загрузились в самый короткий поезд из всех, на которых мы когда-либо ездили – локомотив и один вагон с мягкими креслами. В вагоне был полноценный туалет, котел для кипятка, правда, кипятка, кажется, не было, и целая проводница в форме. От начальной до конечной станции поезд идет 1.5 часа; нам предстояло ехать 40 минут.
В 22.30 прямо около поезда нас ждало наше такси, и уже через полчаса, отслеживая по карте несуществующую на ней дорогу, мы подкатили к заснеженному повороту на Матвеевское. Сколько идти дальше, никто не знал. Таксист уверял, что 500 метров . С Лешиной стороны звучали пугающие цифры в 10 километров . К счастью, таксист оказался прав, и через 10 минут мы подходили к дому со светом в окошках, около которого нас встретил непохожий на Алису человек – мужчина в состоянии повышенной небритости. Это оказался Алисин друг Макс, приехавший из Москвы сегодня утром. Так Алиса, уехавшая ото всех, дабы провести 10 дней в уединении в затерянной деревне в Костромской области, получила целых 1+4 гостей.
На деревне у Алисы нам понравилось. И в итоге вместо одного дня мы провели там 2 дня и 3 ночи. Уж не знаем, насколько такое нашествие понравилось хозяевам, но нам было в деревне так хорошо, что поделать с собой мы ничего не могли. Просторная комната огромного дома топилась русской печкой, у окна стояла украшенная апельсиновыми шкурками и самосклеенными Алисой игрушками елка, из ноутбука раздавалась приятная музыка, а за окнами лежали белоснежные сугробы. Макс кормил нас вкусными блюдами собственного приготовления и каждый вечер топил баню, из которой было классно выйти голышом в обжигающие пятки сугробы и растереться колющим снегом.
В первый день мы прогулялись до соседних заброшенных деревень Вознесенское и Сынково с красивейшими церквями двухсотлетней давности. Были овраги, поля и леса – все занесенное белым пушистым снегом. Следы разных неведомы зверюшек, звенящая тишина морозного воздуха и потрясающей красоты закат с высоты холма, открывающего далекую перспективу на Галичское озеро и русло замерзшей реки. В Матвеевском кроме нашего дома были обитаемы еще два, в Вознесенском люди и собаки были обнаружены около одного дома, в Сынково не было ни души.
\
Вернувшись домой, мы обнаружили замок на двери и полное отсутствие Алисы и Макса. Было понятно, что ребята оставили нам где-то ключи и что даже сообщили об этом смской, только где были эти ключи, было непонятно, ибо Лешин мобильник, на который смска была отправлена, был заперт в доме. Поискав вокруг двери и ничего не найдя, мы пошли в баню, в которой было все же теплее, чем на улице. Через полчаса, начав дубеть в бане, мы начали ее топить. Растапливалась она долго и мучительно; на растопку пошел никому не нужный, как мы подумали, покосившийся забор. И как только стало чуть теплее, разведка донесла, что хозяева вернулись, и мы пошли продолжать мерзнуть в остывший за день дом.
На следующий день Серега пал жертвой простуды, Нелли решила устроить себе теплый выходной, а мы с Лешей, Алисой и Максом, укатившим вперед на лыжах, отправились в жуткую метель с холодным обмораживающим ветром в магазин в Унорож.
1.5 часа топали по выпавшему за ночь свежему снегу до поселка, там встретили Макса со сломанной лыжной палкой, Алисиного бывшего коллегу Гришу, благодаря которому Алиса узнала о существовании Матвеевского и получила в свое пользование целый деревенский дом, а мы обрели прекрасную вписку, и уперлись в закрытые двери одного из двух Унорожских магазинов. Гриша направился на поиски продавщицы, через 15 минут она была возвращена на свое рабочее место, и за следующие 20 минут мы сделали магазину недельную выручку.
Маленький магазинчик оказался центром деревенской жизни – стены были увешаны объявлениями о новогодних мероприятиях: 31 декабря местные жители приглашались на представление «Турецкая пленница» за 10 рублей с человека, а в 1.30 ночи 1 января на ночную дискотеку за еще 10 рублей с человек. Эх, жаль, такие мероприятия пропустили!
Оставив рюкзаки с продуктовыми запасами в доме у Гришиной семьи, мы вчетвером осмотрели Унорожскую церковь, не менее красивую и не менее заброшенную, чем церкви в Вознесенском и Сынково, а потом покатались на попах с горки (а особо продвинутые и бесстрашные пользователи даже прокатились на спине вниз головой).
Просто забрать рюкзаки из Гришиного дома нам не дали – нас накормили сырниками и напоили чаем, вином и коньяком. Обратно шли уже в темноте, хотя зимой, когда вокруг все бело, темно не бывает. Утренние следы были почти полностью занесены снегом, но мы не заблудились.
Вечером был прощальный ужин и котелок с глинтвейном. Одну из конфорок на плите закоротило, у нас в доме случился салют, после чего готовить всю еду стало возможным только на печке.
А на следующее утро мы встали затемно аж в 7 утра, свернули весь свой цыганский табор, собрали вещи, позавтракали и около 10 утра, попрощавшись с Алисой и Максом, выдвинулись в дальний путь – пешком в Галич через Галичское озеро.
Сколько километров предстояло пройти, никто точно не знал, но по прикидкам что-то от 20 до 30. Прошли уже знакомой дорогой мимо Вознесенского и Сынково, потом через деревню Быки, за ней промахнулись мимо нужного поворота, Серега ушел на разведку, взял языка и узнал у него, как нам дальше идти. Потом был переход по ветродувному полю по колено в сугробах и выход на берег Галичского озера. Нам повезло, что в этот день капитально потеплело, и уже привычные -18 сменились на что-то в районе -10 или даже теплее, поэтому сильный ветер на льду Галичского озера все пережили. Перед заходом на лед Сергей проинструктировал нас на тему «держать дистанцию в 10 метров, расстегнуть пояса у рюкзаков, при проваливании под лед скинуть рюкзак, затем выбираться самому» — с этими радостными перспективами мы и пошли.
В летнее время в этом самом узком месте Галичского озера находится переправа, а в зимнее здесь по льду идет дорога, обозначенная вешками, деревянными кольями, воткнутыми в лед. Правда, почти от начала перехода до середины есть участок, где вешек нет, поэтому там мы шли вдоль еле различимой автомобильной колеи. Где-то посередине, когда вокруг видна только ровная заснеженная поверхность, метет метель и слышится завывание ветра, создается полное ощущение присутствия на Северном полюсе. В итоге перешли озеро за 1 час и 10 минут. Отдохнули на той стороне, закинулись конфетами и шоколадом, прошли через весь Галич мимо нескольких старинных церквей, красивой главной площади с торговыми рядами и памятником Ленину и в 16.30 вышли к маленькому деревянному вокзалу.
Накануне мы забронировали через Лешин телефон билеты на 2 питерских и 1 московский поезд, и теперь нам предстояло получить их в кассе ж/д вокзала. В общей сложности получение 4 билетов заняло 2 часа. Кажется, тетушка даже знала, что такое электронный билет и, может быть, даже когда-то его выдавала, потому как с самого начала ее смутило отсутствие распечатки со штрих-кодом и наличие только какого-то непонятного номера брони. С выдачей Неллиного питерского и моего московского билетов особых проблем не было, мероприятие просто заняло много времени. А вот с выдачей одного заказа с двумя билетами для Леши и Сереги получился затуп. Были и звонки другу (на ж/д станции в Шарью и Ярославль) и помощь зала (пришел какой-то мужчина в форме, может быть, даже начальник вокзала, и погрузился в чтение инструкции), и в итоге, когда Нелли уже ехала в своем поезде домой, все получилось, и ребят обилетили. Капитально достатая нами кассирша очень удивилась, когда после десятиминутного перерыва к ней снова подошел Леша и попросил продать еще 2 билета на уже третий питерский поезд – Макс с Алисой неожиданно для всех решили уехать домой… Видать, скучно без нас в Матвеевском. В итоге подъехать к отправлению своего поезда в 19.40 из Галича они не успели, билеты уехали с проводником на следующую станцию Россолово, где Макс с Алисой и загрузились в поезд.
Перекусив бутербродами с колбасой, салом и плавленым сыром с видом на висящую на стене Галичского вокзала огромную картину, изображающую Владимира Ильича, идущего к светлому будущему (под кодовым названием «Ильич в Галиче»)), мы дождались мой поезд в 20.30, и я загрузилась в теплый вагон на свою верхнюю боковую полку, оставив ребят в ожидании их питерского поезда через час.
Вот и сказочке конец. Прекрасный получился отдых, на редкость насыщенный и разный.
Это были мои лучшие Новогодние каникулы. И лучшими их сделали люди, которые окружали меня все эти 7 дней. Спасибо вам большущее! Тем, кто нас подвозил, тем, кто нас вписывал, и, конечно же, моим дорогим попутчикам!