Даты поездки: 14 — 15 августа 2010 года.
На очередные выходные захотелось уехать подальше из Москвы от смогла и к прохладным озерам. Мой выбор неожиданно пал на границу Псковской и Тверской области, потому как на великолукский поезд до последнего момента была куча билетов, на западе России была меньше вероятность попасть в дым от лесных пожаров, и по карте там было видно множество озер, в которых можно купать нагретые жарким велопоходным днем организмы.
К тому же оказалось, что в тех краях находится музей-усадьба Мусоргского и старинный городок Торопец. Эти два места стали основными целями велопохода, а промежуточными – озера и разрушенные церквушки в полузаброшенных деревнях.
Велопоход получился потрясающий! Были красивейшие холмистые пейзажи с бескрайними лесами, полями и чистейшими озерами, колоритные полузаброшенные деревушки, множество ретро-экспонатов в виде старинных автомобилей и мотоциклов во дворах деревенских домов, памятников Ленину, патриотических лозунгов и надписей в советском духе. И чудесный городок Торопец со множеством старинных церквей, маленький и трогательный!
В 5.40 поезд за 2 минуты стоянки выгрузил нас на станции Жижица. Только-только рассветало, нас тут же облепили комары, и я первый раз за два месяца натянула на себя свитер, потому что утро было вполне себе свежим. Собрав велосипеды, мы через спящие деревеньки под лай редких собак покрутили к берегу Жижицкого озера в сторону деревни Раонь, где нашли поляну с деревянной скамейкой и часа за два неспешно позавтракали. Открытое озеро от берега в этом месте отгораживали заросли травы, поэтому посидеть на бережку с видом не удалось, а купаться так и не захотелось, потому как было все еще свежо.
Потом альтернативной дорогой мы выдвинулись в обратный путь, проехав через чудесные стоянки прямо на берегу озера и прокатившись в разведывательных целых до конца полуострова, на котором встретили целых две турбазы ГУП «Мосгортранс».
На обратном пути не удержались и окунулись в Жижицкое озеро – несмотря на название и коричневый цвет, водичка была чистой и очень приятной. Вернувшись в Жижицу, посетили открывшийся магазин, где заточили по мороженому, и поехали в Наумово.
Указатель на музей-усадьбу Мусоргского, видимо, не меняли с момента основания музея, т.е. с 1970 года, он побледнел, часть букв потерлась, и мы чуть было не проехали мимо.
Усадьба красивая: сохранился основной дом с мезонином желтого цвета, один флигель, деревянная изба для слуг и оранжерея. Входной билет стоит 80 рублей, есть экскурсионное обслуживание. На двери весит табличка, гласящая, что за группу до 5 человек стоимость экскурсии составляет 250 рублей. Мы было обрадовались подъехавшей в этот момент тройке туристов, и я сподвигла их на совместную покупку экскурсии, но тут музейные тетушки заломили нам 400 рублей, сказав, что 250 рублей – это за группу до 5 человек, т.е. за 4, а нас пятеро. Мы повозмущались, но потом из принципа забили на экскурсию и пошли смотреть усадьбу сами. На каждой двери висит поясняющая информация, что это за комната и как она использовалась, так что общее представление о былой жизни в доме получить можно. В коллекции много личных вещей, много портретов и фотографий.
В кирпичной оранжерее сейчас выращивают комнатные горшечные растения и кактусы. В людской избе куча экспонатов из крестьянского быта: чесалки и моталки для льна, лодки, посуда, всякие вилы и прочие атрибуты.
С высокого холма, на котором расположена усадьба, открывается красивый вид на окрестные поля и озеро Жижицкое – эх, жила бы я в таком месте, моя муза бы меня не покидала, и я смогла бы и дальше писать живые и интересные рассказы о путешествиях, а не утомлять читателя сухим повествованием, типа этого.
Из Наумово с остановкой на магазин мы поехали дальше – слева с высоких холмов, в которые было нелегко вкручивать по начавшейся жаре, открылся потрясающий вид на озеро Жижицкое, справа на холме одиноко стоял памятник Мусоргскому, то ли обильно обкаканный птичками, то ли облитый белой краской.
Сначала переехали через ж/д, взобрались на возвышенность и справа открылся потрясающий вид на очередное красивейшее озеро – озеро Колосно. Через какое-то время переехали через трассу Москва – Рига и по чудесной, как и от самого Наумово, асфальтовой дорожке покатили дальше. Дорожка была чудесна не своим асфальтом – он был весьма сомнительного качества, с периодическими ямами и какого-то странного каменистого состава. Она была чудесна тем, что на протяжении всей асфальтовой дороги (не говоря о грунтовых дорожкак) в первый день нам практически не встречалось машин, и было ощущение, что мы едем по велодорожке.
В деревне Пятницкое повернули направо и поехали по грунтовке, перешедшей в заросшую травой полевую дорогу, к озеру Слободское. Оба дня нас дико одолевали мухи, я смогла в полной мере прочувствовать на себе, как нелегко живется коровам.
Заросшая грунтовка то поднималась на холм, то спускалась в овраг, и наконец-то среди деревьев засверкала в лучах солнца спасительная гладь воды. Отмокнув в озере полчаса и закусив черным хлебом с салом, мы проехали через живописную деревеньку Покровское с супер видом на озеро. Захотелось немедленно купить в этой деревне домик и переезжать сюда на лето с мая по сентябрь.
Отмеченную на карте за д. Колмаково церковь мы так и не нашли, поэтому выдвинулись по накатанной широкой грунтовке через деревушки Высокое и Костино обратно на асфальт. И снова колоритные полузаброшенные деревни и потрясающие виды на рельефные пейзажи вокруг!
Дальше до деревни Речане мы проехали через большой участок посаженных вдоль дороги елей со сгоревшими стволами и засохшими рыжими иголками.
Потом увидели на обочине догорающий костер и сознательно остановились. Нас одолевало желание спасти природу и затушить безнадзорный огонь, но поскольку запасы питьевой воды были на исходе, пришлось тушить тем, что было – Серега гордо помочился на шипящее затухающее пламя.
Потом проехали памятный камень в честь 400-летия победы над польско-литовскими интервентами в начале 17 века. В деревне Ветрово у гигантской колонки набрали воды вслед за мальчиком, притащившим к колонке целый «паровоз» из двух платформ на колесиках, которые он нагрузил десятью пятилитровыми бутылями.
В д. Речане опоздали к закрытию единственного магазина на перекрестке дорог – на часах было 18.00. И, переехав через трассу Торопец – Старая Торопа, бросив взгляд в сторону указателя «Торопец 6 км», мы поехали искать более заковыристый путь. Через гигантскую деревню с остатками былой роскоши в виде ржавой бензоколонки, барельефа с изображением Ленина, флагштока для трудового красного знамени и патриотическими лозунгами мы покатили хорошей грунтовкой в сторону озера Сельское.
Дорога уткнулась в территорию питомника – ворота закрыты, калитка нараспашку. На соседнем дереве висит знак «кирпич». Проехали вовнутрь, чтобы взять языка и поинтересоваться маршрутом объезда, а милый сторож, поболтав с нами «за жизнь» минут 15, пропустил нас проехать к озеру через территорию питомника. Рассказал, что не помнит на своем веку такой жары, что их тут тоже на три дня накрыло смогом, и что в здешних лесах очень много кабанов, волков и встречаются медведи.
После получения этой неожиданной информации мы ехали через лес, испуганно оглядываясь вокруг. Когда справа появилось озеро, появились съезды к стоянкам. Проверили первую – никого, но и стоянка так себе. Проверили второй съезд – тоже никого, и куча хороших мест с очищенным спуском к воде. Пока готовили ужин, в 20 метрах от нас встала компания на двух машинах и включила музыку. На противоположном берегу тоже виднелись 4 стоянки, с одной из них доносилась музыка. Ближе к 10 вечера, когда мы уже готовились ставить палатку и отходить ко сну, приехали рыбаки на Жигулях и встали в 20 метрах после нас. Предчувствуя очередную бессонную ночь под музыку, мы поставили в дремучем лесу палатку и залегли в спальники. И, о чудо, в 23 часа, как по команде, на всех стоянках выключилась музыка, и над озером и лесом воцарилась тишина. Какие сознательные отдыхающие отдыхают в этом уголке Тверской области. Кстати, за два дня половина встреченных нами машин имела Московские или Подмосковные номера. Ну и логично, что люди, приехавшие так далеко от Москвы наслаждаться природой, наслаждаются именно ей. Ведь послушать всю ночь музыку можно и дома.
Мы чудесно поспали. Я даже не слышала, как под утро мимо нас проехали рыбаки на Жигулях, проснувшись первый раз только в 8, а окончательно в 10 утра. Встали, собрали лагерь, позавтракали, накупались, посмотрели, как приехавшие местные вытащили «на резинке» какую-то рыбину, и поехали по чудесной лесной грунтовке дальше.
С утра дым от торфяных и лесных пожаров додуло даже до нас – не было той 100% видимости, как вчера, над озером висела легкая дымка и чувствовался запашок гари. Но к обеду дымку раздуло.
Живописными лесными дорожками мы выехали на дорогу Речане – Бибирево. Отмеченная на карте как асфальтовая, она оказалась грунтовой дорогой ужасного качества – горы песка и покрытие типа «стиральная доска». К счастью, ехали мы по ней всего два километра, и в деревне Бридино свернули направо на очередную чудесную лесную дорожку. В Знаменском осмотрели руины церкви (так себе) и покатили к берегу озера Соломенное, где окунулись с видом через дымку на купола церквей г. Торопец. Дорога Талицы – Знаменское – Толоконка тоже была местами похожа на стиральную доску, поэтому на въезде в Торопец, где начался асфальт, радости нашей не было предела.
Неспешно прокатились по улочкам города от одной красивой церкви к другой, осмотрели очередной памятник Ильичу, памятники самолету и учителю, пообедали в местной столовой на улице Советской и под конец час проматрасили на трогательном городском пляже с видом на достопримечательности Торпца. На пляже в лучших советских традициях висели информационные щиты о правилах поведения на воде и способах оказания первой медицинской помощи. На соседней лодочной станции можно было взять напрокат желтый катамаран, но мы ограничились купанием. В 18 часов на пляже уже почти никого не осталось, а в 18.30 его покинули и мы, выдвинувшись на юг в сторону ж/д станции Старая Торопа.
По карте нам предстояло проехать километров 40, на деле это оказались 25 километров прекрасного асфальта. Ничего супер примечательного по дороге не было – рельеф сохранялся, но дорога шла через лес, поэтому с видами было туго. Проехали лишь знакомый нам еще со вчера перекресток в деревне Речаны и, видимо, военный городок Октябрьский с целой парой пятиэтажек посреди леса и гигантским огороженным коммунальным огородом, на котором жители пятиэтажек обрабатывали каждый свою грядку. От Октябрьского в сторону Старой Торопы ведет железнодорожная одноколейка, отмеченная на карте почему-то как автомобильная дорога.
В Старой Торопе вся жизнь сосредоточена на привокзальной площади, где в наличии очередной памятник Ленину – в галстуке и с игривой улыбкой.
Есть мемориал воинской славы, штук шесть магазинов, Сбербанк и столовая, в которую мы было устремились поужинать, но еще на входе добрая работница сказала, что у них уже давно нет ничего, кроме пива и водки. Окраины Старой Торопы с пьяными местными пацанами, рассекающими на колясочных УРАЛах и ИЖах произвели на меня тягостное впечатление, но привокзальная площадь для пары часов жизни вполне себе ничего. На платформе есть целых 3 скамейки, где мы в процессе ожидания поезда познакомились с московским велосипедистом Андреем, ездившим на дачу навещать родителей, а теперь вместе с нами ожидавшим поезд. Андрей поведал нам о своих велопутешествиях с друзьями по Перу и Аргентине, и мы в очередной раз удивились тому, что родственную душу можно встретить даже в такой дыре!
Подъехавший поезд оказался длиннее ожидаемого, поэтому нам пришлось пробежать вагонов пять с разобранными велосипедами в чехлах и велорюкзаками на плечах, дабы успеть загрузиться во время трехминутной остановки. С криками «Поберегись!» мы вломились в вагон; билеты и паспорта показывали проводнице, когда поезд уже тронулся.
Итого накрутили 146 км, что очень неплохо с учетом общей матрасности этого лета, а также с учетом насыщенной культурно-купательной программы. И теперь у нас есть еще один любимый уголок Тверской области, куда мы непременно вернемся.
Маршрут: Жижица – Жуково – Михайловское – завтрак на оз. Жижицкое – поездка по полуострову – Жуково – Жижица – Наумово – Белавино – Плотично – Воробьи – Пятницкое — Покровское – Высокое — Костино – Семивье – Речане – Лосочи — ночевка на оз. Сельское (80 км.) – Бридино – Талица – Знаменское – Толоконка – Торопец – Речане – Октябрьский – Старая Торопа (66 км.)