Куба: Планирование поездки и самые яркие и сильные впечатления

Почему-то среди моих знакомых, которые когда-либо были на Кубе или думали о том, чтобы туда поехать, нет ни одного человека, который бы хорошо о ней отзывался. Но, тем не менее, мне всегда хотелось посетить эту страну, посмотреть, как Куба уже 52 года живет при социализме, пока братья Кастро еще живы.

Наверное, где-то подсознательно мое желание подогревал и тот факт, что все члены моей семьи уже побывали на Кубе: мама с бабушкой и дедушкой жили на Кубе в 1968-1969 годах, когда мой дедушка преподавал в военной академии Гаваны, папа побывал на Кубе лет 10 назад.

В прошлом году я накопила необходимые для премиального полета на Кубу 50 000 миль Аэрофлот Бонуса и вот наконец-то увидела ее, мою Кубу. Потому что Куба – она для каждого разная. Мне кажется, это место, где каждый находит то, что хочет, и получает то, что ждет.

Мне очень понравилась Куба и ее люди, живущие надеждой на светлое будущее после Фиделя. Люди, у которых очень многого нет, но которые умеют сделать все из ничего и искренне радоваться тому, что имеют.

Я очень часто встречала среди своих знакомых и в Интернете слово, якобы характеризующее Кубу – «маньяна», т.е завтра. В контексте того, что там все всегда откладывается на завтра и не делается сейчас. И мне казалось, что на Кубе я увижу расслабленный и ленивый южный народ, не желающий что-либо делать и стремящийся получить все просто так.

В реальности же меня удивляло, что люди вокруг нас старались сделать все так, чтобы нам понравилось: будь то уютные комнаты, которые мы снимали, вкусная еда, которую нам готовили, искренние улыбки вокруг. И «маньяну» мы не почувствовали.

Куба сама по себе страна очень интересная, а для человека, хоть чуть-чуть пожившего в СССР – вдвойне. Ведь у нас тоже когда-то были совершенно пустые полки государственных магазинов, раздолбанные советские машины (у них, правда, есть еще и американские), карточная система распределения продуктов, дотационные сферы жизни, валютные магазины с хорошим выбором, отовариться в которых есть возможность не у всех…

На Кубе есть и хорошие стороны жизни при социализме: очень дешевые книги, театр, общественный транспорт (правда, крайне немногочисленный),  высокий уровень бесплатной медицины. Я с удивлением пару лет назад узнала в киевском музее Чернобыля о том, что кубинские врачи после трагедии на Чернобыльской АЭС совершенно бесплатно делали пострадавшим от облучения деткам сложнейшие операции, а в конце 80-х и в 90-е годы тысячи пострадавших детей и их родители проходили реабилитационные курсы в кубинских санаториях на море.

На Кубе очень много того, что напомнило мне о советском детстве. Например, пионеры — за 16 дней на Кубе я так и не смогла привыкнуть к негритятам в галстуках. На улицах и перекрестках за столиками или прямо на тротуарах сидят люди и играют парами или целыми компаниями по парам в домино и шашки, как когда-то в московских дворах играли за столиками пенсионеры.

Очень часто, глядя из окна автобуса на проезжаемую сельскую местность, мне казалось, что это не Куба, а Кубань. К реальности возвращали лишь пальмы. По дорогам ездят наши ЗИЛы, КАМАЗы, ГАЗы и КРАЗы – кажется, что если бы в жизни Кубы не было Советского Союза, здесь бы вообще не было никаких грузовиков.

Почти весь автопарк кубинской полиции укомплектован 7-ой моделью Жигулей, причем закупать их продолжают даже сейчас – наверное, кубинская полиция является самым главным корпоративным покупателем Автоваза.

По дорогам столицы и глубинки разъезжают раскрашенные в яркие цвета, вроде салатового, желтого, голубого и красного, Жигули, Волги, Нивы и Москвичи. Особенно много Москвичей 2140 – таких в Москве уже нет совсем. Хотя сами кубинцы говорят, что Москвич – говно, а вот Жигули – это да.

Серега был поражен видом трехрядных шестидверных Жигулей, видимо, сваренных из двух машин кубинскими умельцами. Мы видели их несколько раз в виде ездящих по Гаване такси. Но я вроде видела такие где-то раньше. Встречаются еще и УАЗы – «буханки» и обычные «козлики». И наши мотоциклы с колясками. И автобусы ПАЗ и ЛАЗ (львовский)…

В государственных магазинах с пустыми полками стоят наши кассовые аппараты «Ока». А перед Музеем Революции в Гаване – 2 танка советского производства ….

Мы несколько раз встречали на улицах людей, которые учились или просто были в СССР и еще помнили русский язык. Как-то раз в автобусе мы стояли рядом с военным, и Серега, разглядывая его нагрудные знаки, пытался понять, что они означают, комментируя свои мысли мне вслух. А военный взял да и объяснил нам все по-русски. В другой раз мы покупали сок у дедушки из окошка его дома, а он, узнав, что мы из России, сгонял вглубь своего дома и принес оттуда портсигар с картой Центральной России, когда-то давно привезенный из СССР.

Однажды мы вернулись вечером в касу (casa – по-испански означает дом) и увидели в хозяйском телевизоре знакомые пейзажи и какие-то родные лица – оказалось, что показывают Российский фильм с испанскими субтитрами.

Куба стала моей 50-й страной. Чудесный юбилейный вариант получился. Нам Куба и люди Кубы очень понравились, и моя жизнь в программе Аэрофлот Бонус прямо-таки обрела новый смысл – как только накоплю теперь уже 75 000 миль на очередной билет в Гавану, сразу туда.

У нас было несколько вариантов передвижения по кубинской местности: авто, автобус и даже велосипед. Авто отпало по той причине, что если бы мы были на авто, мы бы постоянно куда-то ехали, объехали бы в итоге за 16 дней весь остров, нигде толком не позависав и не погрузившись в реалии социалистической жизни.

Идея велопохода по Кубе родилась в моем воображении после изучения кубинского раздела форума Lonely Planet – там большинство отзывов обычных путешественников имело негативный характер, многие писали, что мерзкие кубинцы воспринимают иностранцев только как ходячий банкомат, и лишь велотуристы писали о том, какие чудесные, душевные и гостеприимные люди живут в кубинской глубинке. Я даже набросала маршрут с разбивкой по дням и километрам, и только осеннее одрябление мышц в связи с окончанием подмосковного велосезона заставило меня отказаться от идеи путешествовать по Кубе на велосипеде.

В итоге весь маршрут мы проехали на автобусах Viazul, что было вполне комфортно, хоть и дороже, чем должно было бы быть в такой недорогой стране как Куба.

Мы не стали пытаться увидеть за 16 дней все и сконцентрировали свои усилия на западной половине острова, решив, что что-то принципиально отличное от западной на восточной мы вряд ли увидим, а если нам понравится кубинская действительность с одной стороны острова, то в следующий раз мы поедем исследовать другую.

В итоге мы провели 2 первых дня в Гаване, по 2 дня в Сьенфуэгосе, Тринидаде, Санкти Спиритусе и Виньялесе, и 4 последних дня снова в Гаване. Из Гаваны, Сьенфуэгоса и Тринидада мы ездили на соседние пляжи, и в результате провели 4 дня на море.

Для начала опишу мои самые сильные впечатления от Кубы, а потом перейдем к описанию хронологических событий.

С первых минут пребывания на кубинских дорогах возникает ощущение, что ты находишься в музее ретро-автомобилей под открытым небом. Повсюду старенькие Шевроле, Доджи, Бьюики и прочие шедевры американского автомобилестроения, чудесно сохранившиеся в местном мягком климате и бережно поддерживаемые в ходовом и привлекательном состоянии своими владельцами, у которых пока нет никакой другой альтернативы.

Такие машины на их родине, в США, можно увидеть разве что у коллекционеров или на свалках ретро-автомобилей. А здесь их множество, огромное множество, наверное, половина всего кубинского автопарка. На протяжении всех 16 дней я фотографировала чуть ли не каждую встречную машину, и заставила себя остановиться только когда моя фотоколлекция перевалила за полтысячи снимков.

Об огромном количестве советских машин на дорогах я уже писала…

Каждая машина кубинской полиции (преимущественно 7-ая модель Жигулей) укомплектована «синим ведерком» на крыше – мигалкой огромных размеров. Кому-то забавная акция автовладельцев, а кому-то — повседневная жизнь.

Кубинцы могут выглядеть как угодно – от блондинов с голубыми, серыми или зелеными глазами до совершенно черных негров. Часто у смуглых родителей встречаются белокурые светлокожие детишки – видимо, на Кубе много туристов из Швеции. Среди местных жителей очень много молодых смешанных пар – парень-негр и белая девушка.

Кубинские девушки получают мой первый приз в номинации «Самые короткие юбки мира». Даже школьная форма для девочек состоит из белой блузочки и коротеньких бежевых шортиков с квадратом в длину шорт спереди и сзади, благодаря которому кажется, что это мини-юбка.

Конечно, я уже видела детишек в пионерских галстуках в Лаосе и Вьетнаме, но привыкнуть к кубинским пионерам-негритятам в красных галстуках я так и не смогла.

Кубинские женщины как-то совершенно не стесняются ходить по улицам в бегудях, а также со свежеположенной на волосы и впитывающейся краской.

Я была во многих дешевых странах, но социалистическая Куба побила некоторые рекорды дешевизны: автобус №400 из Гаваны на пляж в Гуанабоа за маршрут в 20 километров или 40 минут обходится в эквивалент 50 российских копеек, тарелка с 5-ю шариками вкуснейшего мороженого в обсыпке за 2,5 рубля, стакан густого свежевыжатого сока за рубль, 1,5-литровая бутылка свежевыжатого сахарнотростникового сока за 5 рублей, сока папайи – за 14 рублей.

Обед с мясом в ресторане с белыми скатертями, вежливыми официантами и бокалами под напитки — 50-80 рублей за двоих (Сьенфуэгос, Санкти Спиритус). Бутерброд с яичницей с сыром и ветчиной – 5 рублей. Билет на выступление местной «команды КВН» в провинциальном театре – 5 рублей;

На улицах продают мороженое прямо из больших металлических ведер. Из них же наливают соки;

Поскольку общественный транспорт в стране развит очень слабо, на каждом перекрестке в сельской местности можно увидеть стопящих местных жителей. Я много слышала про «кубинское чудо» – амарильо, чуваков, которые рассаживают людей по машинам. В городах  мы таких не видела. Зато много раз видели в провинции, как пустые машины совершенно спокойно и с чистой совестью проезжали мимо стопящих – никакой солидарности.

Скудный ассортимент продуктов в государственных магазинах за песо (монеда националь) компенсируется хорошим выбором в магазинах за Куки (CUC – местная твердая валюта, которой в основном расплачиваются иностранцы, но в последнее время она вполне в ходу и у местных). В чем необходимость двух валют, мы так и не поняли. Потому что все товары, что подороже, оценены в куках. В ряде ресторанов еда оценена в песо, например, 40 песо за блюдо, а напитки в куках, например, 1 кук (25 песо) за банку пива.

Очень много курящих женщин и даже бабушек.

Говорили, что на Кубе нечего есть. И мы даже подумывали взять с собой горелку, гречку и консервы. И иногда баловать себя своей едой. Хорошо, что не взяли. Ибо на Кубе с едой все нормально.

В любом городе есть рынки, где можно купить фрукты. В конце февраля – начале марта это бананы, папайя, ананасы и гуава. В каждом городе помимо туристических ресторанов за куки, которых очень много в Гаване и Тринидаде (и поесть в которых можно за 10 куков на человека) есть гос. рестораны за песо – очень дешевые, где еда вкусная и обильная, хоть и без изысков (2-4 кука на двоих).

В Тринидаде мы нашли 2 чудесных места, где нас прекрасно кормили, правда, кушать приходилось стоя., потому как это были домашние кафе без столов (можно взять на вынос или поесть стоя). Везде в городах люди прямо из окон своих домов торгуют пиццей, бутербродами, яичницей, соками, рефресками и мороженым. Ну и туристов всегда с удовольствием покормят в касах – за 3 кука за завтрак и  6-9 куков за ужин.

Поражает отсутствие нормальных автобусов для местных. Есть Астро, но у них 1-2 автобуса в день между городами. Для местных такие автобусы стоят копейки, для туристов – в десятки (!) раз дороже. Есть автобусная компания Виазул, которой иностранцы в основном и пользуются, с ценой в 7 долларов за 100 км , что ни разу не дешево. Но ходит вовремя, и расписание удобное.

Есть камийоны (пассажирские грузовики), которые условно бесплатны (из Санкти Спиритус в Санта Клару 5 рублей), но тоже ходят 2 раза в день рано утром. Мы хотели покататься, но в моем сознании морально-этическая сторона вопроса перевесила. Я могу позволить себе ехать на Виазуле, который по цене заоблачен для местных. Так не буду я занимать собой и своим рюкзаком место в камийоне, когда толпы местного народу ждут свой камийон со свободным местом под палящим солнцем на перекрестках пустынных кубинских дорог.

Лодочное сообщение тоже с разными ценами для местных и иностранцев – в Сьенфуэгосе паром стоит песо для кубинцев и кук для иностранцев.

В качестве маршруток в городах используются лошадиные повозки. Много велорикш.

Много читала, что иностранцев воспринимают как ходячий банкомат  — мы этого совершенно не почувствовали. Нас пару раз обсчитали на пару рублей в гос. ресторанчике, несколько раз завысили цену, но в целом разводят не больше, чем в любой другой стране.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>