Под палящим солнцем к зданию с костариканскими пограничниками тянулись две длиннющие очереди метров по пятьдесят каждая – на выезд из страны и на въезд. Через стеклянные окна здания мне удалось увидеть, что на каждую очередь приходится всего по одному пограничнику, и мы уже приготовились было жить на этой границе вечно.
К счастью, через час добавилось по еще одному пограничнику, а когда мы заходили, на въезд в Коста-Рику работало уже четыре пограничника. В итоге мы простояли в очереди «всего» 2.5 часа. И первое впечатление от Коста-Рики было несколько подпорчено.
Костариканские пограничники сидели в ряд за общей стойкой, как в банке. Кругом царил бардак и неразбериха. Иммиграционных бланков нигде не было, мы получили их только от пограничницы и заполняли прямо на ее стойке, влезая потом с ними без очереди. Нам с Серегой почему-то поставили разное количество выездных штампов, зато обоим очень оригинально. Мне черный въездной штамп влепили поверх оранжевых шереметьевских, а Сереге аккурат на фото на его американской визе. И зачем-то еще один зеленый штамп на полстраницы, который мне не поставили. Кстати, гражданам России, имеющим действующую визу в США или Шенгенскую визу, виза в Коста-Рику не нужна.
Люди вокруг, что в столовке на границе, что в офисе автобусной компании были какие-то нервные и безразличные, и мы с первых минут пребывания в Коста-Рике начали ностальгировать по Никарагуа.
До Сан-Хосе мы шесть часов добирались на автобусе. За первые два часа пути в автобус три (!) раза заходили полицейские и проверяли у всех паспорта и въездные штампы. Потому как пройти границу незамеченным проще простого!
По дороге ничего особо примечательного не было: города и деревни не поражали воображение красотой архитектуры. Везде обычные одно-двухэтажные щитовые дома, как в США, и какие-то склады. Никаких красивых церквей и площадей, как в Никарагуа. Зато на каждом углу McDonalds, Burger King и Pizza Hut. И в каждой деревне есть супермаркет и банкомат. И непременное футбольное поле, ярко освещаемое по вечерам.
Около восьми вечера в полной темноте мы приехали в столицу. Автобус попетлял по улицам и въехал на территорию автобусного терминала. Там нас очень кстати приняли две тетушки, отрекламировавшие свою семейную гостиницу по соседству, куда мы с радостью и заселились, потому как искать в ночи жилье в Сан-Хосе совершенно не хотелось. Тем более в гостинице было чисто, уютно, стоила она по 10 долларов с человека, что для Коста-Рики является нормой, и окончательно нас подкупило наличие напротив китайского ресторана, где мы в тот вечер и поужинали. Странно видеть загорелых китайцев, едящих палочками, но говорящих по-испански. Правда, на следующее утро впечатление от семейной гостиницы несколько подпортил хозяйкин муж, который втридорога продал нам свои услуги таксиста для перевозки нас целых три минуты на автовокзал.
В 6.30 мы уже ехали на автобусе в Кариари (Cariari).
Транспорт и дороги Коста-Рики. Автобусы в Коста-Рике обычные, никаких раскрашенных chicken bus(ов), никаких кур внутри, никаких тетушек в кружевных передниках, никакой колоритной музыки. Кондукторов в костариканских автобусах нет, билеты на конечных остановках продают в кассах, на промежуточных билеты продает сам водитель, он же загружает вовнутрь багаж. Зато что в Никарагуа, что в Коста-Рике в автобусах сверху у окна есть веревочка, за которую надо дергать, чтобы у водителя раздался сигнал и загорелась лампочка «Остановка».
Дороги по сравнению с Никарагуа фигового качества и довольно трясучи – это касается в первую очередь дороги от Кариари в сторону пристани на Тортугеро и дороги от Кауиты (Cahuita) до Манзанильо.
Как только выехали из города и поехали в гору, начался дождь, и когда мы ехали через горный перевал между скалами, с них красиво текли водопадики и ручейки, а вокруг все было сочного зеленого цвета. Жаль только, что дождь не заканчивался следующие два дня. Поэтому сначала нам пришлось гулять под дождем по ничем непримечательному Кариари в ожидании следующего автобуса, потом ехать под дождем мимо банановых плантаций к пристани, а потом еще час плыть под ливнем на моторке по тропической реке.
Кстати, о плантациях. Коста-Рика – настоящая банановая республика. Сначала в 19 веке страну начали засаживать кофе, который стал основной статьей экспорта Коста-Рики. Для экспорта кофе с помощью приехавшей дешевой рабочей силы в виде китайцев и бывших рабов с Ямайки даже построили железную дорогу, соединившую горы, где растет кофе, с побережьем, откуда кофе вывозили на кораблях. Вдоль железной дороги посадили банановые деревья, чтобы было чем кормить строителей. И однажды владелец кофейной корпорации отправил в США на пробу контейнер с бананами. Бананы американцам понравились, и с тех пор Коста-Рика сменила свою экспортную ориентацию, забив на кофе и переключившись на бананы. Теперь в Коста-Рике все, что не является национальным парком и не покрыто джунглями, засажено бананами. Бананы выращивают удивительным образом, убирая каждую банановую ветку (которая может достигать метра в длину) в синий полиэтиленовый пакет. Зачем это делается, я так и не поняла, но, видимо, так бананам лучше. Поскольку Коста-Рика является мировым лидером в экспорте бананов, знайте, что вы, скорее всего, едите «полиэтиленовые» бананы!
Как раз с тех пор в Коста-Рике и обосновались китайцы, благодаря которым в каждом коста-риканском городке можно найти настоящий китайский ресторан с вкусной и недорогой едой, и, простите, негры, о которых будет позже.
Еда в Коста-Рике. С едой в Коста-Рике все не так замечательно, как в Никарагуа. Гайо пинто нет, в качестве гарнира подается отдельно рис, отдельно фасоль. Казалось бы, в чем проблема взять и смешать? Но вкус получается реально другой. Да и мясо по вкусу мне нравилось куда реже, чем в Никарагуа – все было сильно зажаренное.
Покушать и попить стоит дороже, чем в Никарагуа, и жутко раздражает, что везде есть 10% сервисного налога, при том что никакого сервиса особо нет. Поэтому в Коста-Рике мы, как правило, полноценно питались в ресторане только раз в день, а все остальное время перекусывали купленными в супермаркетах фруктами и сыром. И при первой возможности спасались недорогими и вкусными китайскими ресторанами.