Деньги. Местная валюта в Гватемале называется кетсал или кетсаль, или кетцаль (1$=8.20 кетсалей). Есть купюры в 1, 5, 10, 20, 50 и 100 кетсалей, а также монеты в 25, 50 центавов и 1 кетсал.
Поменять доллары на кетсали можно в любом банке без комиссии. Банки работают с 8.30 до 17 с понедельника по пятницу. В Антигуа и Чичикастенанго банки открыты и в выходные.
В Антигуа за жилье и шаттлы можно платить долларами.
Жилье недорогое и вполне комфортное. За 5-8 долларов везде можно найти одноместный номер с одной или двумя кроватями. Где-то с удобствами в номер, где-то на этаже. В горах в душе обязательно будет горячая вода – в наличии будет только один кран, и из него будет течь вода, подогретая с помощью электричества, о чем свидетельствуют многочисленные провода, небезопасно висящие прямо над душевой лейкой. На равнине (во Флоресе и Эль Ремате) будет только холодная вода, но там настолько жарко и влажно, что горячая и не нужна.
Во многих отелях на стене висит табличка местного ведомства Inguat, заведующего местами, работающими с туристами, и на этой табличке указана цена номера при одноместном и двухместном размещении. Как правило, хозяева эту цену не превышают, но если будут, можно смело ссылаться на табличку.
Гватемальские города и деревни шумные, местные жители любят послушать вечером громкую музыку, автобусы любят громко проезжать и гудеть, а двери гостиниц громко запираются на железные двери и тяжелые замки. Поэтому беруши для комфортной ночевки совершенно необходимы.
Еда. Если в ЮВА культ риса, который выращивается повсеместно, то тут, куда ни глянь, все засажено кукурузой. Из кукурузы готовят невкусные на вкус и тошнотные на запах кукурузные лепешки-тортильи, составляющие основу еды. Их женщины лепят в домах и на рынках.
В целом местная кухня разнообразием и вкусовыми качествами не отличается, и если бы не соседняя Мексика, благодаря которой тут периодически можно отведать тако и буррито, все было бы совсем грустно.
На уличных лотках, как правило, можно купить два вида блюд:
1) картофель фри с курицей в кляре – называется papas fritas;
2) рис с куском совершенно нежующейся говядины, которую при вас пожарят на решетке над углями, с размолотой до состояния пасты фасолью, которую размажут по лотку, две кукурузные лепешки и ложка томатного соуса сверху. В некоторых местах щедро может быть добавлен какой-нибудь салат, фасоль, рис и что-нибудь еще. При этом есть все это, видимо, полагается руками, так как мне к одноразовому лотку одноразовые приборы из многих раз дали только однажды.
В целом поесть стоит не так дешево, как, казалось бы, должно. На улице небольшое блюдо из разряда вышеописанного будет стоить 15-25 кетсалей, т.е. 2-3 доллара. В ресторанах, рассчитанных на местных и иностранных туристов, поесть можно на 5-10 долларов.
Есть все возможные международные сети фаст-фуда, включая McDonalds, Burger King, Pizza Hut, а также местные сети, типа Pollo Campero. В последнем за 20 кетсалей, что равно 75 рублям, вам продадут обычный чизбургер – как, оказывается, дешево жить в России.
На рынках пакетик с порезанными ананасами, папайей или любыми другими фруктами стоит 5 кетсалей. Кокос столько же. Авокадо по 2-3 кетсаля за штуку. Мороженое (helados) из ящиков на колесах, сопровождаемых звонящим в колокольчик продавцом, стоит 1 кетсаль, но оно водянистое и не особо вкусное. Есть сеть кафе-мороженое Sarita, продающие вкусное мороженое по 10 кетсалей за 2 огромных шарика в вафельном рожке. 1.5-литровая бутылка воды стоит 6 кетсалей.
Транспорт и дороги. Общественный транспорт в первую очередь представлен chicken bus(ами), прозванными иностранцами так потому, что в них наряду с людьми перевозят еще и всякую живность. Впрочем, это стандартно для подобных стран.
В основном чикен басы – это старые школьные автобусы, переехавшие сюда из США и Канады. Какие-то перекрасили в разные цвета, разнообразив разноцветными полосами и надписями, какие-то пока остались желтыми и сохранили надпись School bus.
Впереди на чикен басе красиво написаны названия городов, между которыми он курсирует. Помимо водителя к чикен басу прилагается зазывала, он же привязыватель багажа на крышу, он же собиратель денег.
Гватемальцы – народ скромный, поэтому на сиденье, рассчитанное на две маленькие попы американских или канадских школьников, вполне помещаются трое, а то и пятеро гватемальцев (с детьми).
Чикен басы любят громко гудеть и проезжать мимо с жутким грохотом, выпуская из трубы облако сизого дыма. Ездить на них по крутым гватемальским горным серпантинам – удовольствие не для слабонервных, но в целом они вполне комфортны, если не перегружены народом.
Между Флоресом (Санта Еленой), Рио Дульче и Гватемала-Сити ездят хорошие автобусы с мягкими откидывающимися сиденьями, где, кроме одного пассажира на одно сиденье, больше никого не посадят.
Также есть маршрутки, в которых всегда запихивают народу в два раза больше, чем положено, а места для ног там изначально меньше, и поэтому в них намного тесней и неудобней, чем в чикен басах.
Есть некомфортные пикапы, в которых сзади в открытом кузове стоят, держась за перекладину посередине и опираясь на перекладины по бортам – на них из городов возят в соседние деревни по плохим дорогам. В открытых пикапах сидя и стоя народ ездит по всей стране, в том числе и в столице. Дикие люди! До тайцев с их крытыми сонгтэо с лавками по бортам им еще очень далеко.
В городах и деревнях в качестве такси ездят красные и желтые тук-туки (крытый мотоцикл с водителем спереди и «каретой» на два места сзади), совсем как в Бангкоке.
Для туристов во все возможные места, представляющие туристический интерес, ходят shuttle(ы) в виде микроавтобусов. Стоят они дороже чикен басов, но ездят быстрее.
Ими имеет смысл ехать по маршруту аэропорт — Антигуа (от 5 долларов) или аэропорт — Панахачель (10 долларов), так как выезжать из Гватемала-Сити на общественном транспорте попросту небезопасно, а также Антигуа — Панахачель (5 долларов), так как это удобно, быстро и опять же относительно безопасно.
Дороги с хорошим асфальтом есть на удивление практически везде.
По моему маршруту жестокий участок без асфальта по горному серпантину был в течение 1.5 часов по дороге из Успантана в Кобан и последние 11 км. перед Ланкином. Из Ланкина в Семук Чампей ведет бетонная колея.
В населенных пунктах очень часто встречаются лежачие полицейские. В том числе и на крутых подъемах в гору.
Поскольку страна горная, прямых дорог нет. Есть серпантин с небольшим перепадом высот и серпантин с огромным перепадом, когда чикен басы и маршрутки прямо-таки карабкаются в гору или круто спускаются вниз, с трудом вписываясь в крутые повороты. Часть дороги из Успантана в Кобан, как раз где нет асфальта, в плане крутости горного серпантина не для слабонервных.
Здравствуйте, Ольга!
Меня зовут Алина. Спасибо за Ваш интересный сайт, я нашла для себя много полезной информации))))
Мы с подругой, буквально через две недели летим в Гватемалу, потом в Антигуа и дальше в Сан Педро, у Вас я прочитала «Ими имеет смысл ехать по маршруту аэропорт — Антигуа (от 5 долларов)» — подскажите, пожалуйста, а как и где я могу найти, записаться или забронировать этот маршрут?
Спасибо)))))
Алина, насколько я помню, туристический шаттл в Антигуа можно найти прямо в аэропорту. Плюс в интернете куча транспортных контор предлагает такую услугу, можно списаться и уточнить их расписание.
Спасибо, Ольга!
что-то у меня никак не получается правильно запрос в поисковике составить….. не выйду ни как на эти конторы((((((
Алина, попробуйте в гугле shuttle bus guatemala airport antigua