Когда хочется сменить обстановку и в новое место, но нет сил на великие свершения и грандиозный маршрут, надо ехать на остров, где все компактно и не разгуляться. Так я поехала на Мальту.
Вообще идея посетить Мальту зародилась в моей голове еще год назад, когда я думала про поездку на Новый год с двухмесячным Федей. Но тогда нам стало лень заморачиваться с шенгенской визой для малыша. И мы поехали на почти безвизовый Кипр, где провели 17 чудесных дней. А до Мальты добрались только сейчас. И что я могу сказать? Те, кто говорят, что на Кипре скучно и нечего делать, наверное, не были на Мальте )) Вот уж точно где нечего делать. Почти. И в целом недели на это островное государство – выше крыши, особенно если взять на часть времени машину, чтобы не привязываться к автобусам, маршруты которых хоть и разнообразны, но не очень регулярны. У меня на Мальте было две недели. Первая – вдвоем с Федей, чтобы в спокойном режиме погулять по старинным улочкам Валетты, по набережным вдоль моря и по детским площадкам. А на вторую неделю к нам прилетел Серега, и мы поехали на прокатной машине смотреть мальтийскую провинцию и чудесный остров Гозо.
Любви с Мальтой у меня не случилось – ни с первого взгляда, ни потом. И я не очень поняла, почему в этой стране так много туристов даже в феврале, когда погода оставляет желать лучшего, а для пляжного отдыха, мягко говоря, не сезон. Хотя отдельные места мне вполне понравились, и два дня, проведенных на острове Гозо, были чудесны от и до: и атмосферой, и природой, и архитектурой, и людьми. Чего я не могу сказать про мальтийский основной остров Мальта.
А еще мой приезд на Мальту совпал с мальтийским Карнавалом – одним из старейших в Европе. И хотя из-за непогоды Карнавал не особо удался, и часть мероприятий даже перенесли на следующие выходные, о чем мы случайно узнали, наткнувшись на повтор Карнавала уже после Серегиного приезда, все равно было очень красочно, колоритно и интересно. И если вдруг меня когда-нибудь еще раз занесет на Мальту, это будут только даты мальтийского Карнавала, потому что для меня все вокруг было сказочным (с поправкой на кучу мальтийских косяков), а для подросшего ребенка должно быть еще интересней. Было очень душевно, что все артисты в потрясающе красивых костюмах с удовольствием позировали для фотографий и соглашались сфотографироваться вместе. И еще в даты проведения Карнавала почти все местные детки были наряжены в забавные костюмы, так что чувствовалось, насколько это событие значимо для местных жителей.
Перелет. В декабре у Air Malta появились недорогие билеты на февраль (130 Евро за взрослого и младенца до двух лет без места), и я не стала долго думать. Удобно, что рейс прямой, но не особо удобно, что туда ранний утренний, а обратно ночной. Это две бессонные ночи. Зато первый и последний дни полные.
Во время полета туда карта и информация о полете отражалась на экране вверх ногами, так что прочитать можно было только короткие названия городов вроде Kiev. С компьютерной системой у а/к вообще странности – оба раза нам дали не те места, которые я выбирала при покупке билета. Покормили невкусным пустым сэндвичем с кусочком ветчины и тонким слоем плавленного сыра. Каждому дали по бутылке воды. Это за 4-часовой перелет. Но меня порадовало, что оба раза рядом со мной оставили свободное место, впрочем, самолет не был полным. И на посадке с правой стороны открылся шикарный вид на невероятно причудливо изрезанную береговую линию Валетты.
Погода. Мальта встретила нас штормовым ветром и ливнем. Так что на багажной ленте я получила промокшую коляску. А потом аэропортовый автобус X2, который должен был стартовать в 9 утра, просто погасил табло и никуда не поехал. И толпа людей осталась стоять под крышей остановки, которая ничуть не защищала от ураганного ветра и дождя, льющегося со всех сторон сразу. Автобус, к слову, ходит только раз в час. Первые полчаса мы не теряли надежды, что он все же поедет. Но он так никуда и не поехал. И в 9.45 все набились в экспресс-автобус TD2 в ту же сторону, только заплатили не по 1,5 евро, а по 3. Так что опыт с мальтийским общественным транспортом у меня с первых минут был очень не очень, и выбор средства передвижения для осмотра островов стал для меня очевидным, но это другая история, а пока о погоде.
Погода все две недели была разная: было много солнца и много дождей. Часто в течение одного дня. Я вообще не помню, чтобы еще где-то когда-то была такая погода: пятиминутный дождь по 30 раз в день из тучи через одну. А в перерывах облачно или солнечно. Полностью солнечных дней без единого дождика было всего два.
Что было неизменным все две недели, так это почти постоянный адский ветер, пробирающий до костей. Спокойных и относительно безветренных дней было всего два-три. Так что несмотря на температуру от 10 до 17 градусов, я почти всегда ходила во флисе, пуховике и ветровке. Одновременно.
Но в целом по сравнению с московской погодой было неплохо. Для длительных прогулок и осмотра достопримечательностей температура была комфортной. По полдня дождь не лил ни разу. А пара сильных ливней обычно заканчивалась максимум через пару часов. Зато за пределами городов все было зеленым и вовсю цвело. Хотя растительность на Мальте очень лаконичная, а в городах сплошные каменные джунгли, и деревьев почти нет.
Море очень сильно штормило в наш первый день. И, судя по количеству людей, фотографировавших волны, такой шторм бывает нечасто. Потом почти всегда был штиль, а если и раздувало волны, то всего на несколько часов.
Люди на Мальте и Гозо. Люди на Мальте мне не понравились. С самого начала и до самого конца. С небольшим исключением на несколько жителей Витториозы, которые были милы и приветливы. Мальтийцы показались мне хмурыми и недоброжелательными. Чего совсем не ожидаешь от южных жителей Средиземноморья. И еще не то чтобы я ждала, что все вокруг будут восторгаться моим маленьким сыном, но после Турции, Балкан, Японии и Вьетнама было привычно ждать улыбок при взгляде на милого маленького мальчика. А на Мальте его будто не замечали. Да и ладно.
Люди с первой минуты показались мне некрасивыми. Много мужиков с простыми и грубыми лицами «краснодарских трактористов». Много людей, в том числе молодых девушек, с лишним весом – временами своим телосложение люди напоминали мне коротких и лишенных шеи жителей Боливии. Что впрочем неудивительно, учитывая то, сколько хлеба и булок они едят.
В автобусах, супермаркетах, в кафе, на улице никто не был приветлив и улыбчив. Все как-то сухо и по-деловому. А может это и не мальтийцы вовсе – в Слиме и Валетте очень много гастарбайтеров: негров, украинцев, каких-то прочих непонятных белых, непонятно зачем приехавших на заработки именно на Мальту (судя по подслушанному в автобусе разговору двух украинцев, их соотечественницы трудятся за 5 долларов в час 40 часов в неделю, и большее количество часов им работать не дают).
К счастью, на Гозо ситуация была совсем другая. Люди там были доброжелательны, улыбчивы и милы! Удивительный контраст.
Отели. На первую неделю я забронировала себе отель Roma в Слиме. Слима – это район столицы (или отдельный город, сросшийся со столицей) через залив от Валетты. С самым лучшим видом на Валетту, красующимся на обложках всех путеводителей. И с разнообразием жилья на любой вкус и кошелек. До Валетты добраться проще простого: на пароме за 5 минут, который ходит раз в полчаса и стоит 1,50 Евро в один конец или 2,80 в оба. Или на автобусе по живописным дорогам вдоль набережных, но правда минут за 20-30 вместо 5 по воде.
Я бронировала самый дешевый номер, в котором предполагался «вид на стену», но то ли за бронирование аж на семь ночей, то ли из-за наличия маленького ребенка, мне дали чудесный номер с балконом и панорамным видом на море с высокого 6 этажа. Что несомненно сделало мое пребывание в отеле крайне приятным, особенно в те два дня, когда Федя словил неведомый вирус с температурой 40, и нам пришлось отлеживаться дома.
За 26 Евро в номере было все необходимое, включая кондиционер (что очень актуально для отопления жилища зимой), холодильник, телевизор и вентилятор. В стоимость включен завтрак в виде шведского стола: хлеб, нарезка салями, ветчина, сыр, джем, хлопья с молоком, кофе из автомата или чай из бара. Каждый день абсолютно одно и то же, ничего горячего и никаких фруктов-овощей, но это лучше, чем ничего. Каждый день уборка и смена полотенец. По запросу поставили детскую кроватку. Единственный минус – это отсутствие бесплатного wi-fi в номерах. Бесплатный есть только на ресепшн. Но рядом на набережной и особенно в центре Валетты куча бесплатных сетей, так что меня отсутствие wi-fi в номере не напрягало. И отелем я осталась полностью довольна. Выбирая из соседних отелей за аналогичную цену, здесь меня прельстило наличие и кондиционера (абсолютно необходим зимой для обогрева), и холодильника. А еще на первом этаже находится недорогой ресторан L’Aroma, где неплохо готовят, в том числе традиционные мальтийские блюда типа тушеного кролика, и с 18 до 19.30 можно получить скидку 15% за «ранний» заказ ужина.
Вернувшись в столицу после своего автопутешествия, мы снова заселились в Roma, снова за 26 Евро, правда теперь уже за двоих с завтраком, но на сей раз как раз в номер с видом на стену )) Впрочем на две ночи это было совершенно некритично.
Прокатная машина или автобусы. Поскольку мой первый опыт с (аэропортовым) автобусом на Мальте был неудачным, для меня выбор между прокатной машиной или автобусом не стоял. Тем более с ребенком. На пять дней через economycarrentals.com мы взяли Ford Fiesta за 48 Евро (еще 32 Евро заплатили за бензин).
В первый день в итоге никуда не поехали, т.к. у Феди только нормализовалась температура, и хотелось перестраховаться и быть поближе к мед. учреждениям (и в итоге в этот день мы очень удачно попали в Валетте на «повтор» Карнавала, частично отмененного неделю назад из-за непогоды).
А за следующие четыре дня объехали восток, север, запад и центр Мальты (первый и последний день) и весь остров Гозо (полный 2-й и 3-й дни). Неокученным остался только самый юг о. Мальта, его мы как раз успели бы посмотреть за пятый день, но там мне никуда особо и не хотелось.
В целом многое из того, что мы увидели, можно посетить с помощью автобусов и пешком. Но за 4 дня все, что объехали и увидели мы, с помощью рейсовых автобусов не увидеть даже если путешествовать быстро и без ребенка. Потому что хоть автобусная сеть и разветвленная, автобусы ходят не очень часто (а иногда вообще не приходят))).
На Мальте и на Гозо есть минимум две автобусные компании Hop On Hop Off, и, например, на Гозо они удобны тем, что не только привозят к самым интересным местам, но еще и ждут какое-то время до отправления, т.е. места, не требующие долгого пребывания, можно посетить на одном и том же автобусе – выйти, сфотографировать красивый вид и поехать дальше. Билет действует один день и стоит 18 Евро на Гозо и 20 Евро на Мальте. Но если вас минимум двое, то экономическая целесообразность уже неочевидна (т.к. это 76 Евро за двоих за день автобусного тура на Мальте и еще день на Гозо, а мы за 4 дня полной автомобильной свободы заплатили 80 Евро). К тому же на Мальте наиболее понравившиеся мне природные места в автобусный маршрут не включены (например, полуостров Марфа на севере и Dingli Cliffs к югу от Мдины). И туда либо придется ехать самим на рейсовом транспорте, а это доп. расходы, либо вообще не ехать.
Для особо терпеливых, никуда не торопящихся и любящих много ходить пешком, чтобы добраться от остановки автобуса до интересующего природного места (или если хочется посетить только города и не нужны отдаленные природные красоты), существует недельный безлимитный проездной на все автобусы, действующий и на о. Мальта, и на Гозо. Стоит он 21 Евро. И если заранее изучить автобусные маршруты с расписанием и все спланировать, может получиться отличный вариант. Особенно на Гозо, где расстояния небольшие и при этом много красивых мест, между которыми приятно ходить пешком, а потом возвращаться в цивилизацию на автобусе.
У нас нигде не было проблем найти бесплатную парковку – на Мальте и Гозо вся парковка вдоль улиц бесплатна, главное не вставать туда, где желтая разметка (за это штрафуют). Есть бесплатные парковочные площадки даже в центре городов. Очень удобно. Разве что в Слиме приходилось попариться с поиском места рядом с отелем. И в Валетте мы парковались за крепостными стенами, а не в центре города.
Что посмотреть на Мальте и Гозо. В плане природы остров Мальта меня не особо впечатлил – как сам по себе, так и в сравнении с более рельефным и более зеленым Гозо.
На Мальте довольно много городов и городков, много людей (около 400 тысяч) и много машин. Города и городки современные, традиционного и старинного осталось немного, но есть четыре красивых и обязательных для посещения города: столица Валетта, соседняя Витториоза (Биргу), город-крепость Мдина и соседний Рабат. И если времени на мальтийские острова немного, на Мальте я бы смотрела только эти города. А за природными красотами ехала на Гозо.
На маленьком Гозо городков (или скорее крупных деревень) тоже хватает, но все они оказались очень симпатичны своей старинной или стилизованной под старину архитектурой и компактно расположены на вершинах многочисленных холмов. В каждом таком городке посередине обязательно есть красивая площадь с огромной церковью и парой популярных у местных жителей атмосферных пабов. Жителей на Гозо всего 30 тысяч, и мы часто, гуляя по тихим улочкам городков, задавались вопросом, а где жители всех этих красивых домов – так тихо и безлюдно там везде было.
Местность на Гозо рельефная, дороги с постоянным перепадом высот и поворотами, вокруг очень зелено, так что ездить по острову было очень приятно.
Еще на Гозо невероятно красивый высокий берег с совершенно отвесными утесами. И есть несколько узких и глубоко врезавшихся в сушу заливов-фьордов со скалистыми берегами и бирюзовой водой.
И единственное, чего мне не хватило за две недели на мальтийских островах – это возможности сходить в пару треккинговых маршрутов вдоль побережья Гозо. За этим я как-нибудь вернусь на Гозо на пару дней, совместив с Карнавалом.
Наш автомобильный маршрут на о. Мальта. Достопримечательности Мальты
День 1. Sliema – St. Julian – Bugibba — Marfa Peninsula (Ramla Bay, White Tower, Daħlet ix-Xilep, Ras il-Qammieh, Red Tower) — Gadira Nature Reserve – Cirkewwa и паром на Гозо
День 4. Паром с Гозо в Cirkewwa – Mellieha - Għajn Tuffieħa Bay — Fomm ir-Rih Bay — Dingli Cliffs — Clapham Junction — Buskett Gardens — Verdala – Mdina – Rabat — Sliema
Наш первый автомобильный день, посвященный осмотру северной части Мальты, можно охарактеризовать емким «Э???». Проехав рекомендованный в LP маршрут по полуострову Marfa и посмотрев по пути еще несколько достопримечательных мест, мы вообще не поняли, о чем это все и что тут достопримечательного?
Стартовав с набережной уже родной Sliema и проехав мимо заставленного строительными башенными кранами St. Julian, довольно быстро мы приехали в курортный городок Bugibba. Совершенно не понимаю, зачем там зимой кто-то отдыхает – купаться все равно холодно, смотреть в самом городе нечего, у нас в Sliema хоть красивые набережные и прекрасный вид на Валетту.
На полуострове Marfa прокатились по нескольким отвороткам от главной дороги, но ни заливы, ни пляжи, ни тем более дачные поселки мальтийцев не показались мне симпатичными.
С северо-восточной части полуострова приятным оказалось только местечко Daħlet ix-Xilep с высоким скалистыми берегом и статуей девы Марии. Но опять же в сравнении с красотами Гозо в следующие дни – можно смело пропустить.
Потом прокатились в другую сторону полуострова – на юго-запад. Там возвышается одна из самых монументальных сигнальных башен, которых на Мальте много – Красная башня.
А в конце дорога упирается в местечко Ras il-Qammieh – вот там было красиво и было приятно погулять. Пожалуй, на Мальте это мое самое любимое природное место.
Потом мы вернулись в цивилизацию к заливу Mellieha. Прямо через дорогу от пляжа находится редкий для Мальты участок с небольшим пролеском вокруг озера – там создан Gadira Nature Reserve для охраны и наблюдения за перелетными птицами. Орнитологи насчитали там около 200 видов, а мы увидели воробья, голубя, утку и малиновку )) Но хоть погуляли под невысокими алеппскими сосенками.
Вернувшись на Мальту после Гозо, мы поехали смотреть западную часть острова. Для начала заехали в симпатичный городок Mellieha с улочками, круто взбирающимися по скалистым холмам. Своим рельефом город напомнил мне Латинскую Америку.
В 9 утра сходили в только открывшийся музей Air Bomb Shelter – самые протяженные на Мальте туннели, вырытые местными жителями вручную для использования во время бомбардировок Второй мировой войны в качестве бомбоубежища. Информации немного, но в целом место интересное.
Потом съездили посмотреть на залив Għajn Tuffieħa Bay – симпатично, но как раз начался очередной дождь, так что насладиться красотами в полной мере не удалось.
Затем решили удалиться от цивилизации и заехали в местечко Fomm ir-Rih Bay – мое второе самое любимое природное место на Мальте. А может и первое! Вот где чувствуешь себя на краю земли: небольшой залив, бирюзовая вода, руины деревушки на склоне горы. И ни души!
Панорамная дорога по высокому берегу и Dingli Cliffs в целом были симпатичны, но после Гозо не то! Хотя если не ехать на Гозо, то тут побывать стоит. Вдоль дороги и около смотровых площадок расставлены скамеечки, так что можно с комфортом полюбоваться видами.
На Clapham Junction предполагалось найти древние следы от повозок. Я не особо понимала, что именно искать. И думала, что не нашла. А уже позже, увидев фотки этого места на открытках, оказалось, что я по этим колеям и ходила. Но оно того не стоило ))
Buskett Gardens – это самый большой лес на Мальте. Масштабы для жителя России, конечно, смешные. Мы не стали останавливаться и наслаждаться, решив насладиться лесом в расположенном посреди него Verdala Palace. Зарулили на парковку за открытыми воротами, собрались выгружаться, и тут к нам подходит охранник и просит уехать, т.к. это «частная собственность… резиденция Президента Мальты». Ой-ой! Так мы остались без леса и без дворца, ну хоть издалека на дворец посмотрели (компактный новодел).
Оставшуюся большую часть дня мы провели в прогулке по чудесным Мдине и Рабату. И хотя в маленькой Мдине днем толпы туристов, эти два городка стоят того, чтобы потратить на них полдня-день (приехав туда, например, на рейсовом автобусе). Очень приятная архитектура, очень красиво!
Люди, правда, в Мдине и Рабате такие же никакие, как везде на Мальте. В Рабате я зашла в популярную у местных жителей кафешку, чтобы купить с собой вкусных булочек пастицци с горохом и рикотой. Стоят они от 30 до 90 центов. Купила 6 штук. Но прямо на мне у кассира «заел» древний кассовый аппарат. Сначала выбил 7 Евро, потом 8. С помощью коллеги они секунд 30 побились над кассовым аппаратом, после чего озвучили мне, что с меня 8 Евро. Хорошо, что я умею считать – с меня было 4,60 )) Было вкусно, но осадочек неприятный остался.
Наш автомобильный маршрут на о. Гозо. Достопримечательности Гозо.
День 2. Gajnsielem – Nadur – Ramla Bay – Marsalforn – Salt Pans – Wied il-Ghasri – Basilica Ta’Pinu – Dwejra- Xewkija — Gajnsielem
День 3. Gajnsielem – Xaghra — Mgarr ix-Xini – Sanap Cliffs – Xlendi – Victoria — Gajnsielem
На Гозо мы провели всего два полных дня (и три ночи), и это были два чудесных дня. И в целом, если бы меня когда-нибудь занесло на Мальту с пляжными целями (что вряд ли случится), это был бы остров Гозо на весь срок.
Там было мало людей и мало машин, зато много зелени и деревьев. Было душевно, а люди были милые и доброжелательные – ровно такие, каких ожидаешь встретить в этой части света. Там очень милые городки с традиционными циновками, висящими на дверях!
И на Гозо очень красиво в плане природы – временами аж дух захватывало. Так что Гозо был моей любовью с первого взгляда и до последней минуты. Уезжать было жалко, но в целом за два дня в том режиме, в каком мы можем сейчас путешествовать, мы посмотрели все интересное. Хотя я бы не отказалась от пары-тройки дней треккинга вдоль высоких отвесных берегов.
На Гозо мне было все равно, где жить – островок маленький и до любого места можно доехать за полчаса. Так что я выбрала гестхаус с нормальной ценой и высоченными рейтингом 9.2, основанным на 305 отзывах. Только никто из этих 305 человек не написал, что зимой в этом помещении температура, несовместимая с нормальной жизнедеятельностью человека. Хотя я читала и зимние/весенние отзывы. Так что за 26 Евро у нас была уютная, но очень холодная комната. И даже взятый у хозяина в аренду обогреватель не особо спасал ситуацию. А за пределами номера был еще более холодный коридор и общая кухня, в которой я могла находиться только во флисе и пуховике. Суровые на Мальте и Гозо зимы ))
Хотя в LP не было про Gajnsielem ни слова, городок оказался очень милым, и мы с удовольствием гуляли по нему все три вечера, отдыхая от дневных разъездов. Традиционная для Гозо симпатичная центральная площадь, огромная церковь, милые старинные или стилизованные под старину домики с циновками над дверями (как мы поняли, их опускают, когда хозяев нет дома).
Есть пара кафешек, в которых вкусно и недорого кормят. Есть огромный супермаркет. И неплохая детская площадка на радость Феде.
В наш первый полный день мы поехали смотреть прибрежные красоты. Для начала погуляли по приятному городку Nadur.
Заехали посмотреть на пляж с красным песком у залива Ramla Bay.
Проехали через небольшой и милый курортный городок Marsalforn.
Сразу за которым обнаружились очень живописные соляные ванночки, многие из которых сохранились еще со времен крестоносцев, а сейчас используются местными жителями для добычи соли с мая по сентябрь. Чудесное и тихое место для прогулки вдоль моря с красивыми видами. Только ветер там дул очень сильный.
Потом заехали к красивейшему месту Wied il-Ghasri с узким фьордом и бирюзовой водой и ковром полевых цветов, цветущих вокруг отвесных скал. В этом месте я в первый раз пожалела, что не могу погулять по Гозо пешком – во все стороны уходили очень заманчивые пешеходные тропы.
Потом остановились около популярной базилики Ta’Pinu – церковь новодельная и с архитектурно-интерьерной точки зрения не особо интересна, но для паломников место значимое.
И к обеду приехали к самому известному месту на Гозо – Dwejra. Там и сейчас очень красиво. Есть небольшое внутреннее море, отделенное от моря пещерным туннелем (и в штиль там можно кататься на лодочке, но в наш день был шторм). Есть пешеходные маршруты: по хребту над внутренним морем, или к краю утесов с видом на залив и высоченные утесы, или в другую сторону к огромной круглой скале, торчащей из моря. Есть приятный и вкусный ресторанчик. Жаль только, что нет больше Лазурного окна - символа Гозо, да и, пожалуй, всей Мальты, красующегося на всех открытках. Оно рухнуло в море в марте 2017 года – немного не дождалось моего приезда. Но Dwejra все равно достойна визита, хоть в этом месте и толпы туристов, и посему оно не стало моим самым любимым на Гозо.
Под конец дня мы заехали в городок Xewkija и посмотрели местную церковь, известную под кодовым словом Ротонда – с третьим по величине неподдерживаемым куполом в мире. Масштабно и впечатляет.
Во второй полный день на Гозо мы посмотрели достопримечательности центра острова и южного побережья. И снова прекрасный день!
В городке Xaghra прогулялись мимо мельницы – таких раньше тут было много. Хотели сходить в пещеру, обнаруженную под одним из частных домов в конце 19 века, но хозяев дома не оказалось.
В местечке Mgarr ix-Xini полюбовались красивым фьордом и походили по его высокому берегу. Но вчерашнее место рядом с Марсалфорном мне понравилось больше.
Зато потом было местечко Sanap Cliffs – мое самое любимое на Гозо (и в целом на Мальте). Невероятные виды с высокого берега во все стороны, красивейшая дорожка, выложенная плиткой и идущая вдоль обрыва, прекрасные виды на тропы в сторону Xlendi. Жаль только, что, когда мы там были, пошел дождь. Но даже он не смог испортить впечатление. Сюда я с удовольствием когда-нибудь вернусь. И дойду до Xlendi пешком. А пока мы поехали туда на авто.
И Xlendi, пожалуй, единственный курортный городок на Мальте (и Гозо), который мне понравился и в котором я могла бы с удовольствием отдохнуть на море. Он находится в глубине красивой скалистой бухты, вокруг высокие скалистые утесы, куча вариантов для пешеходных прогулок, чудеснейшая набережная, вернее сразу несколько, идущих на разных уровнях параллельно друг другу. Над пляжем очень милая пляжная зона кафе и ресторанчиков. Чудесное местечко. Не знаю, что там в сезон с народом и толпами, но в дождь и ураганный ветер там было прекрасно! ))
И на десерт у нас осталась чудесная столица Гозо – город Victoria. Красивый, уютный и милый городок. Побродили по улочкам старой части, сходили в крепость и бесплатно полазили по стенам и древним улочкам. В платные музеи не пошли – ничего особо не заинтересовало и с Федей было неудобно. А потом плотно пообедали в ресторанчике на одной из красивых площадей старой части города.
Уплывать с Гозо было грустно. Но я с удовольствием как-нибудь вернусь на этот доброжелательный и живописный островок. Паром туда и обратно за машину с водителем и одного взрослого пассажира (ребенок бесплатно) обошелся нам в 20 Евро. Проезд оплачивается на пути назад. По пути паром проходит необитаемый и очень популярный для пешеходных экскурсий остров Comino – может быть как-нибудь в другой раз.
После возвращения с Гозо на Мальте все кажется большим и многолюдным. Но вернувшись в Слиму, мы чудесно провели два следующих дня: один целиком в прогулке по тихой и душевной Витториозе.
А второй, довольно дождливый день, в неспешной прогулке по Валетте с ее старинными зданиями с нависающими балкончиками и потрясающими видами со смотровых площадок Lower и Upper Baraka Garden. Кстати, в 2018 году Валетта объявлена Европейской культурной столицей.
Вот такая у нас получилась Мальта. Красивая и интересная своими четырьмя старинными мальтийскими городами и прекрасная высокими обрывистыми берегами, атмосферными городками и доброжелательными людьми маленького острова Гозо. А еще я очень рада, что побывала на Мальте именно во время Карнавала. Оно того стоило, даже несмотря на так себе погоду в это время года. И если не интересоваться на Мальте пляжным отдыхом, а ехать только на неделю, чтобы сменить обстановку и увидеть что-то новое, я бы непременно ехала на Мальту именно в даты Карнавала. Тем более Карнавал местячковый, на количество иностранных туристов он особо не влияет, и цены на жилье во время его проведения никто не задирает.