Кипр: Пафос и деревни в горах Тродос

30 и 31 декабря 2016 года мы провели в Пафосе, городе, которому в 2017 году предстояло быть культурной столицей Европы. По этому случаю в старом центре города, расположенном в километре от моря, перекопана каждая первая улица и закрыты абсолютно все кафе и магазины. Так что мы проводили время только недалеко от набережной. Набережная мне, правда, не очень понравилась – коротковата и не живописна. К тому же оба дня дул очень сильный ветер, море штормило и периодически начинался дождь.

Из достопримечательного мы пару раз погуляли по мосткам над раскопками древней церкви с красивыми мозаичными полами и более поздней (но все равно очень старой и красивой) церковью между мозаик и колонн. Спустились в катакомбы, где в разных мини-пещерках стоят иконки.

Прогулялись мимо форта и по пешеходной тропе вокруг археологического парка.

В первый день, когда начался дождь, погрузились в машину и поехали в наш пригород искать ресторан для обеда, но все было так безнадежно закрыто на праздники, что потратив 1,5 часа на поиски и найдя ресторанчик с выбором из двух блюд (к счастью именно это мы и хотели, и покормили нас очень вкусно и душевно), мы решили сразу после ехать в супермаркет и делать стратегический запас еды на 31 декабря и 1 января.

В итоге на следующий день, снова обойдя знакомые места в Пафосе, мы нашли чудесный ресторан для обеда, а на новогодний ужин приготовили дома праздничный греческий салат и стейки с картошкой. А на десерт закусили сочной пахлавой и чурчхелой (на Кипре есть чурчхела, да, только называется по-другому). Ну и приготовили еды на первое утро нового года. После чего с чувством выполненного долга легли спать, чтобы проснуться в новом году. Даже в нашей тихой деревеньке в 0 часов народ шумно порадовался наступлению Нового года, от чего я проснулась. Но радостные крики длились всего пару минут, так что мы отлично выспались.

Маршрут через горы Тродос: Pafos – Omodhos  — венецианские мосты в Тродосе – Prodromos – Pedoulas – Moutoullas – Kalapanayiotis – Kakopetria – Nikosia

Первый день нового года прошел очень насыщенно. Мы выехали из Пафоса аж в 8 утра и до полудня встретили всего пару машин на трассе и одну на второстепенных дорогах.

Для начала заехали в деревню Omodhos, которая очень красиво смотрелась с находящейся над деревней дороги на фоне заснеженной горы Олимпос. Припарковали машину прямо на центральной площади, взяли в руки автокресло и пошли гулять. Зашли в красивый монастырь, главную достопримечательность деревни, где шла утренняя воскресная служба. Самым необычным было то, что по периметру монастыря висели рупоры, и служба вещалась на всю деревню. Народу внутри церкви было немного, но благодаря рупорам к религиозной церемонии приобщались все. Чем-то напомнило азан, призыв муэдзинов к молитве, раздающийся на все окрестности из динамиков.

Потом прошлись по паре вымерших улочек, вернулись в машину и поехали безлюдными горными серпантинами через изумрудный хвойный лес искать затерянные в горах венецианские мосты. LP писал, что на машине доступен один мост, мы легко доехали и посмотрели два. Первый очень впечатляет красивейшим расположением над горной рекой, состоящей из двух рукавов. Мост круто изогнут и монументален! Второй был поменьше и сверху плоский, но все равно очень хорош собой в окружении высоких гор, покрытых лесом.

Потом мы забрались по горным дорогам мимо многочисленных сонных деревенек к самому высокогорному населенному пункту Кипра – деревне Prodromos, и попали в зону снегов )) Деревня на вид ничем непримечательна, но новодельная церковь красиво смотрелась на фоне заснеженного Олимпоса.

Когда мы проехали деревню и оказались с северной стороны перевала, вдоль обочин появились сугробы. А мы на летней резине )) К счастью, зона снегов длилась минут 5-10, и вскоре мы спустились с перевала.

Нас ждали три расположенные в долине по соседству друг с другом деревни: Pedoulas – Moutoullas – Kalapanayiotis.

В Pedoulas мы припарковались около новой церкви и спустились вниз по крутой дорожке к старинной церкви. Церковь, к счастью, была открыта, но фрески внутри меня не очень впечатлили – было заметно, что их хорошенько отреставрировали. Потом постояли на смотровой площадке перед новой церковью – с нее открывается отличный вид на всю деревню, долину и море внизу, уже на турецкой стороне острова.

В следующей деревне Moutoullas мы по отворотке забрались на холм над деревней, нашли искомую старинную церковь, чуть больше и красивей внешне, чем предыдущая, но, к сожалению, закрытую на замок. LP писал, что ключ можно взять в деревне в кофе-шопе, но в каком именно уточнить забыл, а ближайший к отворотке был закрыт.

Зато в следующей деревне Kalapanayiotis церковь была огромна, очень атмосферна и прекрасна. И открыта. Только ради нее стоило проделать такой дальний путь из Пафоса. Да и сама деревня очень красиво расположена на противоположном от церкви берегу реки, хотя видно, что место туристическое, и самые красивые здания переделаны под гостиницы.

Последним пунктом на сегодня была деревня Kakopetria, которую я бы скорее назвала маленьким городком. Городком современным, в котором в очень красивом месте на небольшом горном хребте между двух речушек сохранилась старинная часть, состоящая всего из одной улицы и нескольких ответвлений в стороны. В этой старинной части множество колоритных домов, правда, часть из них переделана под кафе и рестораны. Есть красивая и доброжелательная церковь с колоритной бабушкой, мило включившей для нас свет, чтобы мы могли оценить интерьеры.

Какопетрию мы смотрели уже в сумерках, и перед финальным марш-броском в столицу хотелось покушать. Как только мы спустились из старой части деревни в часть современную, с неба полило, так что успели дойти лишь до ближайшего ресторана с ничего не обещающим названием «11», где тем не менее было множество киприотов и очень вкусно!

А потом мы в темноте и частично под дождем приехали в Никосию, где заселились в гостиницу в тихом районе частных домиков в 100 метрах от тюрьмы и 15 минутах пешком от Старого города ))