Финляндия: Трехдневный велопоход около Лаппеенранты через форты Суворова и линию обороны Второй мировой войны

22-25 июня 2013 года: Малиновка — Брусничное (граница) — Nuijamaa — вдоль Сайменского канала — Lappeenranta — Taipalsaari — Partakoski (1 ночевка, 120 км.) — Savitapale — Luumaki/Taavetti — Luumaen — Suo Anttila — Salpalinjan luola (2-я ночевка, 80 км) — Pulsa — Vilkjarvi — Lappeenranta — Antamoinen — Rapattila — берег Сайменского канала (3-я ночевка, 70 км) Nuijamaa — Брусничное (граница) (10 км.).

Вернувшись из дальних и долгих странствий, я сразу задумалась о близких и коротких. И поскольку в таких делах без Шенгенской визы как без рук, подалась на финскую мультивизу. Финны большие молодцы! Кроме паспорта, анкеты, фотографии, страховки и сборов за визу + услуги сервисного центра, больше ничего не требуется. И подав документы 3 июня со сроком получения 10 июня, 4 июня на сайте мой паспорт значился отработанным, а 5 июня готовым к получению в Визовом центре. Очень оперативно.

На форумах все писали, что первую визу финны дают с коридором в полгода и 30 днями пребывания. Я набралась наглости и попросила годовую на 90 дней. Финских виз у меня никогда не было, зато два последних Шенгена были годовые датские. В итоге мне дали золотую середину — полугодовой мульт на 90 дней. И правильно — глядя в мой паспорт, можно предположить, что 30 дней за полгода мне может и не хватить.

Для первого раза и с учетом чудесного прогноза погоды выбрали веломаршрут вокруг Лаппеенранты, городка, в котором побывали, наверное, все без исключения жители Санкт-Петербурга и Ленобласти, но об этом позже.

Ночной поезд в Питер, сбор великов и велопрогулка в 6 утра по просыпающемуся пустому городу с мягким солнечным светом и на редкость голубым небом. Завтрак, снова разбор великов, погрузка в машину и пара часов красивой дороги до погранперехода Брусничное. Последние 20 километров перед границей отданы в аренду Финляндии — финны занимаются на Сайменском канале судоходством, и дорога то и дело переезжает через шлюзы. Наблюдая гладкий как масло асфальт под колесами, новенькие желтые финские дорожные знаки, грамотно сделанные повороты с уклоном дорожного полотна и идеальную чистоту вокруг, непатриотично хочется, чтобы и все остальные части России отдали в аренду более развитым западным соседями…

На границе оказалось, что оставить машину на целых 4 дня нельзя — пограничная зона, служебная стоянка и все такое. Так что возвращаемся к первому КПП у моста через р. Малиновка, оставляем машинку там, собираем велы и уже знакомым маршрутом снова едем 20 км до границы, на сей раз верхом на велосипедах. Автомобильные очереди нам теперь нипочем — быстро проходим нашу сторону (впрочем, на ней очереди и не было, наши работают на удивление четко), проезжаем нейтральную зону и прокатываемся мимо длинной очереди на финский погранпереход. Проезжаем ее насквозь и паркуемся у домика пограничника — никто из автомобилистов не высказал ни намека на возмущение. Мы пройдем границу раньше, но ехать в итоге будем дольше.

Отправили Серегу отвечать на вопросы пограничника первым. Здесь пограничники не ждут от въезжающих знания иностранных языков и задают все вопросы по-русски. Серегу спросили, на чем, куда и надолго ли? Так что мне пришлось лишь ответить на вопрос: «Вы тоже туда же?»

Сразу после границы начинается велосипедный рай. Следующие трое суток мы либо ехали по прекрасным грунтовкам, либо по чудесным скоростным велодорожкам, либо по обочинам асфальтовых дорог, почти лишенных машин, где водители были предельно вежливы, обгоняя по встречной метра за 3 от нас или терпеливо дожидаясь прохода встречного трафика, чтобы потом безопасно объехать. На велосипедных дорожках присутствуют указатели с названиями и километражем до следующих населенных пунктов.

Первый день был самым ударным. Мы уже промчали 20 км до границы, а следующие 30 ехали чудесными полевыми грунтовками вдоль Сайменского канала с видом на проходящие баржи и остановками на сбор земляники, растущей на солнечных полянках в таких промышленных масштабах, что за 20 минут сбора я, кажется, съела свою годовую норму.

По пути нас ждала чудесная паромная переправа через небольшой рукав канала — паромчик, на который влезли мы с велами и вряд ли влезло бы еще что-то, кроме аналогичной пары, был приведен в движение с помощью Серегиной мускульной силы и перетянут с нашего берега на противоположный, где нам встретилась группа из трех пикникующихся финских дам, одетых в красивые одежды и широкополые шляпы.

Окраины Лаппеенранты показались мне какими-то бесконечными — город вольготно расположился в окружении зелени. Впрочем, центр его оказался красивым и компактным. И каким-то слишком вымершим для середины субботнего дня. Нехорошие подозрения закрались в наши головы, когда мы проехали пару наглухо закрытых супермаркетов. В городе было закрыто все или практически все. А на улицах не было ни машин, ни движения людей. Лишь редкие пешеходы, да редкие машины с питерскими или областными номерами, прочесывающие город в поисках открытого магазина.

Оказалось, что сегодня все было закрыто по случаю какого-то праздника. Завтра мы планировали провести в глуши и о наличии в ней магазинов проинформированы не были, так что надо было во что бы то ни стало закупить еды сегодня. Так как из припасов у нас с собой была лишь гречка. В итоге нашли небольшой супермаркет при заправке, который в этот день явно делал недельную норму продаж, ибо пользовался спросом не только у нас, но и у местных жителей, которые, видимо, про праздник забыли.

Потом пообедали в редкой работающей на пешеходной улице кафешке кебабной направленности. Количество надписей по-русски поразило меня до глубины души и продолжало поражать в Финляндии все трое суток и в большей степени именно в Лаппеенранте.

И это касается не только вывесок и указателей на улице, объявлений на дверях магазинов, пояснительных табличек у исторических и природных объектов, но и продуктов питания, состав которых часто был помимо финского и шведского (второго официального языка Финляндии) продублирован по-русски. Впрочем, это неудивительно, ибо Лаппеенранта — одно из самых популярных мест для шопинга у жителей Питера и области. И в обычную субботу, когда все открыто, в городе прямо-таки паломничество шопоголиков, приезжающих за продуктами и бытовыми товарами вроде стирального порошка и Фейри.

К пяти часам вечера, когда мы наконец-то были сыты, рюкзаки наши были полны съестных припасов, а на велокомпьютере красовались пройденные за день 60 километров, мы покатили из Лаппеенранты на север. 15 километров по велодорожке до Taipalsaari пролетели так незаметно, и погода была так прекрасна, что мы решили ехать дальше и проехали вдобавок к первым 60 километрам еще столько же.

Кстати, в приятной деревушке Taipalsaari помимо красивой и ухоженной церкви, а также военного кладбища, был отличный деревенский супермаркет, которому праздник был нипочем и который был вполне себе открыт и обещал время работы с 8 утра аж до 22 часов вечера — вот уж не думала, что в цивилизованной Европе такое возможно!

Дальше мы долго ехали чудесными асфальтовыми дорогами, почти лишенными трафика, зато с хорошим холмистым рельефом, через аккуратные финские деревеньки с темно-красными домиками и садиками, засаженными цветами. На полпути между Savitaipale, которое нам предстояло посетить завтра, и Partakoski мимо нас со страшным ревом сирен пронеслись три пожарные машины. Но до места пожара мы так и не доехали и по плану остановились на ночевку в красивом месте на оборудованной стоянке справа у озера через дорогу от старинной русской крепости.

От асфальта в лес вдоль речки уходила тропинка, которая через пару десятков метров вывела нас к берегу озера, где был широкий понтон и лестница для погружения в воду, на холме был домик с тремя стенами и крышей, с лавками вдоль стен, с кучей инструмента для заготовки дров и приготовления пищи, с готовой поленницей дров, с кострищем, решеткой для барбекю — и все это абсолютно безвозмездно, т.е. даром!

Была также табличка с информацией, в том числе по-русски, о природных и исторических аспектах этого места. И уже стояла одна палатка, но мы решили, что мешать друг другу не будем, и встали в 20 метрах от них. Кстати, нашими соседями оказалась русская пара в возрасте…

На часах было около 22 часов, солнце все еще освещало верхушки деревьев мягким светом, к понтону пару раз пришли прогуляться и посмотреть на озеро несколько тихих финских туристов. А мы на радостях от прекрасного места ночевки приготовили и поглотили вкусный ужин из смеси финских продуктов и русской гречки.

В плане еды трое велопоходных суток в Финляндии были прекрасны! Во-первых, меня продолжало поражать наличие в мало-мальски крупных деревнях полноценных супермаркетов с широчайшим ассортиментом. Консервы, которые мы и в российских походах не едим уже пару-тройку лет, были окончательно забыты как страшный сон. Здесь у нас были вкусные сардельки и бекон — и то, и другое прекрасно перенесло 30-градусную жару. Когда гречка закончилась, докупили лапши, и лапша с беконом в горчичном соусе (из-под селедки, которую съели отдельно) была сказочно прекрасна! Также в рационе были вкусные мягкие сыры с разными вкусами и традиционные сливочные, свежий вкусный хлеб, любимый финский шоколад Fazer, пакетные соки и даже разноцветные «пластиковые» перцы были на удивление вкусными и ароматными. Каждое посещение супермаркета обязательно заканчивалось поглощением 1-2 литров йогуртов Valio с кусочками фруктов! По цене еда была совершенно не дороже той, что продается в наших региональных сельпо, а о качестве можно не упоминать.

На следующее утро мы хорошенько потупили, накупались, совместили поздний завтрак с ранним обедом и, собрав лагерь, только к полудню выкатились из леса.

Перейдя через дорогу, припарковали велы и пошли смотреть массивные остатки русской крепости, построенной еще в конце 18 века под руководством Суворова. Из информационного щита, который был в том числе и на русском языке, мы узнали, что крепости на юго-востоке Финляндии являются частью фортификационной линии, построенной в 1790-е годы для обороны Петербурга, и расположены у дорог, ведущих к шведской границе (если кто забыл, до прихода к власти большевиков Финляндия входила в состав Российской Империи). После войны 1808-1809 года граница Швеции отодвинулась к Ботническому заливу, и цепочка крепостей потеряла свое военно-стратегическое значение.

Потом доехали до Savitaipale и загрузились в один из двух огромных супермаркетов крохотного городка. Пока Серега пополнял запасы продуктов, я наблюдала за размеренной жизнью маленького финского городка. В этой холмистой местности у местных старичков были очень популярны невиданные мной ранее четырехколесные «самокаты». Спереди это типа тележки с высокими ручками и корзиной для продуктов, которую старичок перед собой толкает и на которую одновременно опирается. И от передних колес к двум задним отходят «самокатные площадки». А передняя часть тележки выполняет функцию руля. Так что в горку такая тележка толкается перед собой, а с горки старичок встает каждой ногой на площадку между передними и задними колесами, и с ветерком катится вниз. Конструкция эта гениальна для подобной рельефной местности и очень популярна у старичков — кажется, я не видела просто пешеходных бабушек и дедушек, все гоняли по улочкам на таких вот четырехколесных «самокатах».

Пока ждала Серегу, со мной пыталась пообщаться милая финская бабушка. Незнание мной финского языка ее совершенно не смущало. По единственному знакомому мне на слух слову я предположила, что бабушка спрашивала меня, не немка ли я? Донести до нее, что мы вообще-то из России, я не смогла, ибо как позже сообщил мне Серега, Россия по-фински звучит «Веняйя», о чем мне догадаться, конечно же, было невозможно. Бабушке, впрочем, о моем происхождении, видимо, тоже, ибо эта деревня лежит в стороне от шопинг-маршрутов российских шопоголиков.

У соседнего супермаркета, пока я ждала Серегу, со мной общался милый финский дедушка, вернувшийся из магазина к своему припаркованному велосипеду. Общего языка для общения мы с ним тоже не нашли, но он явно пытался высказать свое восхищение нашими велосипедами, велорюкзаками и способом путешествия, как, мне кажется, я поняла.

На выезде из Savitaipale мы обнаружили огромную заправку и в очередной раз по ставшей за последние 2 дня традиции заехали в ее магазин в поисках подробной карты местности. И здесь нас ждала удача. Так что ехать дальше по наитию, ориентируясь на распечатку с Google Maps, было не нужно. Заодно воспользовались бесплатным wi-fi и скачали на телефон gps-карту Финляндии. В общем, провели на заправке время с пользой.
Многие финны отдыхают в выходные, катаясь на своих ретро-машинах, в том числе с открытым верхом. Или гоняя на огромных мотоциклах. И второй день подряд в моей голове не находит ответа вопрос: почему у нашего соседа с таким же хреновым климатом и такой же продолжительной зимой так развито велодвижение и есть столько велодорожек, а у нас их отсутствие оправдываются коротким летним сезоном?

Дальше до городков Luumaki и Taavetti мы неслись по шоссе, и за все трое велопоходных суток это был единственный так себе участок дороги, совершенно прямой, с лесом вдоль нее, без видов и с хорошим автомобильным трафиком.

В городках (я так и не поняла, какой из них какой) осмотрели остатки очередного суворовского форта, выпили по литру йогурта с кусочками фруктов и поехали чудесными асфальтовыми, а потом грунтовыми дорожками прочь из цивилизации искать место для ночевки. Неслись чудесными грунтами мимо редких домиков-ферм, красиво освещаемых лучами клонящегося к горизонту солнца.

Доехав до озера, которое мы выбрали по карте для ночевки, мы вспомнили добрым словом Россию, где на берегах многих озер есть чудесные места для стоянок и нет частных домов. Здесь все идущие от дороги отворотки непременно заканчивались чьим-то домом. О том, что они непременно закончатся домом, говорят яркие почтовые ящики, похожие на мусорные ведра, которые стоят на развилках посреди леса.

В итоге, потратив на поиски незаселенного берега около часа, мы выбрали по карте участок дороги, максимально близкий к берегу озера, и просто пошли напролом через лес. Проломившись к берегу, нашли небольшую полянку в виде плоских камней и мха и расположились с отличным видом на озеро в невероятной тишине.

На следующее утро нас снова ждала культурно-историческая программа — линия Салпа (Salpalinjan), самая протяженная из финских сухопутных оборонительных линий, тянущаяся от Финского залива на север.

Линию укреплений начали строить еще в 1940 году, сразу после окончания войны с СССР, и строили всю Вторую мировую. Сейчас это никакой не музей — просто в лесу вдоль дороги стоят бункеры. Стоят так непримечательно, что иногда можно проехать и не заметить. В некоторые можно зайти, полазить внутри. Сохранность и чистота потрясающие! От большинства через лес ведут все еще прекрасно заметные траншеи. Невероятное место!

К обеду приятными дорожками вернулись в Лаппеенранту, прокатились через оживший после праздников город, мимо красивого форта, мимо озера с бурлящей жизнью, пообедали в Rax Buffet и, решив не возвращаться на границу тем же путем, поехали к границе параллельной дорожкой. Большая часть пути шла по велодорожке, а когда немногочисленные машины совсем закончились, велодорожка слилась с основной дорогой.

Я, наверное, никогда не пойму, почему с той, противоположной стороны границы, уже за 20 километров начинают проверять паспорта с визой, а тут ты едешь по дорожке, идущей параллельно границе всего в километре от нее, и абсолютно никому до тебя нет дела!

Сделав за 3 дня кружок и вернувшись к финскому погранпереходу, мы снова поехали на берег Сайменского канала, чтобы провести в чудесной Финляндии еще одну ночь. Для приличия отъехали пару километров от финско-российской границе и заночевали в березовой рощице между каналом и финской деревенькой. Ближе к полуночи, несмотря на то, что было совсем светло, вдоль канала зажгли лампочки, а на следующий день с утра мы смотрели, как мимо нас проходили баржи.

Позавтракав и собрав лагерь, вернулись к границе и заехали в гигантский супермаркет, основное место паломничества питерских шопоголиков. Многие даже в Лаппеенранту не едут — просто пересекают границу и оседают в этом ближайшем супермаркете в 300 метрах от погранперехода.

Пока Серега ходил за покупками, я переживала моральную травму. То, что я видела, напомнило мне о детстве, когда мы с дедушкой в конце 80-х ездили из родного украинского Берегово, где в советских магазинах было довольно пусто и тоскливо, в капиталистический венгерский городок, ближайший к Украинской границе, за шоколадом и жвачкой.

Казалось бы, сейчас у нас есть гигантский выбор гипер-, супер- и прочих маркетов, огромный ассортимент любых товаров. Ну зачем приезжать автобусами и микроавтобусами, хватать тележки и сметать все с полок финских супермаркетов? Финны, наверное, думают, что в наших магазинах не продают вообще ничего… Если бы шоу не было таким массовым и стихийным, в целом я бы отнеслась с пониманием к тому, что финский Фейри лучше отмывает жир, финская рыба г/к намного вкусней и сочней той, что продают у нас. А так эта жуткая и истеричная суета со стороны смотрится как бесплатный цирк. Хотя мы тоже решили приобщиться и купить Фейри и рыбы, куда же без них, раз все равно мимо проезжаем…

Обратная граница пересеклась так же быстро. Разгрузившись на нашей стороне, посадили меня в тенёк охранять велорюкзаки с Фейри и рыбой, а Серега налегке погнал 20 км. за нашей машинкой.

ВелоФинляндия получилась прекрасная! Легкая, комфортная, достопримечательная, теплая и вкусная. И я точно приеду еще не раз, чтобы насладиться велопоходом по красивым местам с нетронутой природой и отличной инфраструктурой.

Поделиться с друзьями в социальных сетях:
  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Twitter
  • Мой Мир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>