Поехать в Узбекистан зимой было смелым решением. У нас была неделя школьных каникул, желание сменить обстановку и много гулять по красивым местам, не лететь далеко и со стыковками и не менять сильно климат и часовые пояса. И Узбекистан подошел идеально!
Я уже была в Узбекистане 17 лет назад во время своего двухмесячного путешествия по Средней Азии. Тогда я завершала его двумя неделями в Самарканде, Шахрисабзе, Ургуте, Бухаре, Хиве, Муйнаке и Нукусе. То путешествие было интересным в плане людей, ярких рынков и старинной архитектуры. Но было очень много странного и напрягающего: параноидальная таможня на въезде и выезда с декларированием всего на свете и тщательным обыском, необходимость собирать из всех гостиниц бумажки с регистрацией и предъявлять их на выезде. В целом какая-то гнетущая атмосфера пребывания в условиях жесткого авторитарного режима, который затрагивает не только местных жителей, но и тебя. Сейчас ничего такого не было!
После окончания долгой эпохи правления Каримова началась оттепель, сейчас всё очень расслабленно и доброжелательно: на въезде, на выезде, в процессе. За 8 дней не было ни одного раздражителя, ни разу не возникло вопроса, а зачем это и почему так? Сейчас Узбекистан очень комфортная страна для путешествия: очень легкие перемещения на поезде по этому маршруту, очень вкусная еда, очень доброжелательные, вежливые, приветливые и искренне радующиеся туристам из России люди. Да и в целом приятная атмосфера в воздухе, какой-то дух долгожданной свободы и позитивных перемен.
Что в прошлый раз в моем одиночном путешествии по Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану, что потом в Азербайджане, Грузии и Армении, что снова сейчас я все время ловила себя на мысли, в каком мы, русскоговорящие, привилегированном положении по сравнению с туристами из дальнего зарубежья, ведь в странах бывшего СССР, особенно там, где до сих пор теплые воспоминания об общем советском прошлом и доброе отношение к русским, почти все понимают и говорят по-русски, и можно пообщаться с любым человеком. Чудесно иметь общий язык общения с людьми, чей жизненный уклад, культура и традиции так сильно отличаются от моих. Это позволяет узнать и понять страну и людей лучше, и очень ценно.
Кстати, большинство продавцов сувениров принимали нас за европейцев и начинали говорить с нами по-английски.
Мне очень понравились люди в Узбекистане. Все были с нами приветливы, вежливы, доброжелательны. Везде, где мы жили, хозяева гестхаусов были очень гостеприимны. Здесь очень любят малышей и открыто проявляют свою симпатию даже к чужим деткам. Наша дочка везде чувствовала себя звездой. В ташкентском метро мне и детям всегда уступали сидячее место при входе в вагон (в Москве, впрочем, тоже, в метро чаще именно приезжие из Средней Азии и коляску помогут с лестницы спустить, и место уступят). В Узбекистане вообще очень чувствуется заботливое отношение к тем, кто слабее, к пожилым, уважение к возрасту. Очень трогательно было видеть, как старшие дети заботятся о младших. Мне очень нравится эта особенность восточного менталитета.
Нам очень повезло с погодой. И хотя первые два дня в Хиве было пасмурно и днем от -4 до 0, дальше потеплело до 10-15 в Бухаре и Самарканде и аж до +20 в Ташкенте. Из наших восьми полных дней в Узбекистане пять дней было солнечно и безоблачно, три дня пасмурно и в один из этих дней четыре часа после обеда шел дождь, и все были рады наконец-то отдохнуть в номере от ежедневных 10-часовых прогулок. А через день после нашего отъезда в Ташкенте был снегопад, и во всех городах из нашего маршрута снова похолодало до 0-6 градусов.
У путешествий в несезон есть огромный плюс — отсутствие толп туристов. Все красоты древних городов Великого шелкового пути были только для нас и еще пары десятков иностранных туристов, которых мы встречали (часто одних и тех же в нескольких городах на нашем маршруте). Это невероятное ощущение, когда ты сидишь вечером на скамейке на самой красивой площади Бухары между старинным медресе, мечетью и древним высоким минаретом с потрясающей вечерней подсветкой, а вокруг никого! Бонусом идут продавцы сувениров в состоянии легкого анабиоза, не настаивающие на покупке своего товара, а вполне искренне с тобой общающиеся из праздного интереса, все равно других дел нет и вокруг никого.
Маршрут по дням выглядел так (14-23 февраля 2025):
1. Перелет Москва — Ургенч 13.30-19.20. Такси из аэропорта в Хиву.
2. Хива
3. Хива. Скорый поезд Хива — Бухара 16.20 — 23.15
4. Бухара
5. Бухара
6. Бухара. Скоростной поезд Sharq Бухара — Самарканд 16.46 — 19.10
7. Самарканд
8. Самарканд. Скоростной поезд Afrosiyob Самарканд — Ташкент 16.51-19.17
9. Ташкент
10. Перелет Ташкент — Москва 10.30-13.10
Мы улетели в пятницу, вернулись домой в воскресенье. Никуда не спешили, на месте у нас было достаточно времени, чтобы посмотреть всё, что нам было интересно, и вернуться туда, где особенно понравилось. Плюс иногда тратить время на детские развлечения вроде прогулки по парку, покатушки на электромашинках или колесе обозрения.
В целом в Хиве можно было бы провести больше времени, зайдя во все достопримечательные места по недешёвому двухдневному комплексному билету (250.000 сумов в феврале 2025 года).
В Бухаре нам было времени в самый раз и, наверное, как город в целом она понравилась мне больше всего.
В Самарканде, на мой взгляд, достаточно одного целого дня, чтобы посмотреть все архитектурные красоты. Но для нас второй был нелишним — прошлись по полюбившимся местам, сходили в отдаленные достопримечательности.
Ташкент большой, разный, местами очень современный, местами советский, местами очень по-восточному колоритный. В нем точно можно с интересом провести не один день, но у нас был только один, и он получился чудесный: насыщенный, разный, и всем досталось по интересам.
Так получилось, что мы начали с самого «захолустья», Дикого Запада Узбекистана, древней Хивы, куда и в сезон-то доезжают немногие туристы, а в несезон тем более. Местный колорит начался прямо в такси из аэропорта. Помимо водителя 40 километров пути с нами ехал на переднем сиденье его брат. Так что нам вчетвером пришлось разместиться на заднем сиденье. Детское кресло и ремни безопасности на заднем сиденье? Нет, не слышали! Ехали под традиционную узбекскую музыку. Ничего так начало путешествия, колоритненько.
Отель в Хиве у нас был не в Старом городе, а на окраине. Яндекс-такси в Узбекистане очень дешевое, так что вместо того, чтобы ходить в Старый город прямо по проезжей части из-за отсутствия тротуаров через совершенно сельского вида улочки с малоэтажной застройкой, мы ездили туда-обратно на такси. Правда, в Хиве при заказе такси начальной категории всегда приезжал крохотный Дэу Матиз. Бензин в Узбекистане дорогой, газ дешевле, поэтому очень многие ездят на газе. Багажник у Матиза и так маленький, а тут в нем лежит еще и газовый баллон. Поэтому я с детьми ездила на заднем сиденье, а Серега в обнимку с коляской на переднем.
Хива совершенно прекрасна и непохожа на Бухару и Самарканд. Обнесенный внушительной крепостной стеной глиняный город из восточной сказки. Очень густой концентрат древностей и красот в Старом городе. Туристический центр в виде главной пешеходной улицы и нескольких соседних улочек к главным достопримечательностям вокруг вылизан и причесан, а вокруг обычная небогатая жизнь. Правда, большинство жилых домов в Старом городе переделаны в гостевые дома, но в несезон они тихи и безлюдны.
Весь полный первый день мы бродили по разным улочкам Старого города от одной старинной мечети к другой, от медресе к медресе, смотрели на невероятные минареты, причудливые скульптуры и поражались огромному количеству сувенирных развалов при почти полном отсутствии туристов. Вкусно ели, периодически замерзали и грелись пробежками по главной улице Старого города. Слушали вечерний азан и наблюдали, как колоритные дедушки в традиционных «дубленках» стекаются в мечеть на молитву. А вечером смотрели красивейшую подсветку двух высоких минаретов и наслаждались морозной прогулкой по опустевшим улочкам без сувенирных лавок.
В Москве ничто не заставит меня провести весь зимний день на улице, а в Хиве мы прекрасно прогуляли весь день с 10 до 20 с перерывом на час обеда и ужина. Да и все следующие дни путешествия в других городах прошли в таком же режиме.
На следующее утро прошлись по любимым местам, а после обеда коротали время до поезда в отеле, пока Федя участвовал в онлайн-олимпиаде, которая слегка некстати совпала с нашим путешествием.
В Бухару мы переместились на скором поезде. Хотя дочка могла бы ехать бесплатно без места, я купила ей четвертую полку, благо билет на ребенка стоит почти в два раза дешевле билета для взрослого, и у нас было целое свое купе — дети были в восторге. Доехалось хорошо, только топили в поезде чрезмерно, поэтому всю дорогу мы ехали с открытой дверью. Дети последние три часа проспали (постельное белье входит в стоимость места, сдавать его надо за полчаса до приезда, но проводник пожалел детей, и мы сдали за минуту до высадки). И хотя поезд простоял в Ургенче вместо получаса почти час, приехали в Бухару по расписанию ровно в 23.15.
Весь следующий день светило яркое солнце, потеплело, и мы наконец-то погрелись. Целый день гуляли по достопримечательным местам Бухары.
Еще столетие назад в Бухаре была разветвленная система каналов и две сотни выложенных из камня открытых бассейнов, хаузов, в которых кипела жизнь - местные жители из них пили, в них же купались. Из-за антисанитарных условий в городе бушевала чума и прочие болезни, поэтому в 19 веке в среднем бухарцы доживали до 32 лет. Советская власть модернизировала сеть каналов и осушила большую часть искусственных бассейнов — сейчас хаузов осталось мало, но они очень украшают город.
Вокруг Ляби-Хауза, центра притяжения в Бухаре с чудесным ансамблем из двух медресе, старинных зданий и водоемом с ресторанчиками, велись масштабные работы по прокладке коммуникаций, все было раскопано и перекопано, кругом грязь и пыль. И к знаменитому маленькому медресе Чор-Минор с четырьмя минаретами на следующий день мы еле прошли, но попасть внутрь не смогли, так как вокруг нее тоже все перекрыто и перерыто.
Но вся остальная часть достопримечательного центра в чудесной ровной плитке, вылизана и вычищена, очень красива, если не сходить с основного туристического маршрута.
В Бухаре невероятной красоты мечети и медресе, часть из них без следов недавней реставрации и выглядит очень аутентично. По туристическому центру очень приятно бродить в разное время дня и вечером. Особенно вечером, когда закрываются все сувенирные лавки и зажигаются огоньки. В Бухаре поразила вечерняя подсветка минарета Калян 12 века, соседней мечети и медресе. Очень красиво! И радует, что можно быть прямо совсем рядом, в эпицентре красоты, подолгу сидеть на скамейке прямо у красивейших стен, в отличие от Регистана в Самарканде. Полюбоваться вечерней подсветкой мы ходили оба вечера, даже во второй вечер после сильного дождя.
В крепость Арк мы не пошли — 80 процентов того, что было в крепости внутри, было разрушено армией Фрунзе в 1920 году во время свержения бухарского эмира.
Напротив Арка находится мечеть Боло-Хауз с невероятной красоты айваном — галереей перед входом с 20 резными столбами и красивейшим расписным потолком. Почему-то в прошлую поездку мне совсем не запомнилась такая отличительная особенность узбекских мечетей, а в эту я поражалась красоте айванов, начиная с Хивы и заканчивая Самаркандом, но особенно в Бухаре!
Если отойти от туристического маршрута в сторону, то в 20 метрах от чудесной улицы с плиткой и красивыми фасадами стоят обшарпанные домики частного сектора, разваливающиеся старые мечети, разбитые дороги. Мне показалось, что за 17 лет, прошедшие с моего первого путешествия по Узбекистану, уровень благосостояния населения и общий уровень жизни не особо подрос. Да и памятники архитектуры не все в достойном состоянии, а внутри каждого медресе или караван-сарая сувенирный рынок.
На дочкин сон мы сходили в парк с красивейшим резным мавзолеем 10 века, построенного для Исмаила Самани, основателя династии Саманидов. Там же нашли колесо обозрения, и Федя составил мне компанию в осмотре Бухары сверху.
Когда во второй день после обеда пошел дождь, мы сходили в Музей изобразительного искусства. Каких-то известных шедевров там нет, но я люблю такие музеи, в них много картин с бытом людей, местными обычаями, с видами городов в прошлом.
Судя по картинам середины 20 века, раньше в Бухаре было много аистов. Сейчас на куполах старинного крытого базара, на минарете Чор Минор установлены муляжи гнезд и аистов. Жаль, что настоящих аистов больше нет. Но их можно понять. Мы видели сотни аистов в испанской Эстремадуре на Новый год — там просторы, природа и чистейший воздух. Здесь пустыня, песок, пыльно и плохой воздух. У меня в Хиве и Бухаре постоянно першило горло, дочка покашливала. С чистотой воздуха и экологией в целом в Узбекистане, мягко говоря, не очень.
В последний день зашли в фотогалерею Бухары. Отличное место с чудесной коллекцией фотографий из жизни города 20-30-летней давности, много изображений колоритных персонажей, интересные сцены из местной жизни. Вход бесплатный, встречает один из фотографов, милый дедушка, и в качестве доната можно купить за 30 тысяч сумов понравившуюся фотографию в малом размере.
И еще сходили в Музей кукол, тоже бесплатный и совершенно замечательный. Там нам рассказали обо всех этапах изготовления кукол из папье маше, показали наглядно, как это происходит, так как там же работают мастера. Коллекция кукол впечатляющая, на стенах висят фото посетителей, чьи лица чудесным образом оказались похожи на лица кукол из коллекции. Дети были в восторге, и было здорово купить дочке сувенирную куколку в национальном платье именно в этом месте.
Из Бухары в Самарканд мы ехали на скоростном сидячем поезде Sharq. Он не такой быстрый, как знаменитый Afrosiyob, но стоит гораздо дешевле, а идет некритично дольше. И мне он понравился больше тем, что у него шире сиденья (в ряду 2+1, а не 2+2 как у Афросиаба), так что он просторнее.
Первую часть пути из Бухары ехали через безжизненную пустыню и голую степь, интересным был лишь вид справа на водохранилище с высокими островками. Зато после Навои стало заметно больше деревьев и кустов, начались села одно за другим с колоритными домиками из глины и домашним скотом.
Узбекистан — страна одной марки машин, все ездят на Шевроле. Или стареньких Дэу Матиз и Нэксия, а в качестве маршруток — на несуразных узких и высоких микровэнах Damas, но это один и тот же производитель, поскольку заводы после банкротства Дэу купил GM для производства Шевроле. Только отдельные состоятельные люди могут позволить себе ввезти в страну другие марки машин, заплатив непомерные пошлины.
После Хивы мы решили покончить с переездами на Матизе по тарифу Старт (всегда и везде вызывали такси через приложение Яндекса) и побаловать себя такси уровня Комфорт. В Бухаре от вокзала и на вокзал нас возили вполне комфортные седаны Шевроле. В Самарканде за нами на вокзал приехал новенький паркетник, мы ехали по широким улицам мимо красивых пятиэтажек и светящихся вывесок. Слушали по радио современную узбекскую поп-музыку и рекламу на русском языке. Все это так контрастировало с сельскими видами Хивы и поездками там вчетвером на заднем сиденье или с коляской на переднем. Люблю контрасты! )
В Самарканде весь наш полный день была теплая и солнечная погода. Утро начали с прекрасного Регистана. Входной билет стоит 65.000 сумов со взрослого, что очень бюджетно по сравнению с комплексным билетом в Хиве за 250К. Помимо внешних архитектурных красот всех трех медресе 15-17 вв. внутри есть еще и интересные экспозиции: невероятные и очень атмосферные фотографии Бухары конца 19-начала 20 веков, дающие представление о впечатляющем масштабе реставрации, проделанной после вхождения Самарканда в состав Российской империи и позже СССР, посуда, украшения и т.п. Мы с огромным удовольствием провели в платной части Регистана три часа, а потом в течение дня и на следующий еще несколько раз возвращались к площади, чтобы полюбоваться красотами на расстоянии. Жаль, что в Самарканде нельзя в любой момент подойти к красивым медресе вплотную, как это можно сделать в Бухаре и Хиве. Площадь обнесена невысоким забором. Но в целом при желании можно обойти медресе с разных сторон и пофотографировать с разных ракурсов и разным светом от забора. Вокруг Регистана во все стороны простирается приятный парк с соснами.
После обеда обошли вокруг мечеть Биби-Ханум, зашли на Сиабский базар, потом по пешеходному мосту к мечети, где похоронен Ислам Каримов.
Дочка спала в коляске, так что пошли дальше гулять по холму, где находится древнее городище Афросиаб, разрушенное в 13 веке Чингисханом, и тихому кладбищу. По кладбищу добрели до Шахи-Зинда, комплекса с красивыми мавзолеями 14-15 вв. Обошли его со всех сторон по кладбищу, посмотрели на впечатляющие фасады мавзолеев с высоты. Отличный обзорный маршрут, если нет особого желания заходить в каждый мавзолей. Ракурс и вид чудесные, да и вокруг никого, так что внутрь решили уже не ходить.
На закате сходили к внушительному мавзолею Гур-Эмир, где похоронен Амир Тимур, более известный как Тамерлан.
После ужина в любимой столовой полюбовались на красивейшую подсветку Регистана. Подсветка в разное время включается в разных режимах, так что если после заката вам показалось, что бледновато, имеет смысл подойти попозже.
Потом на час зашли в гестхаус отдохнуть и к 21 вернулись к Регистану смотреть обещанное нам днем «лазерное шоу». Показывают его не каждый день, а только если есть группа, оплатившая шоу. Длится 20 минут, в целом красиво, местами излишне патриотично, но детям понравилось.
На следующий день после традиционной утренней прогулки вокруг Регистана сходили пешком через улицы с малоэтажной частной застройкой к атмосферному мавзолею Ходжи Абду-Даруна с хаузом перед ним, а также к полуразрушенному мавзолею Ишрахтона, вид на который дает наглядное представление о том, как выглядели достопримечательности Самарканда до реставрации.
Прогулка туда пешком от Регистана была любопытной. Вот красивейшая площадь Регистан с шедеврами архитектуры, посмотреть на которые приезжают люди со всего мира. И вот переходишь дорогу и в 20 метрах от нее начинаются одноэтажные кварталы частной застройки. Ощущение, что ты уже не в городе, а в селе. По пути посмотрели на традиционную жилую архитектуру, где второй этаж нависает над тротуаром, Федя порадовался встречам со старым советским автопромом в отличном состоянии.
Обратно поехали на такси, так как ходить по разбитым тротуарам с постоянным перепадом высот и ступеньками с коляской не особо удобно. Прошлись по узким непримечательным улочкам Старого города, мимо пары приятных мечетей, после обеда посидели у Регистана, забрали вещи из гестахауса и уехали на скоростном Афросиабе в Ташкент.
Первое время после выезда из Самарканда железная дорога была очень извилистой — видимо поэтому у Афросиаба такие короткие вагоны в отличие от привычного нам Сапсана. Сидеть у окна очень интересно — постоянно едешь мимо сел, где кипит местная жизнь, мимо пастухов с отарами овец. Справа открывается вид на заснеженный горный хребет.
В Ташкенте я раньше не была. Город в 1966 году пережил сильное землетрясение, центральная часть была почти полностью разрушена, отстраивали всё заново всем СССР. Каких-то древних архитектурных красот в городе нет, но нам после Хивы, Бухары и Самарканда их было уже и не надо.
В Ташкенте мы перемещались на метро, которое само по себе является достопримечательностью. Хотя метро начали строить после землетрясения и запустили первую ветку в 1977 году в эпоху борьбы с украшательством и излишествами, когда в Москве строили безликие станции-сороконожки с колоннами, лишенными всякого декора, в Ташкенте построили не только надежное метро, способное выдержать 9-балльное землетрясение, но и красивые станции.
Метро очень дешевое, стоит на наши деньги 10 рублей, оплатить можно просто приложив к турникету (нероссийскую) банковскую карту. Или через кассу, но это дороже. С утра и вечером народу очень мало, и осматривать красивейшие станции удобно. Больше всего понравились станции метро Космонавтов (на ней мы и жили), Алишер Навои и Пахтакор
С утра прошлись пешком по приятной и просторной части центра от отеля Узбекистан и памятника Тамерлану к Площади Независимости и вечному огню. Сейчас зима и зелени нет, но все улицы и парки в деревьях, в теплое время года Ташкент, должно быть, очень зеленый город. По дороге посмотрели здание театра и дворец князя Романова. В Ташкенте, кстати, довольно ощутимое количество местных жителей славянского вида. И видно, что люди на своем месте и любят свой город и страну.
Потом съездили на огромный базар Чорсу, где вкусно, душевно и очень дешево поели в уличной базарной кафешке плов и шашлычки.
Затем дошли пешком до отличного Музея истории связи, где было интересно и нам, и детям. Я вдруг осознала, какая я древняя, раз вижу радиоприемники, телевизоры и телефоны из своего детства в музее.
К 16 часам приехали в железнодорожный музей, где встретились с Серегиным товарищем и его дочкой, и дети два часа лазали по десяткам локомотивов и вагонам внутри, снаружи, сверху, снизу. Отличное место для детей (и взрослых). Правда, не везде безопасное — не представляю такой «музей» в Москве, где в кабине машиниста, куда можно попасть по штатной лесенке, торчат разбитые стекла, которые могут в любой момент рухнуть кому-нибудь на голову.
После заката еще заехали все вместе в парк вокруг Комсомольского озера. Вечером в самом парке темно и уныло, зато в части парка под названием Magic City миллионы огней, красиво, какие-то ряженые люди в невероятных костюмах. Будто попал в новогодний европейский городок с бурлящей жизнью или в Диснейленд — я не фанат таких мест, но для короткой вечерней прогулки неплохо. Там же поужинали в ресторанчике. К северу от парка находится современный район небоскребов Tashkent City, а к югу современный квартал вокруг реки, весь светящийся вечером. Столичный бурлящий жизнью Ташкент — такой контраст по сравнению с сонной, будто застрявшей в прошлом Хивой.
В завершение дня мы купили в сетевом супермаркете Korzinka около хостела курт, сухие шарики из соленого творога, в качестве памятного вкусного сувенира себе домой — люблю его еще с прошлой поездки.
С утра встали за три часа до вылета, позавтракали и выдвинулись в аэропорт за два часа — удобно, когда аэропорт находится прямо в черте города, и ехать до него от центра всего 10 минут.
Спасибо гостеприимному Узбекистану за комфортное путешествие, приветливых людей, вкусную еду, архитектурные красоты и неожиданно чудесную погоду. С удовольствием приеду ещё!
Бюджет (1$=13.000 сумов)
Перелет Аэрофлотом Москва — Ургенч и Ташкент — Москва — 25.600 руб. за взрослый билет
Поезда (билеты покупала на сайте узбекских ж/д, все легко и понятно, но оплата нероссийской картой):
Скорый поезд Хива — Бухара, 195.000 сумов за взрослый билет
Скоростной Sharq Бухара — Самарканд, 127.000 сумов за взрослый билет
Скоростной поезд Afrosiyob Самарканд — Ташкент, 245.000 сумов за взрослый билет
Еда
Узбекская еда прекрасна! Много очень вкусного мяса, и блюда с ним довольно жирные, так что не уверена, что смогла бы питаться так длительное время, но в короткой поездке и особенно в прохладную погоду было отлично! Лагман, плов, манты, мастава, шашлыки из баранины и люля, самса, свежие лепешки. А какой там листовой зеленый чай! Выпила там его больше, чем за последние 20 лет дома! И это мы были не в сезон фруктов, овощей и ягод — в следующий раз надо исправить! )
В Хиве мы все разы ели в ресторане Ayvon в Старом городе. Очень вкусно, цены нормальные, красиво, чисто. Божественные шашлыки из кусковой баранины, люля, суп мастава, микс барак (вареники в ассортименте с тыквой, сыром и мясом).
В Бухаре мы два раза обедали в плов-центре Mo Salah на большом перекрестке к северу от Арка. Ооочень вкусный плов, только один вид, можно выбрать разного размера порции + с дополнительным языком и казы (колбаса из конины) или без. Плов не дешевый по сравнению с тем, что мы позже ели в Самарканде и Ташкенте, но стоит того!
Еще в Бухаре обедали в Амулете недалеко от Чор Минор. Очень приятный интерьер, нормальные цены (объелись вчетвером на 20 долларов), все было очень вкусно.
Все наши ужины в Бухаре были заказанной заранее хозяйской едой в гестахаусе, ооочень вкусно и сытно!
В Самарканде мы ели только в столовой Chorsu на пешеходной улице и. Каримова от Регистана к мечети Биби-Ханум — очень вкусно и недорого. Понравилось всё, что пробовали, особенно жареный лагман (суп-лагман тоже хорош) и манты.
В Ташкенте мы обедали в открытом кафе посреди рынка Чорсу, было очень колоритно, вкусно и дешево (плов, разные шашлыки и люля, свежайшая лепешка).
Отели
Всё жилье бронировала через букинг.ком, всё без предоплаты, на месте в отеле в Хиве брали только сумы, в гестхаусах можно заплатить долларами, но лучше везти новые с синей полосой, старые берут неохотно (в банках или через банкомат с функцией обмена поменять не проблема даже доллары 1999 года.
Все четыре места очень рекомендую, везде было комфортно, соотношение цена-качество отличное:
Хива — Quibla Tozabog, 59 долларов за две ночи в четырехместном номере с завтраком. Огромный теплый номер, в гостинице мы были одни, поэтому завтрак приносили в номер, разнообразный и вкусный.
Бухара — Hotel Mironshox, 104 доллара за два двухместных номера и три ночи с завтраком. Не хватало на окнах плотных штор и было жарковато из-за батарей, так что спали с открытыми окнами. Но очень чисто, уютно, расположение отличное, и великолепные завтраки и ужины компенсировали легкие неудобства!
Самарканд — Imran&Bek, 73 доллара за две ночи в четырехместном номере с завтраком. Звтрак тоже приносили в номер, везде кулеры с водой, теплый пол и никакого жара от батарей, отличное расположение.
Ташкент — Art Hostel, 90 долларов за две ночи в четырехместном номере с завтраком. Отличное расположение, рядом огромный супермаркет, очень тихо, классический хостел с кухней и общей зоной для общения, постояльцы в основном тихие путешествующие иностранцы, у нас был номер с четырьмя кроватями и своей ванной комнатой, завтрак буфетного типа, выбор не фантастический, но что-то найти можно.