Армения: Горный курорт Цахкадзор в июле

Даты поездки: 24- 29 июля 2014 года

Опять же благодаря работе летом я совершенно неожиданно оказалась в Армении, да еще и в новом для меня месте, на гонолыжном курорте Цахкадзор.

Перелет из Москвы в Ереван был прекрасен тем, что проходил над заснеженными вершинами и сползающими по склонам ледниками Кавказа.

Потом горы сменились выжженной землей Армении, и самолет пошел на посадку, открыв мне прекрасный вид на заснеженный Арарат.

Снова знакомые места в Ереване, кварталы домов из розового туфа. Я не заметила этого в прошлый раз, а сейчас мне прямо бросилось в глаза, как много на фасадах зданий красивейшей резьбы по камню.

Проехав через центральную Площадь Республики, мы по моей просьбе поехали на обед в Таверну Кавказ. Я скучала по бараньим мозгам и желала бараньих яиц, но второго снова не оказалось, а от первого меня отговорили, сказав, что сейчас не сезон мозгов и можно отравиться. Мы с коллегами втроем заказали себе по паре блюд, не зная, что наш гостеприимный хозяин заказал еще, кажется, десяток блюд. Все было невероятно вкусным, но больше половины в нас не влезло…

В Ереване в те дни было +38, и, проезжая через центр города, я с сочувствием смотрела на бэкпекеров. Мне, к счастью, +38 были не страшны, потому что на следующие 4 дня мы уехали в горы, в курортный городок Цахкадзор.

Первая часть пути шла по трассе к озеру Севан, и вдоль дороги с завидной регулярностью возникали торговые развалы со спасательными кругами и надувными матрасами. Потом, повернув на второстепенную дорогу и проехав промышленный городок, мы заползли на 1800 метров над уровнем моря в прохладные +25 днем и еще более прохладные +18 вечером.

Заселившись и обустроившись, я побежала осматривать главную архитектурную достопримечательность Цахкадзора – старинный монастырь Кечарис, построенный аж в 11 веке. Монастырь очень красив, как и все старинные монастыри Армении, с изысканной резьбой по камню, с целыми вырезанными на стенах текстами и с расставленными по двору хачкарами, резными каменными плитами с изображением крестов.

Монастырь открыт до 19 часов и всегда заполнен молящимися. Армяне очень религиозны, и все туристы, приезжающие в Цахкадзор, обязательно заходят в монастырь поставить свечку. Атмосфера, как везде в армянских церквях, очень демократичная – никакого дресс-кода. Во дворе цветут розы и есть питьевые фонтанчики.

Что меня больше всего поразило в Цахкадзоре, так это наличие бесплатного wi-fi абсолютно везде, под каждым кустом (кроме, кажется, моего гостиничного номера)). Можно идти по улице и бесплатно разговаривать по скайпу, можно сидеть на лавочке с красивым видом и читать последние новости. Такого повсеместного wi-fi я не встречала нигде и совершенно не ожидала встретить его в Армении.

На следующее утро, воспользовавшись парой свободных часов, я пошла осматривать вторую достопримечательность Цахкадзора – канатную дорогу (стоимость из памяти выпала, но что-то вроде 250 рублей за туда и обратно). К сожалению, летом открыта только одна ветка из трех, и подняться можно лишь до 2200 метров, а не до 2800, но даже этого достаточно, чтобы насладиться горными красотами.

Дорога кресельная – летишь, а под ногами мелькают верхушки деревьев, вокруг поют птицы и стрекочут цикады. А из динамиков разливается приятная и мелодичная западная музыка. И, кстати, на самом верху тоже есть wi-fi.

А еще там пасутся лошади с трехмесячными жеребятами, и за 1000 драм (или 100 рублей) можно прокатиться верхом минут 10-15.

Есть столбик с указанием расстояния до разных населенных пунктов. Был указатель и до Кобулети, любимого у армян грузинского курорта, с которого я уехала всего несколько дней назад – 589 километров, эх!

Идти куда-то далеко у меня не было времени, поэтому я походила вокруг, покачалась на ржавых качелях и поехала вниз на работу. А через пару дней, когда вечером выдалась еще пара свободных часов, снова поднялась по канатной дороге на самый верх. Кстати, в расписании обозначено, что канатка работает до 17.30, на деле даже в 17.25, когда я спускалась вниз, народ ехал наверх. И я сомневаюсь, что их там оставят на ночь или заставят спускаться пешком.

Еще из интересного в Цахкадзоре рядом с церковью есть спуск с крутого холма на надутой камере с днищем. После стремительного спуска нужно дойти до миниатюрного подъемника, присоединить свою камеру и таким образом вернуться наверх. Трасса для спуска выглядит устрашающе, никаких шлемов, разумеется, не дают, и рискнуть жизнью можно всего за 50 рублей. Я не рискнула ))

В воскресенье в Армении был какой-то религиозный праздник, на который почему-то принято обливать друг друга водой. Хорошо, что мне рассказали об этом празднике с самого утра, потому что за время 10-минутной вечерней прогулки по городу меня окатили из проезжающих машин 3 раза. Первые два я сделала недовольную рожу, но потом вспомнила о рассказанной мне традиции и лишь улыбнулась. Позже мне сказали, что это к счастью. Ох и привалит мне счастья, учитывая, что моих коллег, гулявших по центру, не облили ни разу.

Цахкадзор расположен на холмах, поэтому постоянно приходится ходить то вниз, то вверх. Я поселилась очень удачно между церковью и подъемником, а вот в центр города с главной площадью и магазинами пришлось спускаться. Там традиционные для Армении дома из розового туфа, несколько приятных памятников, прокат детских машинок, продажа с полевых кухонь разной еды и очень теплая атмосфера.

В Армении хорошо: люди спокойные, доброжелательные, душевные. Цены недорогие, вина, как я заметила еще два года назад, очень хорошие.

За 4,5 дня у нас было целых 3 банкета, поэтому я с лихвой наелась любимой армянской еды и напилась вкусных армянских вин.

По пути в аэропорт мы заехали на полдня на дачу к нашему гостеприимному хозяину, где пир стоял горой. А потом переночевали в Ереване, над которым в тот вечер разразилась сильнейшая гроза.

Обратный вылет был ранним — в 8 утра. В зале выхода на посадку обнаружилась кофейня Segafredo с невероятно дешевыми ценами, поэтому я упилась чаем и объелась вкусными тортиками с видом на Арарат.

Ожидание вылета сопровождалась звуками прекрасной музыки, исполняемой одним из пассажиров на фортепьяно. Я не знаю статистику, сколько великих пианистов родом из Армении, но в том, что в Армении огромное количество народу виртуозно играет на пианино, я за 4,5 дня убедилась не раз! В холле нашего отеля в Цахкадзоре стоял рояль, и звуки прекрасной музыки слышались очень часто, причем каждый раз играли разные люди, обычные отдыхающие.

В аэропорту тоже стояло пианино, и около получаса на нем красиво играл молодой человек, считывая нотные партии со своего смартфона. А прямо перед нашей посадкой на  самолет за пианино попросилась женщина. Она так виртуозно сыграла зажигательный «Танец с саблями» Хачатуряна, что мы с коллегами чуть не опоздали на самолет. Все, кто были в зоне вылета, аплодировали. Женщина, кстати, оказалась с нашего рейса – жаль, что пианино нельзя было взять в самолет!

В Шереметьево к ленте выдачи багажа подошло всего несколько человек; почти все армяне с нашего рейса летели через Москву транзитом. Кто куда, но у большинства на регистрации я заметила американские паспорта. Из 10 миллионов армян в самой Армении живет только 3 миллиона. Бедная страна во многом существует за счет денежных переводов армянской диаспоры из развитых стран – годовая сумма денежных переводов в Армению равна годовому бюджету страны…

Спасибо гостеприимной Армении за очередной теплый прием. Я обязательно вернусь снова ради красивейших старинных церквей, доброжелательных местных жителей, вкусной еды, чудесных вин и гранатового сока, который в этот раз отведать не довелось. Зато мне подарили гранатовое вино (вдобавок к еще двум винам и коньяку Арарат), так что будет чем поностальгировать длинными зимними вечерами. И еще целую корзину персиков, нектаринов и ароматной армянской зелени ))