Абхазия: Короткий отдых в сентябре в Новом Афоне

Даты поездки: 4 — 7 сентября 2010 года.

Еще зимой я задумала поездку выходного дня на Черное море в Абхазию и купила авиабилеты более несуществующей а/к Авианова в Адлер на трое суток в сентябре. Авиабилеты обошлись нам по 3000 рублей с человека в два конца, вылетели оба раза по расписанию, так что Авианова в очередной раз порадовала. По пути туда КВС после погрузки пассажиров на борт пошутил: «Провожающих просим выйти из самолета, время отлета в Сочи!»

В 8.45 утра мы уже были в новеньком аэропорту г. Адлер, отбивая атаки местных таксистов и предлагателей жилья. Автобусы и маршрутки от аэропорта до границы обнаружены не были, поэтому, найдя еще одну пару, которой тоже надо было в Абхазию, мы сторговались с водилой на 150 р. с человека (как выяснилось позже, цена за все такси должна быть 500 руб.) и поехали по утренним адлерским пробкам к границе.

Вокруг полным ходом идет подготовка к зимней олимпиаде 2014 – строятся какие-то эстакады, здания. Кругом суета и ничто не радует глаз, кроме пальм на фоне голубого неба. Я никак не могла отделаться от мысли все 3 дня пребывания на Черном море, что пальмы у меня совершенно не ассоциируются с российской/советской действительностью.

Таксист довез нас до огромной очереди машин и показал дорогу через Казачий рынок к пешеходному переходу через границу. Вход на Казачий рынок без инструкций туземцев не найти – сначала надо свернуть на неприметную гравийку, потом пройти в дырку в заборе, потом через просыпающийся рынок и попасть на нашу таможню, которой ни до чего особо нет дела. На паспортный контроль к будкам под полупрозрачным навесом под пригревающим солнцем стоят очереди человек по 10 в каждую. В часть будок стоит очередь из абхазов с тележками, гружеными тюками. Высокий сезон, когда переход границы занимал по 5 часов, к счастью, уже позади, поэтому через полчаса мы уже идем через мост над рекой Псоу в сторону абхазской границы. Тут никого ничего не интересует – ни «пограничников», лениво посмотревших за пару секунд в наши паспорта, ни таможенников. Ажиотаж и движуха только у окошка, продающего обязательные страховки для въезжающих в Абхазию иностранцев и лиц без гражданства. Никакой информации и цен не указано, сидящий в окошке просто требует паспорт и 250 рублей с человека. Уже потом читаем на бланке страховки, что этот тариф оплачивают въезжающие на срок от 4 до 30 суток. Т.е. мы столько платить были не должны! Обидно! И еще бесит, что у большинства абхазов российские паспорта, но мы для них при этом иностранные граждане, которые обязаны приобретать эту страховку. Ну, пусть подавятся!

В первый раз я была в Абхазии в 2004 году. Тогда мы ездили на машине прямо из Москвы и за 10 дней пребывания в Гагре успели объехать и посмотреть озеро Рица с Гегским водопадом, Пицунду, Гудауту, Лыхны, Новый Афон и Сухум. Почему-то из той поездки у меня осталось не так много воспоминаний – наверное, причиной тому были чудесные абхазские вина. Но я очень хорошо помню контраст между загруженными дорогами Краснодарского края и совершенно пустыми дорогами Абхазии, между заваленными телами отдыхающих российскими черноморскими пляжами и пустыми абхазскими даже в Гагре в разгар тур. сезона. И жуткую разруху кругом: разрушенные и покореженные во время войны дома, брошенные квартиры многоэтажек, заброшенные санатории и парки… Казалось бы, за 6 лет многое могло измениться, но, как показала эта поездка, за пределами Гагры не изменилось практически ничего.

В этот раз мы с Серегой не планировали насыщенной культурной программы – хотелось просто отдохнуть от московской суеты, поваляться на пляже и накупаться в море, тем более что у нас было всего 3 неполных дня. Местом дислокации выбрали Новый Афон, докуда и добрались за 1,5 часа и 130 рублей с человека от границы на одной из многочисленных маршруток.

До Гагры сейчас ведет чудесная асфальтовая дорога, совершенно лишенная коров, которых было множество 6 лет назад, и с достаточным количеством машин, которых не было 6 лет назад. Виды вокруг просто потрясающие: извилистая трасса петляет вдоль моря и отделена от пустого галечного пляжа лишь одноколейной железной дорогой, с которой вид на море должен быть еще прекрасней.   На каждом повороте открывается новый захватывающий пейзаж, из колонок маршрутки раздается колоритная музычка, и меня постепенно накрывает расслабленное отпускное настроение.

После Гагры, вернее моста через реку Бзыбь, дорога ухудшилась, машин стало меньше, зато появились коровы с телятами  и без, гуляющие и лежащие прямо на дороге – узнаю Абхазию. В Гудауте меня в очередной раз потряс огромный железнодорожный узел, за которым возвышалось заброшенное здание вокзала с выбитыми стеклами.

Железнодорожный вокзал в Гудауте

В Новом Афоне маршруточник выгрузил нас прямо под Новоафонским монастырем, красиво сверкающим золотыми куполами, но мы сделали над собой усилие и отложили его посещение до следующего дня. Прошлись вдоль набережной, с завистью посмотрели на загорающих и купающихся и позавтракали недоеденными  в Шереметьево запасами сала с сыром.

Набережная в Новом Афоне

Пляж в Новом Афоне

Пляж в Новом Афоне

Я как-то не очень качественно подготовилась  к поездке, поэтому о том, что запланированный нами для проживания домик в Новом Афоне находится после него, а не перед, мы узнали уже в Новоафонской маршрутке. Серега поймал какого-то частника, дядька буркнул что-то про то, что довезет нас за «рубль», и в итоге за 4 километра пути от Нового Афона потребовал с нас 100 рублей. Оказывается, рубль на его языке — это сто. Сошлись на 70 рублях. Опять же пусть подавится!

Ссылку на наш дом (n-afon.ru) я нашла где-то в интернете, отзывы были хорошие, и поскольку мне не хотелось тратить драгоценное время короткого «отпуска» на поиск жилья на месте, я списалась с хозяином и договорилась о приезде.

Нам дали простую, но чистую комнату на втором этаже (350 руб. с человека в сутки). Вида на море не было, был вид на горы и на дорогу, и еще на двор, где иногда допоздна заседают другие постояльцы, что может быть шумно для раннего засыпания, но мы в первый вечер были такие невыспатые, что нам компания отдыхающих под вино внизу выспаться не помешала. Оба вечера вкусно ужинали дома, в одно из утр позавтракали. В целом все было хорошо, до чистого моря и малолюдного пляжа 10 минут пешком, до центра Нового Афона минут 30-40. И вообще приятная деревенька без городского шума.

Наша деревня рядом с Новым Афоном

Наша деревня рядом с Новым Афоном

Заселившись в свою комнатку в час дня, мы сразу же отправились на пляж, где расположились на гальке, спрятавшись от солнца под нависшим деревом. Накупались, отлежались, кое-кто даже успел поспать, и часов в 5 отправились на прогулку по пляжу в сторону Нового Афона. Пляжи здесь везде галечные, поэтому вход и выход из моря несколько болезнен для нежных городских пяток, зато не приходится выгребать песок из купальника и всех взятых на пляж вещей. Лишь в одном месте, метрах в 300 от нашего пляжика, было некое подобие песчаного пляжа с песчаным входом в море.

По всему берегу стоят волнорезы, с которых очень прикольно прыгать в воду и приятно наблюдать потрясающие закаты над морем. А в нескольких сотнях метров от берега на якоре стоял сначала один, а на следующий день к нему присоединился второй российский военный корабль, чей экипаж был замечен нами за распитием благородных вин в кафе на одном из пляжей.

Накупавшись на песчаном пляжике и поев растущей рядом с пляжем полудикой желтой сливы, мы отправились в обратный путь по одноколейной железной дороге, изрядно проржавевшей и заросшей кустами, но вернувшейся к жизни в этом году благодаря пуску ежедневного поезда Москва-Сухум и Сухум-Москва. Мы даже смогли прямо из моря наблюдать проезд этого пятивагонного поезда. Кроме двух составов в день (в Сухум и из Сухума) по железке очень редко проезжает какая-нибудь дрезина или тепловоз, а все остальное время по ней ходят отдыхающие (ибо удобней, чем по галечному пляжу) или пастухи с коровами. Вдоль железки были обнаружены и объедены заросли спелой ежевики, дерево с созревшим инжиром и яблоня.

Сентябрь мне кажется самым чудесным месяцем для поездки в Абхазию, ибо в это время созревает все, что только может созревать и представлено в садах, а иногда и в дикорастущем виде: виноград, желтая и красная слива, яблоки, груши, гранаты, инжир, ежевика. Разве что мандарины еще висят на деревьях зеленые. Местное население настолько лениво, что не трудится собирать созревшие плоды — они так и гниют сначала на ветках, а потом на земле. Сердце кровью обливалось смотреть на пропадающие дары природы за заборами.

А еще часто встречаются рощи огромных красивых эвкалиптов, разносящих по окрестностям чудесный запах, напоминающий мне ингаляторий в санатории в советском детстве. Я не удержалась и нарвала себе пакетик эвкалиптовых листьев в дорогу – пока не поняла, что с ними делать, но дома насушу, а там видно будет. И еще в качестве живой изгороди вдоль заборов растут кусты лавра с лавровым листом.

По возвращении на наш пляжик нас ждал чудесный вид на закат с волнореза, а потом вкусный хозяйкин ужин во дворе дома.

На следующее утром мы пошли в сторону Нового Афона по дороге мимо идущих в школу школьников, одетых в белый верх и черный низ. По пути зашли в бывший союзный питомник, от которого сейчас остались только ворота с будкой-проходной и ржавые остовы теплиц, а на старых грядках местные жители сейчас разбили огороды и огородили все заборами.

Дорога в питомник

Потом прошлись через Новоафонский железнодорожный вокзал, красивое и совершенно запущенное здание, где ничего не изменилось за последние, кажется, лет семнадцать. В центре вокзала на кафельном полу стоит корова, в соседней комнате проржавевшие ячейки камеры хранения, в другой на полу старый кассовый аппарат. Часть комнат завалена каким-то хламом, стекол в окнах по большей части нет, часы уже давным-давно не ходят. На двери висит объявление со временем прибытия поездов Москва-Сухум и Сухум-Москва и информацией, что билеты приобретаются у проводников. Такая разруха на действующем вокзале меня поразила до глубины души.

Железнодорожный вокзал в Новом Афоне

Железнодорожный вокзал в Новом Афоне

Железнодорожный вокзал в Новом Афоне

Железнодорожный вокзал в Новом Афоне

Железнодорожный вокзал в Новом Афоне

Железнодорожный вокзал в Новом Афоне

Оперативно искупавшись в море и обсохнув на новоафонском пляже, мы первым делом пошли в парк с прудом и белыми и черными лебедями и позавтракали в известном ресторане «У лебедя» шашлыком, хачапури и огуречно-помидорным салатом с чаем. Шашлык был жирным, хачапури слишком хлебным, салат нормальным, а с чаем вышло забавно – когда одну из чашек поставили на стол, из нее выпал пакетик с чаем, и первой реакцией официантки было взять пакетик со стола и засунуть обратно в чай, но, видимо, увидев боковым зрением наши заинтересованные происходящим лица, она принесла нам новый пакетик. Ничего фантастического в этой еде не было, и обошелся нам «завтрак» в 670 руб. за двоих – не особо бюджетно.

Потом прошли через сувенирный рынок, купили памятные магнитики, выпили по поллитра мандаринового сока за 50 рублей и дошли до Новоафонского монастыря. Снаружи он выглядит потрясающе красиво. И особенно меня радовало то, что его на фоне гор было чудесно видно с нашего деревенского пляжа и из моря. После прохода на территорию выяснилось, что монастырь сейчас находится в процессе реставрации, кругом строительные леса и горы песка и цемента. Но основной храм открыт, и в нем все стены расписаны очень красивыми фресками. Впрочем, монастырю чуть больше 100 лет, он находится в хорошем климате, поэтому их сохранность не впечатлила меня так, как сохранность фресок Дионисия в Ферапонтово.

Монастырь в Новом Афоне

Монастырь в Новом Афоне

Монастырь в Новом Афоне

После монастыря пошли по указателю через Пансионат «У монастыря» на бывшую дачу Сталина. Всего для Сталина в Абхазии было построено 5 дач, и в прошлый раз я была на его даче на озере Рица – ни одной поездки в Абхазию без посещения дачи Сталина! На входе нас встретил неприветливый охранник в камуфляже, не разрешающий просто так погулять по территории и загоняющий в дом на экскурсию. Впоследствии он проводил пришедшую на территорию и не пожелавшую зайти в дом пару хамским выкриком «не желаете на экскурсию, освобождайте территорию»!

Парень, обилетивший нас в «доме-музее» по 150 рублей с человека сказал, что мы можем пойти все сами посмотреть, везде сфотографироваться (он так часто и усиленно на этом настаивал, что в какой-то момент мне начало казаться, что если я не сделаю хотя бы одно фото, живой мне отсюда не уйти). Интерьер и мебель типа сохранились со времен Сталина. И на наш первый вопрос о том, какого фига в интерьере делают огромные современные телевизоры, нам ответили, что сейчас это дача действующего правительства, которое иногда приезжает сюда отдыхать.

Дача Сталина в Новом Афоне

Дача Сталина в Новом Афоне

Дача Сталина в Новом Афоне

Дача Сталина в Новом Афоне

Всего дач в Новом Афоне две: верхняя, расположенная на слоне горы у Новоафонского монастыря, которую мы и осматривали, и нижняя, около моря, осмотр которой запрещен и где часто бывают представители действующей власти. Комнаты ничего так, мы не удержались и сфоткались с телефоном с надписью «Кремль». Но все время пребывания в доме не могли отделаться от желания спросить у работника «дома-музея», сдаются ли в нем комнаты – уж больно намозолили за два дня глаза таблички на каждом заборе «сдаются комнаты» и общая атмосфера продажности.

Потом Серега еще слазил по тропинке к домику на скале, где жил первый настоятель Новоафонского монастыря, а я просто посидела в беседке у дачи, наблюдая, как охранник посылает очередных посетителей и как обилечивающий мальчик радостно обилечивает целую группу автобусных туристов. И пыталась понять, что из того, что он рассказал про дачу и интерьер, было правдой, а что – художественным вымыслом. Почему-то словам людей в Абхазии все три дня верилось с трудом.

Пройдя снова мимо Новоафонского монастыря и спустившись вниз по другой дорожке, мы попали на находящуюся в красивейшем месте железнодорожную станцию Псырцха. Круглое здание ж/д вокзала нависает над горным озером с бирюзовой водой, а платформа ютится на участке, зажатом горами – с обеих сторон к платформе ведут железнодорожные туннели.

Железнодорожная станция Псырцха

Железнодорожная станция Псырцха

Железнодорожная станция Псырцха

Железнодорожная станция Псырцха

Железнодорожная станция Псырцха

От платформы в одну сторону ведет туннель под горой с выходом в город с другой стороны. В другую сторону уходит «Историческое ущелье р. Псырцха» с входным билетом в 100 рублей. Ущелье как ущелье – никаких супер природных красот там нет. Есть небольшой водопадик, образующий озерцо, где особо морозоустойчивые паломники совершают ритуальное омовение. Мы тоже совершили омовение на обратном пути, но не в религиозных целях, а  в целях борьбы с перегревом организмов. Тропа, идущая мимо озерца, поднимается лестницей наверх к гротам с многочисленными иконками, зажженными свечами и молящимися – приятное место.

Вернувшись в цивилизацию по пешеходному туннелю, мы прошли мимо входа в Новоафонскую пещеру. Здесь меня в очередной раз поразил «сногсшибательный» абхазский сервис. Вход в пещеру стоит 300 рублей, никакие вещи вовнутрь не допускаются, при этом у нас с собой рюкзак, который оставить просто негде, ибо камера хранения отсутствует. Я была в пещере в прошлый раз. И после нее я была в еще куче других пещер, поэтому меня туда не сильно тянуло. Но Серега не был. Решаем, что завтра я подожду его с вещами на пляже, а он сходит в пещеру налегке, утепленный свитером, но ответ кассирши по поводу часов работы окончательно отбивает желание туда идти. Нам было лениво и безразлично пробубнено: «Да, где-то с 10 часов или около того». С таким отношением за 300 рублей пусть сами ходят по своей пещере!

От входа в пещеру пошли дальше по грунтовой дороге по указателю на Три Котла. Минут через 40 приятной прогулки по горной извилистой дороге с видом на море вдалеке и попутным поеданием инжира с деревьев мы пришли к природному памятнику Три Котла. Спустились по лестнице в ущелье и, не обнаружив ни будки с обилечивателями, ни толп туристов, а лишь такую же пару любопытных, мы насладились видом трех глубоких впадин в каменном русле горной реки, заполненных темной водой. От одной впадины к другой можно спуститься по крутой стенке русла с помощью веревки, примотанной к вбитому в камни крюку – добавляет адреналина. Вокруг тишина, над головой растет самшит… Чудесное место!

Три котла

На обратном пути на долю секунды задумались над тем, чтобы еще до кучи подняться на Иверскую гору к Анакопийской крепости, откуда должен открываться потрясающий вид на море и окружающие горы, но решив, что мы уже и так сегодня убегались, ограничились покупкой у входа в пещеру хачапури, больше похожего на огромный слоеный пирог из макарон, и пошли на пляж в центре Нового Афона. Даже несмотря на то, что мы были в центре города, народу на пляже и в воде было очень мало.

В Новом Афоне очень красивая набережная, засаженная пальмами, туями и эвкалиптами, по которой приятно гулять и на которую приятно смотреть из моря. И вообще город мне показался очень тихим и довольно милым, а концентрация достопримечательных мест оказалась выше всяких похвал. Особенно я оценила все прелести Нового Афона после переезда на следующий день в Гагру.

Накупавшись в Новом Афоне, мы вернулись по обочине трассы назад в нашу деревеньку. Абхазы гоняют на машинах как ненормальные, причем присутствуют две категории машин: раздолбанные Жигули и Волги с гос. знаками старого образца, заканчивающимися на АИ, и новенькие иномарки вплоть до самых дорогих моделей. И еще поразило огромное количество машин с европейскими номерами: польскими, латышскими, немецкими, за рулем которых сидели абхазского вида дядьки. Уже дома я прочитала в инете, что Абхазия среди западных путешественников достаточно популярна и попасть в нее несложно. И подумала, что, наверное, абхазы убивают приехавших иностранцев, а машины присваивают себе (шутка!) История автомобилей с западными номерами, управляемых абхазами, так и осталась для нас загадкой. Может, это какие-то беженцы вернулись на родину?

Еще много российских машин из самых разных регионов — это автотуристы. И машин с московскими и подмосковными номерами с абхазами за рулем — в том числе и убитых Жигулей и Волг. И еще много фур с калужскими номерами 40 RUS — интересно, что так массово возится из Абхазии в Калугу или из Калуги в Абхазию?

Пассажирский транспорт представлен маршрутками от Газелей до Мерседесов и дальнобойными автобусами-Икарусами Сухум — Нальчик, Сухум — Черкесск и т.п.

Остаток дня мы провели на пляже, наблюдая очередной красивый закат, и за хозяйкиным ужином во дворе дома.

На следующее утро позавтракали дома, до 11 часов накупались и навалялись на пляже, а потом, попрощавшись с хозяйков, пошли пешком в Новый Афон. Поскольку на следующее утро в 9.05 у нас был вылет из аэропорта Адлера, и пугали возможные очереди на границе и утренние сложности с транспортом, мы решили перебраться поближе к границе и провести последнюю ночь в Гагре. Дошли до Н. Афона, искупались в море и чудесно и бюджетно отобедали в столовке в здании ж/д вокзала Н. Афона. Пока обедали и наблюдали отдыхающих, переходящих через дорогу и идущих к морю с надувными матрасами и зонтиками от солнца, мимо в сторону Сухума проехала колонна российских БТРов.

Поскольку ехать в Гагру на маршрутке было слишком банально, и дорогу мы уже видели, решили попробовать уехать поездом Сухум-Москва, уходящим из Нового Афона в 14.37. Эксперимент удался, нас с первой попытки пустили в плацкартный вагон, на стене вагона даже висела табличка с тарифами до каждой станции, так что для подброски поезд вполне можно использовать. От Нового Афона до Гагры проезд стоил 120 рублей, но с нас взяли по 100, «забыв» выдать квитанцию.

Сначала проехали без остановки красивую станцию Псырцха, через несколько туннелей, потом ехали красивейшей дорогой прямо над пляжем и морем, загрузили новую партию курортников в Гудауте, а потом дорога ушла от моря на горный перевал, и мы ехали через леса и одиночно стоящие горные дома. В Гагру приехали через 2 часа. На маршрутке бы добрались за час, но поездом было интересней, к тому же я люблю поезда за то, что можно в процессе перемещения вытянуть ноги, пройтись по вагону и сходить в туалет. И вообще было приятно сродниться с Родиной с помощью РЖД на просторах Абхазии.

Железная дорога между Новым Афоном и Гагрой

Кстати, на второй день пребывания в Абхазии я поймала себя на мысли, что меня совершенно не раздражают повсеместные русские туристы. Абсолютно! Я даже им рада, они родные, они свои! Раздражали в Абхазии меня только местные жители. Даже странно. Во всех остальных местах в мире, где я когда-либо была и где в больших количествах отдыхают наши люди, за исключением, пожалуй, вьетнамского Муйне, я испытывала полностью противоположные чувства. Поделилась этими мыслями с Серегой, оказалось, что он испытывает такие же чувства — русские в Абхазии никак не напрягают, напрягают местные.

В Гагре на платформе нас встретила родственница новоафонской хозяйки и проводила к себе в дом. Нам хотелось дожить последнюю ночь в Абхазии в целости и сохранности и не заморачиваться поисками жилья на месте, поэтому мы купили «кота в мешке», договорившись еще в Новом Афоне о том, что нас встретят. В итоге оказалось, что за те же 700 рублей за двоих жить нам предстояло хоть и в очень милой комнатке милого дома на тихой улочке, но на самой-самой окраине Гагры около гагрских многоэтажек. До моря пешком было минут 15, но дорога была совершенно не такой живописной, как в Н. Афоне. Впрочем, мы шли этой дорогой только один раз.

На пляже я была поражена огромным для такого отшиба количеством народа — за первые пять минут пребывания на пляже в Гагре я увидела больше народу, чем за 2,5 дня на новоафонском пляже. Море штормило — то ли из-за отсутствия волнорезов, то ли само по себе. Повсюду плавал бытовой мусор: пакеты, упаковки от чипсов, крышки от бутылок, сами бутылки. Только отплыв чуть подальше от берега, мусор закончился. Зато начались медузы. Мелкие, но неприятные. Серега оказался их большим нелюбителем, поэтому очень оперативно выбрался из воды и больше в тот день в море не заходил. Я же накупалась вдоволь, а потом, выйдя на берег, замоталась в парео, ибо с моря дул бодрящий ветерок. Поняв, что тупить на таком людной пляже на окраине оставшиеся до заката 2-3 часа нам будет скучно, мы решили прогуляться до центра Гагры. Пошли прямо по галечному пляжу мимо сотен/тысяч отдыхающих. Мне было жалко этих людей, ибо ни этот абхазский пляж, ни это абхазское море ничем не отличались от краснодарско-краевых, которые я видела 6 лет назад из окна машины. Да, как же чудесно было в Новом Афоне эти 2,5 дня, какое счастье, что мы потратили пару часов нашего времени на то, чтобы отъехать подальше от границы и Гагры.

Пляж в Гагре

Пляж в Гагре

Пляж в Гагре

Пляж в Гагре

Чем ближе к центру, тем больше становилось народу. Я все пыталась узнать хоть что-то вокруг, но тщетно. Потом узнала высотное здание гостиницы Абхазия, стоящее перпендикулярно морю. Шесть лет назад оно было заброшенным и поразило меня своими разбитыми окнами и отсутствием жизни. Сейчас все здание стояло в лесах и активно реставрировалось. Да, в Гагру вместе с толпами туристов вернулась жизнь! Рядом с гостиницей построили аквапарк с горками, бассейном и лежаками. Старый ржавый самолет, запомнившийся мне с прошлого визита, я найти так и не смогла. Набережная сделана как-то через попу — постоянно натыкаешься на какие-то заграждения, палатки и приходится спускаться на пляж, обходя препятствие, а потом подниматься обратно. Но вокруг кипела жизнь, и я продолжала не узнавать город. Тем сильней была моя радость, когда мы наткнулись на кафе Фламинго, в котором я ежевечерне ужинала 6 лет назад. Пожалуй, после гостиницы Абхазия это было второе и последнее место в Гагре, которое я узнала — все остальное изменилось до неузнаваемости.

Пляж в Гагре

Пляж в Гагре

Во Фламинго нас вкусно покормили, а огромный тонкий и нежный хачапури на круглой тарелке был выше всяких похвал.

Тамара, наша хозяйка, еще днем предупредила нас, что в Гагре произошло какое-то «повреждение», и во всем городе нет воды, а официантка в кафе извинилась перед нами за то, что еда в связи с проблемами с водой подается в пластиковых тарелках.

Пляж в Гагре

Завершив день потрясающим закатным солнцем, садящимся прямо в море (с нашего пляжика в Н. Афоне этого момента видно не было, поскольку мешал мыс), мы прошли через гудящие рестораны и барчики до главной улицы, а по ней, отследив по дороге место старта маршруток на границу, вернулись через темный вокзал в свой домик на окраине.

На следующее утро, встав в 4.45, к 5.30 утра мы по темным и безлюдным улицам дошли до места с маршрутками, и через час мы уже были на границе (маршрутка Гагра — Псоу стоит 50 руб. с человека), где не было никакой очереди и единственной формальностью с абхазской стороны была проверка наличия у нас страховки.

После нашей границы прошлись через уже знакомый Казачий рынок, дошли до остановки с городскими автобусами и маршрутками и за 20 рублей с человека доехали на маршрутке до центра Адлера, где нас выгрузили на нужном повороте на аэропорт. Прямо над головой взлетел самолет, и мы, подумав, что аэропорт должен быть где-то совсем рядом, пошли пешком. Меня хватило на две остановки, и, к счастью, оставшиеся несколько километров мы преодолели на автобусе за еще 13 рублей с человека. Итого вся дорога из Гагры до аэропорта Адлера обошлась нам в 83 рубля с человека.

После регистрации на рейс позавтракали пиццей в аэропортовом итальянском ресторанчике и вовремя вылетели в Москву, а из Шереметьево направились прямиком на работу, как раз к обеду. :-)

Понравилось ли мне в Абхазии? Да, мне очень понравилось море, такое теплое в начале сентября, что не хотелось вылезать из воды, и очень чистое и прозрачное в Новом Афоне. Понравились пальмы и эвкалипты. Понравились горы, укрытые под вечер облаками. И темное ночное небо с миллиардом звезд. Мне понравились фрукты, которые можно было есть прямо с деревьев, особенно инжир. Хозяйкины ужины в Новом Афоне. И хачапури во Фламинго в Гагре. И еще мне понравилась цена авиабилета в этот субтропический уголок — 3000 рублей с человека! Поэтому я с удовольствием еще как-нибудь приеду в Абхазию на 2-4 выходных дня.

Но никогда не приеду сюда в продолжительный отпуск, ибо отдых в Абхазии не дешев, и за те же деньги где-нибудь в ЮВА или Индии можно получить всего намного больше, лучше и вкусней. И вокруг будут чудесные люди, которые рады вашему приезду в их страну.

Все три дня я не могла отделаться от ощущения, что меня окружают безгранично ленивые люди, продолжающие жить с ощущением жалости к самим себе и не желающие восстанавливать после закончившейся почти два десятка лет назад войны свою землю. Никто не хочет работать, зарабатывать и делать — хотят получать все просто так. Радости на лицах нет — угрюмые люди. Наверное, три дня — недостаточный срок, чтобы судить об абхазах, но за эти три дня мне не встретилось ни одного чем-то приятно запомнившегося человека, зато неприятно запомнившихся — изрядно! В «стране», где треть доходов приносит туризм, можно было бы делать для туристов, оставляющих неплохие деньги, намного больше, и прилагать хоть какие-то усилия для того, чтобы им понравилось и захотелось вернуться.

Итогом нашего трехдневного отдыха в Абхазии стала фраза, что «Абхазия была бы раем на земле, если бы в ней не было абхазов!» Хотя в целом все было чудесно!

P.S.: После возвращения домой Серега написал в ГСК «Абхазгосстрах» о том, что с нас неправомерно взяли плату за страховку, сославшись на найденное в Интернете законодательство. Удивлению нашему не было предела, когда на следующий день он получил письмо с извинениями, и полная сумма страховки за двоих вернулась на его банковский счет! Не все еще у Абхазии потеряно, так держать! :-)

Поделиться с друзьями в социальных сетях:
  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Twitter
  • Мой Мир

Абхазия: Короткий отдых в сентябре в Новом Афоне: 2 комментария

  1. Русские и так едут, а иностранцы в жизни не поедут, поэтому зачем им напрягаться.
    Разве не то ж самое в Москве и Питере? Иностранцы раз съездят и больше не приедут, зато приедут новые на тот же примитивный сервис и запреты. На том и зиждется русский туризм.

  2. Чем больше негативных отзывов про Абхазию, тем меньше к ним будут ездить. Ни привлекательных цен, ни нормального жилья, ни вкусной еды. Не говоря об отношении к туристам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>