Япония: Виза, транспорт, отели, еда, цены и расходы

Прекрасные и удивительно деликатные люди, идеальная чистота абсолютно везде (при почти полном отсутствии мусорок), очень вкусная еда даже в самых бюджетных ее вариантах, простые решения бытовых моментов для всеобщего удобства на каждом шагу, сочетание традиционного и сверхсовременного и невероятно красочная осень – это все о Японии, стране, влюбившей в себя с первой минуты.

Все 15 дней путешествия, а также все время перелета в Токио и обратно в Москву меня не переставали приятно удивлять люди –  вежливые, спокойные, никаких разговоров на повышенных тонах, всегда готовые помочь и подсказать. Так что японцы – это тоже любовь с первого взгляда. А еще японский язык очень плавный, а мягкая манера разговора японцев только добавляет языку мелодичности.

Япония быстро и прочно попала в мой короткий список самых-самых любимых стран. А люди, такие другие и при этом такие чудесные – наверное, самые лучшие из всех, что мне встречались.

За все 15 дней ни одного раздражителя, никакого негатива. Все легко, удобно, комфортно, интересно и вкусно. Япония прекрасна, и я обязательно не раз в нее вернусь. Тем более, что вопреки стереотипам, она оказалась не такой уж дорогой – уж точно не дороже стран Центральной Европы. В ней есть все, что я так люблю в Азии, и при этом нет ничего, что в Азии иногда напрягает (мусора, запахов, толп народа с давкой и суетой, излишнего шума и неуважения к личному пространству).

Виза в Японию

В этом году японцы существенно упростили процедуру выдачи виз, теперь не нужно никаких причудливых спонсорских писем от японской стороны и прочей бюрократии. На сайте консульства опубликован лаконичный список нужных документов, визу выдают за три дня, и она бесплатна. Мы нагло попросили мультивизу на три года, чтобы не занимать страницы в паспорте, если захотим поехать еще. На приеме документов нам сказали, что мульти с первого раза не дадут. Но все-таки дали. Правда, только на год.

Перелеты

Идея ехать в Японию зрела с весны, но купили билеты и начали планировать путешествие мы только за 1,5 месяца до отъезда. Аэрофлот стоил дорого, зато гуманно стоил JAL (Japan Airlines), который к тому же в рамках бессрочного спецпредложения »два бесплатных внутренних перелета по Японии при покупке билета Москва — Токио» дает возможность купить (одновременно с покупкой основного международного билета) два внутренних перелета по цене сборов (а это всего около 1000 рублей за сегмент). Маршрут на первый раз я выбрала вполне классический, так что в итоге мы летели Москва — Токио — Хиросима, Осака — Токио (стоповер на 4 дня) — Москва. Все это за 35 000 рублей со взрослого человека. И поскольку самый протяженный кусок маршрута (из Токио в Хиросиму) оказался у нас покрыт почти бесплатным авиаперелетом, проездной на японские железные дороги (JR Pass), который так любят все активно перемещающиеся по стране путешественники, мы покупать не стали – в нашем случае он бы просто не окупился.

Лететь JAL очень понравилось. И в будущем при прочих равных я выберу именно их. В отличие от Аэрофлота, где младенцу без места положена люлька до года, в JAL ограничение не по возрасту, а по весу. Люлька нашему великану была уже не нужна (он ее перерос в длину), но к люльке прилагаются места в первом ряду салона эконом-класса, а значит там много места для ног и для поползать с игрушками. Туда мы летели на четырех местах, обратно у нас с краю был сосед, но все равно мы занимали целых три места, что было очень удобно.

Кормят отлично. Вот только к детской еде у нас было много вопросов. Баночное питание в JAL положено малышам до 9 месяцев. Нашему годовасу принесли детскую еду, и на мой взгляд она в основном совершенно несъедобна: химическое ядовитое желе, химическая клубничная выпечка и невероятно гадостный ячменный чай в пакетике – мне показалось, что это вода от кальяна, через которую уже много раз курили ))) Съедобным был только банан и рисовое печенье Pigeon.

Порадовало, что выдают пачку с двумя подгузами Merries. И даже малышам без места полагаются подарки – приносят поднос с разными вещичками на выбор: детские ложка и вилка с логотипом JAL и самолетиком, сборная моделька самолетика, набор для сбора самолета из бумаги или оригами.

На внутренних рейсах не кормили, а только поили.

Культурный шок от японцев начался прямо во время перелета. Милейшие стюардессы, которые все 9 часов (даже ночного) перелета не переставали улыбаться, кланялись пассажирам перед посадкой в свое кресло или после того как из него встали. Кланяться в Японии вообще принято, и меня поражали кондукторы в поездах, которые кланялись пассажирам при выходе из вагона и при заходе в следующий. Эти люди никуда не торопятся ))

Среди пассажиров JAL преобладают японцы. И все наши соседи были очень милы, улыбались и пытались играть с ребенком.

Транспорт в Японии

При небольшом предварительном планировании Япония оказалась очень простой и комфортной страной для путешествия.

Все надписи и объявления в поездах и метро продублированы на английском, часто встречаются карты местности, так что найтись несложно. И если встать посреди улицы с озадаченным видом и картой в телефоне, кто-нибудь обязательно спросит, не нужна ли помощь.

При планировании маршрута очень полезным оказался сайт hyperdia.com. По нему я искала нужные прямые и стыковочные поезда, узнавала стоимость проезда и время в пути. Зная стоимость, билеты на поезда можно легко покупать в автоматах -  выбрать нужную стоимость, кол-во человек и оплатить. Купить билет, вбив пункт назначения и после этого получив стоимость, мы смогли только один раз, когда покупали билет на шинкансен. Все остальные разы на скорые и экспресс-поезда билет покупался после выбора стоимости проезда, т.е. ее нужно было знать заранее. В начале мы пару раз покупали билеты на Japan Railways в кассах JR, но обычно там были большие очереди, и, попробовав разок купить билет в автомате, мы перестали их бояться.

Поскольку безлимитного JR Pass у нас не было, мы не стали делать так, как делают многие путешественники, устраивая базу в одном месте, например, в Осаке или Киото, и делая оттуда радиальные вылазки через полстраны на скоростных поездах шинкансен. Я не любитель проводить по два часа в дороге в каждую сторону и предпочитаю останавливаться в разных местах, чтобы быть ближе к цели и минимизировать переезды в течение дня. Так что из Хиросимы в Киото мы ехали с тремя остановками на переночевать и посмотреть окрестные достопримечательности: в Фукуяме, Курашиках и Наре.

При таком маршруте ездить везде на скоростных шинкансенах смысла не было, нас вполне устраивали скорые и экспресс поезда, которые стоили в два раза дешевле. На шинкансене мы прокатились только один раз – из Окаямы в Химеджи. Потому что путь на скором поезде занял бы два с лишним часа с одной пересадкой. А на шинкансене 21 минуту и напрямую.

Всего за 15 суток в Японии мы потратили на весь транспорт 42.140 йен. Это на двоих, включая все ж/д (в том числе шинкансен из Окаямы в Химеджи за 6440 йен на двоих), автобусы, паромы, метро и монорельсы, в том числе в/из аэропорты. Т.е. расходы на весь транспорт на одного составили 21.070 йен (ребенок до 6 лет ездит бесплатно). При этом стоимость JR Pass на 7 дней составляет 29,110 йен, на 14 дней - 46.390 йен.

В нашем случае выбор был очевиден благодаря почти бесплатному перелету из Токио в Хиросиму и из Осаки в Токио. Если бы мы проделали этот путь на шинкансенах, то заплатили бы около 18.000 йен с человека за поездку из Токио в Хиросиму (4 часа в пути) и около 13.000 йен с человека за поездку из Киото/Осаки в Токио (2.5 часа в пути).

При этом, не имея JR Pass, нам было очень удобно не привязываться к JR, а ездить по Киото (+ в Нару и из Нары) и Токио теми ж/д компаниями / метро, которые были логистически удобней/быстрее.

Чтобы понять, окупится ли JR Pass в вашем случае, можно прикинуть стоимость проезда по своему маршруту с помощью онлайн калькулятора на сайте japan-guide.com/railpass/ Очень удобно! А точную стоимость на выбранные поезда смотрите на hyperdia.com (т.к. стоимость шинкансена и экспресса отличается в два раза, и во многих случаях можно вполне обойтись без шинкансена)

Отели в Японии

Все наши ночевки кроме Киото прошли в сети отелей Toyoko Inn. Рекомендую! Номера небольшие, но очень эргономичные и функциональные. Есть абсолютно все для комфортного пребывания: холодильник, сейф, тапочки, рожок для обуви, чайник и пакетики с чаем, кондиционер для обогрева жилища в холодные зимние месяцы и парогенератор/увлажнитель воздуха, чтобы противостоять пересушивающему воздух кондиционеру. В ванной шампунь, кондиционер, гель для душа, зубные щетки (на ресепшн можно взять бритвы) и, конечно, волшебный японский унитаз с плавно опускающейся и подогреваемой сидушкой, биде, подмывом попы и т.п. Мечтаю теперь о таком умном толчке дома.

Можно выбрать номер для курящих или некурящих.

Есть разные категории двухместных номеров: Economy Double, Double, King Double. Мы жили во всех. Разница несущественная. Везде было достаточно просторно даже чтобы поставить привезенную с собой складную детскую кроватку. Разве что в Economy кровать небольшая (но вполне комфортна для двоих), а в King огромна.

Всего за 15 ночей в Японии мы потратили на отели 111.740 йен (около 57.000 рублей). Средняя цена за ночь у нас получилась 7450 йен (около 3.800 рублей). В Фукуяме за счет воскресной 20% скидки у нас была самая дешевая ночевка за 6220 йен (при этом за King Double). В Хиросиме, Наре и Токио самые дорогие -  около 8000 йен.

Если много жить в отелях сети Toyoko Inn, имеет смысл купить при первом заселении их клубную карту за 1500 йен (750 рублей). Она дает скидку 5% в обычные дни, скидку 20% в воскресенье и праздничные дни, купон на бесплатный номер Single после 10й ночи (можно доплатить разницу до Double) и прочие бенефиты типа чекина на час раньше (с 15 часов для членов клуба и с 16 часов для всех остальных).

Если жить в одном отеле больше двух ночей, можно подписаться на Eco Plan — заказать уборку не каждый день, а через день, таким образом стоимость каждой второй ночи снизится на 300 йен.

Все отели бронировались через сайт Toyoko Inn. Бронируете по стоимости для не членов, но после покупки членской карты (и предъявления ее в следующих отелях) стоимость сразу автоматом пересчитывают (прямо с первой ночевки как только покупаете карту).

С 7 до 9.30 утра в лобби подают японский завтрак (шведский стол): горячий рис и холодные треугольнички из риса, обваленные в специях, салат из капусты, тушеные овощи, иногда что-то из мяса или пельмешки, всегда мисо-суп. Вкусно и сытно. В каждом отеле завтраки немного отличались. Поразило, что нет никакого отдельного помещения столовой, просто каждое утро в лобби волшебным образом появляются столы и стулья, рисоварка с горячим рисом, подносы с прочей едой и горячий чай/кофе. А также стенд для самостоятельного возврата грязной посуды.

Помимо гуманной цены и комфортных условий Toyoko Inn был удобен нам тем, что большинство отелей находятся у вокзала. Приехал, дотащил багаж за 5-10 минут до отеля, заселился (или оставил бесплатно на ресепшн, если приехал до времени check-in) и идешь налегке смотреть город.

В ноябре в Японии темнеет рано. Закат в 16.40, в 17 уже темень, так что я старалась планировать переезды на темное время суток, поэтому мы несколько раз выселялись утром, оставляли вещи на ресепшн и возвращались за ними под вечер, чтобы сразу сесть в поезд и переместиться в следующий пункт маршрута. Удивительно, что никакой специальной комнаты для хранения багажа нет – его оставляют прямо в лобби, но персонал вешает на него отрывной номерок и накрывает все чемоданы сеткой с колокольчиками, чтобы услышать, если вдруг кто-то решит достать чемодан сам.

Еда в Японии

Хорошие рестораны с нашим активным ребенком, который не сидит на месте и любит быть шумным, нам были неудобны, поэтому в основном мы питались в сетевых заведениях, в которых быстро кормят настолько качественно и вкусно, что язык не поворачивается назвать это фастфудом.

В сети Nakau блюда выбираются и оплачиваются в автомате на входе – есть надписи на английском и качественные картинки, так что выбрать несложно. В обеденное время предлагаются комплексные ланчи, в итоге плотно покушать можно очень дешево: суп-лапша и рис с мясом за 690 йен (350 рублей). Зеленый чай бесплатно из графина.

В сети Sukiya (нашей любимой) мы так полюбили рис с копченым угрем и рис со свининой/говядиной и кимчи, что всегда брали только их, благо там есть комплексные блюда, когда на рис сверху навалены пополам угорь и свинина/говядина с кимчи. Очень вкусно и недорого (есть порции разных размеров, большая XL стоит около 1000 йен (500 рублей). Зеленый чай бесплатно из графина. Утром есть комплексные завтраки за 290 йен, мой самый любимый включает в себя кусочек парового лосося, рис, два вида салата и супчик.

В сети Yashinoya мы были только раз, там все плюс минус то же самое, но ничего конкретного не запомнилось.

В Киото ходили в знаменитый конвейерный суши-ресторан Musashi Sushi, где все тарелочки были по 149 йен (единичные по 300 с чем-то, о чем было указано отдельно). Там всегда было много народу, все сидят очень плотненько, перед носом проезжают тарелочки с суши, перед каждым посетителем стоит бадья с имбирем, бадья с пакетиками зеленого чая и краник с кипятком, т.е. чая можно упиться бесплатно. Выбор суши не самый большой, и чтобы попробовать много разного, надо подождать подольше, потому что повара, работающие в центре конвейера, вокруг которого сидят гости, делают разные суши партиями. Но если хочется чего-то конкретного, а его нет, можно заказать из меню – сделают быстро.

Еще ели суши в суши-ресторане в Хиросиме, но мне показалось, что часть продуктов была размороженная.

Самые свежие суши в мире в ресторане Sushi Zanmai у рыбного рынка Цукидзи в Токио были ожидаемо очень вкусны. Мы взяли по набору, и мне понравилось все, даже кальмары и какая-то белая рыба, которые я обычно не люблю за резиновую консистенцию.

Еще мы иногда покупали суши-наборы в супермаркетах и ели на ужин в номере.

А днем, когда пообедать было некогда или негде, покупали bento-обеды – упакованные готовые блюда, которые в большом ассортименте представлены во всех минимаркетах 7 Eleven, Family Mart и Lawson и которые кассиры заботливо разогреют в микроволновке и снабдят приборами и салфетками. Очень дешево, вкусно и удобно.

Один раз в Киото сходили в популярный стейк-ресторан попробовать знаменитую мраморную говядину. Взяли рибай (2000 йен) и wild-стейк (1400 йен), оба очень вкусные, приносят на скворчащей сковородке, можно самому дожарить маленькие кусочки. Умилило, что каждому гостю выдают одноразовый фартук-слюнявчик, чтобы не забрызгать одежду – было много офисных людей в рубашках и костюмах. Т.к. все места за стойками или высокими столами, а народу обычно много, в ноги ставят складные табуреточки для складирования сумок/рюкзаков.

Из регионального в Хиросиме мы ели Okonomiyaki. И тут интересна не столько сама еда, сколько процесс ее производства. По сути это жареная лапша с тушеной капустой и мясом/морепродуктами по выбору. Но то, как ее готовят – это целое искусство.

За прилавком, представляющим собой огромный стол-жаровню, стоит повар, по другую сторону сидят клиенты. На что-то типа лепешки кладут лапшу, разбивают яйцо, тушат и добавляют капустный салат, лук, бекон, соусы/специи и мясо/морепродукты. Все это готовится и скворчит прямо у вас перед носом. А после приготовления просто придвигается к вам и продолжает греться на столе-жаровне. Со стороны клиентов столешница без подогрева – на нее ставят тарелочку, на которую лопаткой накладываешь часть блюда со стола-жаровни. Вкусно и необычно. Стоит от 750 йен за простую версию до 1500-1800 йен за что-то более изысканное.

Чтобы поесть Okonomiyaki, большинство ходит в Okonomimura  – здание в центре Хиросимы, где на нескольких этажах расположено множество подобных «кафе». Место раскрученное и туристическое. Мы зашли во второй день, не прониклись и пошли в нашу «секретную» окономиячную в здание рядом с вокзалом. Найти несложно – если стоять спиной к вокзалу и лицом к мосту через реку с дорогой, ведущей в центр, то справа будет здание большого универмага, а прямо за ним (вдоль реки) еще одно многоэтажное здание, где на входе висит реклама кафешек и нужно подняться на лифте на 6-й этаж. Там приятно и аутентично – вечером поесть приходят деловые люди в костюмах. А рядом с каждым стулом стоит по пластиковому тазику – для вещей.

В Токио мы побаловали себя местными вкусняшками – на «улице фриков» Takeshita-dori съели по вкусному блинчику. Поразило как наглядно представлен их состав ))

В Японии, кстати, распространено представлять свое меню в виде реалистичных пластиковых моделей блюд на входе – выглядит очень натурально и легко понять, чем именно в заведении кормят.

Около храма Sensoji в Токио мы съели по мороженому в сладком хлебе – вкусно и необычно.

Вообще десерты в Японии мы ели регулярно, каждый день закупая что-то на вечер в 7 Eleven, Family Mart или Lawson. Я люблю пробовать все местное и нетривиальное, привыкая даже к самым странным вкусам. И в Японии мне понравились десерты с matcha (маття́), японским порошковым зеленым чаем, особенно печенье с белым шоколадом из 7 Eleven (но и разные муссы на основе маття тоже).

Всего за 15 суток в Японии мы потратили на еду 83.962 йены. Это на двоих, включая ежедневные десерты из супермаркетов, которые совсем недешевы. Без них бюджет на еду был бы раза в два ниже. Т.е. в среднем мы тратили 2800 йен в сутки на человека (около 1430 рублей). При этом мы очень много едим и совсем не пьем алкоголь.

Почти везде в Японии мы попали на пик сезона «момидзи» или красных кленов – одного из любимых времен года японцев наряду с цветением сакуры. Возможно именно поэтому почти везде, где мы были, было очень много японских туристов. На острове Миядзима, у замка в Химеджи, в Наре, в Киото и в Камакуре мы очень часто ходили по основным достопримечательностям в толпах туристов. Но поскольку это японские туристы, и ведут они себя тихо и воспитанно, это никак не уменьшало местный колорит и не мешало восприятию красоты. Если где-то стоит очередь, это очень культурная и тихая очередь. Никто никуда не бежит и не пытается проломиться насквозь.

В отличие от вездесущих толп китайских туристов – шумных и зачастую хамоватых. Которых в Японии, к сожалению, предостаточно…

В популярных для фотосессий местах мы часто встречали японских молодоженов, одетых в кимоно. Их одежда была изысканна и красива.

В отличие от одежды китайских туристов, одетых во взятые напрокат кимоно аляповатых расцветок. Прокат кимоно – очень популярная услуга, так что на китайцев в кимоно мы в Японии насмотрелись сполна ))

Русскоговорящих туристов мы встретили всего несколько раз. Да и вообще белых людей было немного и встречались они нам в основном в Киото и Токио – впрочем, в последнем часть из них явно была живущими здесь экспатами.

Из чудесных нетуристических мест в этот раз удалось посетить только прибрежный городок Tomonoura – туристы были и там, но их число было в сотни раз меньше, чем накануне на Миядзиме. Ну и Токио за исключением пары мест не особо туристический город. Или он просто слишком большой и динамичный, чтобы туристы были в нем массово заметны.

Погода в Японии в конце ноября и начале декабря

Мы специально ехали в Японию в сезон красных кленов (момидзи), чтобы помимо архитектурных красот увидеть еще и красочную смену времен года.

К тому же поздняя осень и зима в плане количества дождей дает больше шансов на синее небо и сухую погоду. Так и вышло. Проливной многочасовой дождь шел только в наш первый день в Хиросиме. Большинство остальных дней были солнечными, в некоторые дни целый день было пасмурно. И только в один из дней в Киото мы попали под короткий ливень.

В плане температуры было очень комфортно. В начале путешествия в Хиросиме, на Миядзиме и в Курашиках мы мерзли, одевая на себя всю теплую одежду + перчатки и шапки/капюшоны — было около 8-10 градусов, но когда находишься на улице с утра до вечера, да еще и в недосыпе от смены часовых поясов, холод пробирает насквозь. Потом потеплело, и в Киото и Токио в некоторые дни воздух прогревался до 18-20 градусов. Правда утром и вечером все еще было свежо. Везде в гостиницах кондиционер работал на обогрев, так что во время ночевок мы не мерзли. В транспорте (поездах и автобусах) очень хорошо топят, так что было очень тепло, временами даже слишком. Для дождливой погоды в любом 7Eleven, Family Mart и Lawson за 600 йен (300 рублей) можно купить огромный прозрачный зонт из полиэтилена (очень удобно при осмотре достопримечательностей)) или длинный качественный дождевик.

Подготовка к поездке в Японию

Помимо обычного в моих путешествиях путеводителя Lonely Planet (электронная версия с торрентса) бесценным ресурсом оказался сайт japan-guide.com с подробным описанием всех достопримечательностей, их рабочего времени и стоимости входных билетов. Там же в сезон момидзи и сакуры публикуются отчеты о пиковом времени в разных регионах Японии, и при подготовке к поездке и разбивке маршрута по датам было очень полезно пролистать архив «цветения» за последние годы. Отличный ресурс!

Бытовые мелочи в Японии

Видимо Япония настолько безопасная, что люди оставляют в велокорзинах на улице уже оплаченные товары и возвращаются в магазин покупать что-то другое. А приехавшие на встречу или обед бизнесмены оставляют на своих велосипедах свою верхнюю одежду.

В дождь все оставляют мокрые зонты на специальных стойках при входе в супермаркет. А на входе в музеи или гостиницы выдают длинные пакеты под мокрые зонты.

При входе в храм все разуваются и убирают обувь в бесплатные пакеты, чтобы было удобно носить с собой.

Поделиться с друзьями в социальных сетях:
  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Twitter
  • Мой Мир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>