Мой первый день во Вьетнаме начался с холодного утра в Лаосе. В семь утра в Сам-Неа было чуть выше нуля, и я, надев на себя всю теплую одежду, которая у меня была, продолжала дрожать от холода – отвык организм от холодной погоды, я теперь жуткая мерзлячка. Купила в итоге через неделю на севере Вьетнама перчатки, и было мне большое счастье.
В тот день удача была целиком и полностью на моей стороне: это был первый день действия моей вьетнамской визы, и именно в этот день, в субботу, из Сам-Неа уходил еженедельный автобус во вьетнамский город Тханьхоа (Thanh Hoa) в трех часах от Ханоя. Во все остальные шесть дней недели отъезжающие во Вьетнам добираются до границы на пикапе, переходят ее пешком и попадают в лапы хищных вьетнамцев. Те по случаю отсутствия на вьетнамской стороне регулярного общественного транспорта стрегут с иностранцев по полной программе – сначала довозят на мотобайках за большие деньги 30 км до ближайшего городка, а оттуда водитель автобуса за цену, начинающуюся от 15 долларов, предлагает иностранцам доехать до Ханоя. Вариантов нет никаких — автобус один, водила упертый, и при нежелании платить требуемую сумму он нагло заявляет: «Оставайтесь тут!» И еще периодически останавливается в глухой местности и объявляет цену выше озвученной ранее. Я читала десятки подобных историй о пересечении этой границы в течение последних нескольких лет, и хэппи энда ни в одной из них не было – абсолютно все были разведены на деньги в той или иной степени. Поэтому когда в Сам-Неа я узнала, что за 10 долларов есть прямой автобус в Тханьхоа, сомнений не было.
Двадцать пять километров до границы были очень красивыми (как и несколько часов езды по горному Вьетнаму после) — дорога петляла вдоль стремительной горной реки над долиной с рисовыми террасами, окруженной горами.
Граница переходилась долго, потому как на обеих сторонах пограничники записывали данные каждого паспорта в важную тетрадку. На лаосской стороне, несмотря на субботний день, никто не потребовал оплату овертайма. А на вьетнамской стороне всех позвали в просторный кабинет совкового типа с тяжелой мебелью, где за огромным столом сидел важный вьетнамец в солидной форме. Я все полчаса, пока он переписывал данные паспортов в окружении двадцати вьетнамцев и четырех иностранцев из автобуса, с трудом сдерживала смех – уж очень весь окружающий пафос и бюрократия были похожи на то, к чему я привыкла дома.
Пограничники и таможенники предложили нам поменять по невыгодному для нас курсу оставшиеся лаосские кипы или доллары на вьетнамские донги. Потом таможенники попросили открыть все рюкзаки и поворошили вещи руками. А когда один из них узнал, что я из России, с его лица еще минут пять не сходила счастливая улыбка, и он все повторял: «О, Россия, Путин, я люблю!»
Потом мы ехали через маленькие горные деревеньки, и люди в них улыбались — друг другу, мне, всем. После Лаоса, где всех мало и все унылые, я попала туда, где жизнь кипела и бурлила. В маленьких городках на улицах происходило броуновское движение: велосипеды, мотобайки, наши УАЗы, КАМАЗы, МАЗы, все куда-то ехало и периодически гудело. Столько наших машин, как во Вьетнаме, я в дальнем зарубежье не видела нигде. Столько УАЗов, сколько здесь, похоже, даже во всей России нет.
Везде развешаны вьетнамские государственные флаги – желтая звезда на красном фоне. Часто встречаются красные флаги с серпом и молотом, как символ коммунизма. И просто звезда, серп и молот на фасадах зданий. Над улицами перетяжки с белыми надписями на красном фоне. И огромные билборды из серии «Мир, труд, май!» Опять же в красных тонах. Я почти дома. 20 лет назад.
Вечером, когда уже стемнело, автобус остановился на каком-то перекрестке на ужин. Мы выгрузились, и рядом припарковался еще один автобус. Из него помимо местных жителей вылез десяток белых. Израильтянин узнал в них знакомую пожилую израильскую пару, французы и я – знакомую французскую пару. Это были люди, которые вчера утром выехали из Сам-Неа на пикапе в сторону границы. Через пару часов они ее достигли, перешли, и на вьетнамской стороне не оказалось никакого транспорта. Арендовать что-то совместно (их было 12 человек) не было никакой возможности — в приграничной деревне отсутствовал транспорт, поэтому их на мотобайках довезли 30 километров до следующего маленького города. Где им пришлось ночевать, потому как следующий автобус в Тханьхоа, куда мы ехали прямиком из Сам-Неа, уходил только на следующее утро. Конечно, водитель не стал себе ни в чем отказывать и срубил с каждого по 15 долларов, правда, обещая довезти до самого Ханоя. И вот мы встретились на этом перекрестке, выехав из одного и того же начального пункта с интервалом в 24 часа. Мне было их безумно жалко, народ был измучен двухдневными торгами, переездом и получил ужасные первые впечатления от Вьетнама.
Главное правило успешного путешествия по Вьетнаму – основательная теоретическая подготовка. Вьетнам – это та страна, где индустрия обувания туристов развита как нигде. За десять месяцев путешествия по ЮВА мне встретился всего один человек, которому целиком и полностью понравился Вьетнам, и то он путешествовал по нему шесть месяцев на велосипеде, заезжая во всякие отдаленные места. Все остальные рассказывали мне ужасы о том, что вьетнамцы постоянно, настойчиво и навязчиво пытаются продать иностранцам все подряд, обманывают в ценах, в том числе в общественном транспорте и в гостиницах, и отдых превращается в настоящее мучение. Сама я после двух недель во Вьетнаме могу сказать, что более гнусных типов, чем здесь, да еще и в таком количестве, я не встречала нигде. Все основные варианты развода туристов описаны в Интернете, так что перед самостоятельным путешествием по Вьетнаму учите мат. часть. А из опыта единственного человека, которому понравился Вьетнам, я сделала вывод, что чем дальше от туристических маршрутов я заеду, тем лучше у меня будут впечатления от людей и от страны, поэтому спланировала свое продвижение по Вьетнаму так, чтобы самые интересные достопримечательные места чередовать с отдаленными уголками, где будут замечательные люди. Пока все идет по плану, и я в числе четырех известных мне на сей день людей, которым нравится Вьетнам и вьетнамцы.
В Тханьхоа водитель нашего автобуса поймал нам автобус до Ханоя, предупредив, что стоит он три доллара. Мы вчетвером загрузились, и обилечивающий товарищ пошел всех обилечивать. Французы ехали до Ниньбиня, городка в двух часах от Ханоя, а мы с израильтянином собирались в Ханой. Он, сидя впереди, зачем-то заплатил за проезд затребованные четыре доллара, а я протянула дядьке три. Следующие минут пять мы передавали эти три доллара друг другу: он хотел четыре, а я не хотела платить больше трех, ибо нефиг. Попытка выяснить у местных жителей, сколько они платят за проезд по аналогичному маршруту, успехом не увенчалась – они сказали озвученную им «кондуктором» сумму во вьетнамских донгах, которая в долларовом эквиваленте вообще равнялась пяти. Через пять минут передавание трех долларов из рук в руки «кондуктору» надоело, он взял деньги и сказал мне “Sorry, thank you”.
Во Вьетнаме живут замечательные люди: доброжелательные, приветливые, улыбчивые и общительные, но с теми, кто задействован в сфере обирания туристов, всегда надо быть начеку – Вас обязательно обдерут, причем зачастую попытки будут наглыми и бескомпромиссными.
До Ханоя я так и не доехала – на дороге была авария, выстроилась гигантская пробка, и поскольку приехать в столицу Вьетнама в 2 часа ночи мне не хотелось, в 11 часов мы все вчетвером выгрузились в Ниньбине (Ninh Binh) – я по-любому собиралась ехать сюда после Ханоя.
На следующее утро за завтраком я изучала огромную отельную книгу с комментариями. Информация была неутешительной — большая часть народу описывала Ниньбинь как самый доброжелательный город Вьетнама, отель как самый лучший за свои деньги, а персонал как самый честный.
Многие писали, что вообще задолбались во Вьетнаме и собирались поскорей уехать из страны, но, приехав в Ниньбинь, передумали. Кто-то возвращался сюда по второму и третьему разу, как в санаторий. В результате у меня появилось ощущение, что сегодня, в первую ночь и первый полный день во Вьетнаме, я нахожусь в самом спокойном и замечательном месте и что потом везде будет хуже.
В общем, видимо, у меня какой-то другой Вьетнам – пока, по прошествии двух недель, мне за некоторым исключением нравится почти все и везде: и города, и люди, и жилье. А тех, кто захочет впендюрить вам что-то по заоблачной цене, хватает везде: и в любимом всеми «расслабленном» Лаосе, и в любимой мной Индонезии. Жаль, что так много встретившихся мне путешественников судят о Вьетнаме и вьетнамцах, помня только неприятные моменты общения с наглыми барыгами.
В тот день я за одиннадцать долларов арендовала в отеле мотобайк с водителем, и меня целый день возили всякими второстепенными дорожками по окрестностям. Это было волшебно!
Сначала должна была быть плавучая деревня, потом древний вьетнамский храм Hoa Lu , а потом Там Кок (Tam Coc), место, считающееся одним из самых красивых во Вьетнаме. В результате плыть к плавучей деревне я не стала, потому как лично у меня о ней не было никакой информации, разделить лодку было не с кем, а платить много денег за неизвестно что мне не хотелось. Вместо этого я, оставив водителя около кассы, пошла гулять по соседней христианской деревне с огромной церковью посередине. Узенькие извилистые улочки, приветливо улыбающиеся местные жители и счастливо машущие детки – я во Вьетнаме, который все так ругают, или где?
Потом был храм Hoa Lu, красивый, но с толпами завезенных автобусами на день белых туристов из Ханоя. Гора, на которую я лезла по нескольким сотням ступенек и с которой открывался супер вид на Там Кок, плывущие по реке лодочки с туристами и известняковые горы вокруг. И наконец-то сам Там Кок. А между этими местами километры грунтовых и бетонных дорог вдоль рисовых полей, между известняковых гор, через деревушки с глиняными домиками и каменными заборами (почему-то очень напомнило центральную Турцию и Сирию). Вокруг красиво, но сейчас явно не сезон – рисовые поля, которые должны быть зелеными, сейчас представляют собой коричневое месиво. А в воздухе висит смог – все белесое, вдалеке ничего не видно.
В Там Кок мне после видов, открывшихся с горы, особо не хотелось. Что там красиво, я видела сверху — река петляет вдоль известняковых гор причудливой формы. Но сверху я видела и то, что там сотни, тысячи туристов – весельные лодки идут по реке одна за другой, с интервалом в пять метров.
Но когда я еще сюда приеду?
Моя лодочница с первых же минут взяла меня в оборот. Известными ей тремя словами на ужасном английском она объяснила мне, что мне непременно здесь и именно у нее надо купить сувениры для мамы, папы, всей моей семьи и друзей. Минут через пятнадцать ей стало понятно, что толку от меня не будет, и в следующие полтора часа она лишь изредка напоминала мне о себе и своих сувенирах.
В результате в Там Коке было супер: вокруг было красиво, три раза лодка заплывала в низкие пещеры, проплывая через них насквозь, но соль была не в этом. Мне давно не было так весело просто смотреть вокруг, и все два часа с моего лица не сходила широченная улыбка.
В почти каждой лодке, в которой находятся от одного до четырех туристов, помимо гребущего руками или ногами лодочника/цы есть тетушка с огромным ящиком, набитым сувенирами. И на протяжении двух часов вместо того, чтобы наслаждаться красивыми пейзажами, иностранцы отбиваются от попыток им что-то продать.
Каждая лодка – маленький сувенирный магазин, где вьетнамки в конусообразных шляпах разворачивают и демонстрируют футболки. В конце маршрута дрейфуют лодочки местных жителей с закусью и напитками. И продавщица будет умолять вас купить баночку Колы пусть не себе, но своей лодочнице. И если вы это сделаете, пожалев уставшую девушку, которая весь день усиленно гребет веслами, она сразу же продаст эту банку обратно за полцены.
Но при всем при этом я, кажется, ни в одном из туристических мест не встречала более доброжелательной атмосферы. Тебя обгоняют другие лодки, тебе навстречу плывут возвращающиеся, и все иностранцы друг другу улыбаются.
По пути обратно с неба полило. У меня не было с собой дождевика, и пришлось накрыться чехлом от рюкзака – промокать насквозь при +15 как-то невесело. Как только приплыли, дождь закончился, и мой мотобайководила отвел меня в кафе, где был припаркован мотобайк. От предложений купить чашечку чая в кафе или плащ-дождевик на улице я отказалась – единственное, чего мне сейчас хотелось, это как можно быстрей добраться до номера и залезть в горячий душ.
Добрый день! Спасибо огромное за рассказ! Подскажите, пожалуйста, в каком отеле вы нашли проводника с мотобайком и сколько это стоило, если помните? Заранее спасибо!
Маргарита, добрый день. Вся практическая информация (отели, транспорт, цены) по моему вьетнамскому путешествию находится здесь: http://olgakolos.ru/aziya/vetnam-marshrut-tsenyi-na-transport-i-oteli/
А конкретно на ваш вопрос ответ такой: отель Queen Mini Hotel, тур на мотобайке стоил 11 долларов.
Спасибо!
удивительно,была дважды во Вьетнаме,милейшая страна,никто не обманывал,все было супер,насколько разные ощущения у людей))))
И не говорите! )) Разные ощущения бывают даже у одного и того же человека. С момента описанного выше путешествия я была во Вьетнаме еще два раза, правда оба раза на острове Фукуок — полный восторг и от страны (в рамках острова), и от людей! ))