В городе Тисса (Tissa) мы предприняли попытку поселиться в приятной местности около озера на выезде из города, но отели там хотели много денег, и во многих не было мест. Поэтому мы вернулись в центр, отобедали в очередной забегаловке и по вывеске Rooms обрели комнату в гестхаусе, куда нас даже отвезли целых 200 метров на кондиционированном минивэне.
В гестхаусе встретили двух земляков, путешествующих «по Кротову» и ночующих по возможности в буддистских монастырях. Но здесь ребята сделали исключение из правила и заселились в одну из соседних комнат, а на завтрашнее утро мы вчетвером разделили джип для сафари по национальному парку Яла.
Сегодня же в час дня мы с Серегой отправились на автобусе в Катарагаму (Kataragama), город в 20 километрах от Тиссы, известный в узких кругах любознательных путешественников своим интересным храмовым комплексом и вечерней пуджей.
Добравшись до Катарагамы, мы по совету знатока этих мест с форума LP договорились с тук-тукером о поездке в национальный парк Яла к храмовому комплексу Ситулпахува (Situlpahuwa). Эта поездка стала, пожалуй, одним из самых интересных моментов нашего путешествия. Через несколько километров от города асфальт закончился, и мы поехали по грунтовке разной степени разбитости. Дорога ведет через национальный парк, но на этом въезде туристов не обилечивают, так как едут они не на сафари, а в храм, к месту паломничества. Никаких иностранцев мы за время этой поездки не встретили, хотя тук-туки, минибасы и даже автобусы с местными паломниками встречались постоянно.
Но более интересными были встречи с местными обитателями лесов: по дороге туда мы два раза наткнулись на стада кабанов с кабанятами, причем первое стадо стояло у дороги и клянчило у проезжающих еду. Всю дорогу было множество павлинов, особенно хороши были самцы, одного из которых с открытым хвостом мы увидели по дороге назад. А еще два стада оленей разных видов и несколько буйволов. По дороге обратно я заметила в лесу слонов, но тук-тукер остановился, когда мы их уже проехали, а сдавать назад почему-то не стал. Пришлось вылезать из тук-тука и, рискуя жизнью, идти обратно по дороге, заглядывая в лесную чащу, где стояли слоники.
Само место под названием Situlpahuwa было необычным в плане своего расположения посреди джунглей, и сверху от ступы открывался чудесный вид на леса и отдельные возвышенности. Но, в общем, съездить к нему стоит не ради храмов, хотя они стары и важны для паломников, а ради самой дороги и возможности увидеть по пути диких животных.
Вернувшись в Катарагаму, мы провели остаток вечера в неспешной прогулке по чудесному храмовому комплексу (ни здесь, ни в Situlpahuwa никому не приходит в голову брать за вход деньги) и в наблюдении за красивыми и необычными церемониями.
В дальнем храме буддисты возлагали цветы к статуям Будды, а в Маха Девале (Maha Devale) творилось что-то невообразимое: люди с тарелками, наполненными фруктами, стояли в длинной очереди, чтобы сделать в маленьком храме подношение, в нескольких метрах от них другие люди молились, держа в руках зажженные кокосы, после чего вдребезги разбивали их, бросая в специальное место.
Через какое-то время в буддистском и индуистском храмах заиграла музыка, начали звонить колокола и бить барабаны.
Потом привели огромного слона с бивнями, на которые были одеты золотые наконечники. Священный слон подходил к храму, кланялся, все радовались, а слон заслуженно получал связку бананов. Потом желающие могли пройти под слоновьим брюхом – это развлечение оказалось очень популярным среди шриланкийцев.
Церемония с подношениями в виде фруктов напомнила мне церемонии на Бали. Но на выходе из храмового комплекса я почувствовала разницу – на нескольких соседних улицах были размещены лотки с тысячами готовых подношений. Нужно лишь купить тарелку с фруктами и отнести в храм. А на Бали люди делает все сами, своими руками. Впрочем, в Катарагаму очень многие приезжают из Коломбо и прочих регионов острова – не везти же с собой тарелку фруктов в многочасовом автобусном путешествии.
Из чудесной Катарагамы мы уезжали уже в темноте, оставив позади все прибывавших и прибывавших к подсвечиваемым многочисленными лампочками храмам паломников в белых одеяниях и с подношениями.
На следующее утро, проснувшись в 4.40, в 5 утра мы уже мчались по утренней прохладе в четырехместном сафари-джипе к национальному парку Яла. Приехали и обилетились как раз когда рассвело и с десятками других джипов въехали в национальный парк.
Еще перед въездом нам встретился стоящий около одного из многочисленных водоемов слон.
Потом были разные птицы, олени, несколько кабанов, буйволы где-то вдалеке, пара крокодилов и много павлинов. Леопарда мы так и не увидели, зато встретили другой джип со шведской семьей, которая видела за это утро целых двух леопардов и даже подкрепила свои слова фотографиями.
Да, это однозначно не Кения, здесь не видишь нового зверя каждую минуту – иногда просто едешь по дороге вдоль кустов и деревьев, а вокруг абсолютная тишина.
Трех-четырех часов в самом национальном парке хватило бы выше крыши. Наш водитель/гид решил переработать и откатал нас почти пять часов, в итоге к концу поездки мы все вчетвером были уже никакие – утомляет монотонная езда и тряска.
В целом опыт был интересный, встречаются очень красивые пейзажи, но в плане животных и общего драйва вчерашняя поездка на тук-туке была намного насыщенней. И в следующий раз я бы выбрала две или три поездки на тук-туке к храму Situlpahuwa – шансы увидеть животных те же, машин вокруг будет в разы меньше, а мероприятие даже два или три раза обойдется намного дешевле сафари. Ночевать, кстати, можно в той же Катарагаме, посещая ее волшебную вечернюю пуджу.
Вернувшись к часу дня в гестхаус и приняв душ, мы отобедали в кафешке и поехали навстречу матрасной части нашего путешествия – на побережье в Тангалле.
Добрый день. Место наверно называется правильно Ситулпова, а не Situlpahuwa?