Самостоятельные путешествия с ребенком до двух лет: личный опыт

Для меня никогда не стоял вопрос, продолжать ли путешествовать после рождения ребенка уже с ребенком. Вопрос был только: куда? Так что за два года Федя побывал в 18 странах: Кипр, Северный Кипр, Турция (5 раз), Финляндия (2 раза), Хорватия, Черногория, Албания, Македония, Косово, Босния и Герцеговина, Германия, Чехия (2 раза), Япония, Вьетнам (2 раза), Мальта, Гонконг, Макао, Швеция. 35 перелетов до двух лет. И это было легко и прекрасно.

Бюджет

Самое радостное в путешествиях с ребенком до двух лет – что он летает бесплатно или почти бесплатно. Это очень упрощает выбор направления для путешествия. Можно лететь как угодно далеко, если есть интерес и вера в свои силы. И на бюджет наличие маленького попутчика почти не влияет. Большинство авиакомпаний берет за ребенка до двух лет без места, путешествующего на коленях у мамы, 10% от стоимости взрослого билета.  Бонусные билеты часто или вообще бесплатны (Аэрофлот), или за те же около 10 процентов.

Проживание для ребенка до двух лет тоже чаще всего бесплатное! В некоторых отелях — и для деток постарше, но это уже скорее исключение.

Стиль путешествия

Чем раньше начать, тем проще путешествовать в том стиле, в котором вы привыкли. Мы отправились в свое первое путешествие в без двух дней два месяца Феди, но в целом можно было бы и раньше. В этом возрасте дети, как правило, много спят, а как-то особо развлекать не надо: показал мир вокруг с маминых/папиных ручек, покормил, подгузник поменял, спать уложил и свободен. Так что за те 17 дней мы очень много гуляли и посмотрели все запланированное, объехав весь остров.

После полугода, когда ребенок начинает активно исследовать мир и ползать, приходится отращивать дзен и выпускать его поползать везде, где только можно. Штаны на коленках протирались молниеносно, надо покупать побольше пар. Так что в возрасте от полугода до года Федя обползал множество ресторанов и музеев.

Федя ползал долго, много и быстро. Так что особого стимула начинать ходить у него не было, а мы никак не стимулировали к прямохождению (не водили за ручки или за ручку). 31 декабря он сделал нам во Вьетнаме новогодний подарок – пошел сам в год и два. Начался новый этап – теперь ему было интересно везде ходить, так что в путешествиях я довозила его в коляске до интересного места и выпускала в нем погулять. Так мы прошагали вдвоем Ханой, Гонконг и Макао.

В полтора года начался самый сложный за два года этап, когда в коляске сидеть не хотелось совсем, а идти хотелось не туда, куда мне нужно. К счастью, этот этап быстро прошел, и ближе к двум годам Федя полюбил отдыхать после пеших прогулок в коляске, не требуя ежеминутно из нее выйти.

После года в наших путешествиях появились детские площадки народов мира. Так что, если до года мы гуляли только там, где было интересно взрослым, теперь приходится учитывать и интересы ребенка.

И критерии выбора стран для отдыха и путешествий тоже изменились. Например, нежно любимые мной в додетное время Карловы Вары для пребывания с ребенком совсем не катят, т.к. на весь город есть всего 1,5 детские площадки очень далеко от красивого центра. Инфраструктуры для ребенка ноль, да и детей чехи не любят – отношение к малышам примерно такое же никакое как дома.

Зато я еще сильнее полюбила Финляндию, где помимо всех остальных плюсов еще и многое сделано для детей, и таких шикарных детских площадок с огромными наборами муниципальных детских игрушек в песочницах я не видела нигде.

Отличным местом для путешествия с ребенком оказался Гонконг – в городе множество потрясающих парков, хорошие детские площадки, бесплатный зоопарк и авиарий, много необычного общественного транспорта (двухэтажные автобусы и трамваи, старинные паромы).

Ну и мой фаворит для отдыха на море – Аланья. За отличную инфраструктуру для отдыха с ребенком (много детских площадок, набережная для езды на самокате, котики-черепахи-куры в свободном доступе как вариант контактного зоопарка) и за любовь турков ко всем детям. Причем настолько безграничную, что с малышом с радостью будут играть даже взрослые мальчики в «футбол».

Люди разделились на тех, кто очень любит детей и открыто выражает свои чувства (южные и азиатские народы: турки, вьетнамцы, японцы, балканцы), кто относится к ним сдержанно (китайцы из Гонконга и Макао, жители западной и северной Европы) и кому дети «мешают» (чехи). Все это, конечно, субъективно. Но по моим ощущениям намного приятнее путешествовать с ребенком в тех странах, где деток любят — там и улыбки с доброжелательным отношением на каждом шагу, и помогут с коляской/чемоданом лишний раз.

По большому счету единственный вид путешествий, который мне с малышом недоступен — это треккинг по горам! Но в такие места я в любом случае люблю ходить одна, чтобы побыть наедине с природой и своими мыслями. И даже если тащить туда в спец. рюкзаке ребенка — для меня это будет не то! Так что пока подожду.

Питание младенца в путешествии

Самый удобный способ для мамы и малыша – грудное вскармливание. В нашем случае оно было просто спасением во время перелетов, особенно ночных. Часто Федя засыпал на взлете и просыпался на посадке. А как только ГВ в 1,5 года свернулось, с ним ушел и дневной сон в самолетах.

Путешествия с грудничком помогли мне осознать, что «диета кормящей матери», так пропагандируемая в России педиатрами старой школы – бред-бред. Если у ребенка нет ярко выраженной аллергии, то кормящей маме можно и нужно есть все. Так что для меня Кипр после двух месяцев гречки и индейки стал настоящим спасением и открытием – я ела все, что хотела. А после возвращения домой больше не изнуряла себя однообразным диетическим питанием.

Прикорм в полгода Федя отверг, и после пары месяцев мучений с попытками впихнуть в него хотя бы пару ложек, я отстала от ребенка. Тем более в путешествиях быть на ГВ без прикорма намного проще. На Балканах в 10,5 месяцев у Феди наконец-то появился пищевой интерес, он начал активно есть баночное питание, а после возвращения домой очень быстро перешел на человеческую еду в объемах по возрасту (каши, кисломолочка, овощи, мясо, фрукты и т.п.). Так что после года ГВ осталось только на сон и ночью.

Очень долго Федя ел человеческую пищу только в виде пюре, поэтому маленькая мультиварка и блендер были моими верными спутниками. В мультиварке готовятся мясо и овощи, в блендере перемалываются. Плюс в блендере же во Вьетнаме мы делали ему пюре из фруктов (манго, папайя). Бананы сразу начал есть целыми.

В коротких путешествиях я не заморачивалась готовкой. В Японию, Гонконг, Макао и на Мальту со мной ездили баночные овощи и мясо на весь срок путешествия, а также фрукты в паучах. На месте я покупала только йогурты/кефир. Каши и тогда, и сейчас вожу с собой и завариваю с помощью кипятка (вожу советский кипятильник) и металлического термоса из ИКЕА — в нем отлично завариваются даже 3-минутные хлопья от Нордик, которые дома мы варим, а также варятся яйца. Во Вьетнам, где мясо продается только на рынке ранним утром еще до рассвета сразу после разделки туши, я возила с собой баночное мясо на весь срок. В Турцию беру из еды только каши. Мясо, овощи, фрукты, йогурты и кефир в отличном качестве есть в супермаркетах.

Есть куча детей, которые уже в год находятся на общем столе и едят все, что им дают, в том числе кусками. В нашем случае с едой все оказалось непросто, но меня в любом случае не напрягает легкая мультиварка и готовка в ней, чтобы ребенок ел сбалансированную свежую и здоровую пищу, а не ресторанные хлеб/картошку фри/жареное мясо или овощи в масле. Так что для оседлого отдыха у моря мультиварку буду возить с собой и дальше. С ее помощью нет привязки к апартаментам с плитой и можно жить в обычном номере, что часто дешевле.

Переезды и сон в путешествиях

До года со сном было много сложностей, так что в этом деле были все средства хороши.

На Кипр мы возили с собой коляску-люльку и автокресло группы 0+ (Maxi Cosi Cabriofix, очень просторное и удобное, и т.к. на машине мы ездили редко, то возили в нем Федю до 1,5 лет, 85 см и 12 кг). В люльку сложили вещи, замотали в пленку и сдали как чемодан в багаж. Автокресло поставили на шасси и катали по аэропорту. Шасси сдали у входа в самолет. Автокресло во всех перелетах брали с собой в салон – вверх ногами оно отлично влезает в отсек для ручной клади А320.

На Кипре и в Турции Федя часто спал в автокресле, которое мы по приезду переставляли на шасси коляски и шли гулять с продолжающим спать ребенком. Если нам надо было сходить в небольшой треккинг, а ребенок не спал, часто просто несли на руках, и он в процессе засыпал.

Уже во второе путешествие в 4 месяца поехали с коляской-тростью, у которой спинка раскладывается на 170 градусов. В ней Федя ездит до сих пор. У нас Jetem London за 7 000 рублей. Легкая, устойчивая, маневренная, неубиваемая! Короче, удобная во всем: большой кап, просторное место, есть бампер, разделитель для ножек, просторная корзина, на ручки удобно вешать пакеты с покупками. Пережила 35 перелетов в багажном отсеке, поездки на автобусах и поездах, брусчатку европейских городов, песчаные дороги. Усовершенствовали только тем, что докрутили пару гаек сверху на те, которые после года использования начали вылетать – теперь все прикручено намертво)) Отличная коляска – используем ее и дома вместо тяжелого польского танка.

С 5 месяцев начали использовать эргорюкзак – у нас классический от I Love Mum (дешевый аналог Ergobaby). С 5 месяцев Федя спал в нем часть дневных снов (по-другому уложить было нереально). Много использовали до года именно на сон и для прогулок там, где неудобно с коляской. С года не использовали вообще.

В 10 месяцев мы отправились в большое месячное автопутешествие по Балканам. Весь маршрут и график перемещений строился исходя из режима ребенка, а все переезды планировались только под дневной сон ребенка (в тот момент он спал днем два раза). Мы выезжали за полчаса до времени, когда ему нужно спать. Тогда он некоторое время смотрит по сторонам и спокойно засыпает. Переездов на бодрствование мы не делали вообще, но в целом до 20-30 минут он бы осилил без истерик. В целом такие ограничения нас никак не ограничивали. На Балканах расстояния небольшие, и за Федин сон мы успевали доехать, куда нужно. И если нужно — погулять в маленьком достопримечательном месте и ехать на второй сон дальше. С одним дневным сном после года в плане автопутешествий стало уже не так удобно — это мы в полной мере прочувствовали в Финляндии в 1г.9м.

В 1г.1м. в Японии вдруг выяснилось, что ребенок, который с 6 месяцев категорически отказывался засыпать и спать в коляске, прекрасно в ней спит (видимо спасибо джетлагу и бессонной ночи по пути из Москвы в Токио). Так что с этого момента эргорюкзак больше не использовали – теперь, если мы в дороге, Федя спит в коляске.

После автокресла группы 0+ купили автокресло группы 1-2 Carmate Swing Moon (9-25 кг). Выбрали его за дышащий материал (в предыдущем кресле ребенок сильно потел) и три положения спинки, т.е. удобство для сна. Обкатали в 1г9м. за неделю в Финляндии – ездить в нем удобно, спать тоже. Но вот засыпать днем Федя стал плохо везде – и в автокресле, и в коляске. Теперь в фаворе только сон дома в кровати.

В 1.10-1.11 в Карловых Варах и Стамбуле мы несколько раз не смогли уложить Федю на дневной сон в коляске. Зато вечером клиент был готов в 19.30 вместо обычных 21 часа. В целом не спать днем ему пока рано, и я бы хотела сохранить дневной сон как можно дольше. Но на несколько дней в виде исключения такое перераспределение часов сна вполне возможно и общий режим не сбивает.

Начиная с путешествия по Балканам в 10 месяцев, мы возили с собой складную кроватку Happy Baby Martin (весит 10 кг, складывается компактно, есть много других аналогов). До 7 месяцев я практиковала СС, но потом спать рядом с раскидывающим руки-ноги и вертящимся ребенком стало невозможно, и Федя отселился в свою кроватку. Чтобы спать нормально и в путешествиях, мы пожертвовали 10 кг багаж и возили с собой кроватку, чтобы не зависеть на месте от наличия кроватки в отелях. Она очень спасала в путешествии по Балканам, во Вьетнаме, в Японии. В Турции в отелях детские кроватки всегда есть. В Гонконге такие микро-номера, что ее просто некуда было бы поставить, так что спали вместе, благо кровать была широченная. Так что вопрос, брать ли с собой кроватку, в каждом случае решался индивидуально.

В разных авиакомпаниях по-разному, но обычно до года и 11 кг ребенку в самолете можно заказать люльку (звонком в авиакомпанию заранее), которая крепится к стенке между салонами. Самой люлькой мы никогда не пользовались, но эти места удобны тем, что там много места для ног и туда можно выпустить ребенка поползать рядом с мамой. Для ночного перелета, если есть подозрение, что ребенок не будет спать в люльке, а предпочтет мамины ручки, лучше люльку не заказывать и сидеть на обычных местах, потому что у мест с люльками на первом ряду салона не поднимаются подлокотники (сиденья за счет этого поуже) и не так удобно пользоваться столиком и индивидуальным монитором, держа спящего малыша на руках.

В целом, как показывает мой опыт с Федей, осторожно к детскому сну нужно относиться до года – соблюдать режим, следить за количеством сна в сутки, чтобы не накапливать недосып. В те месяцы мне иногда казалось, что, если Федю не укладывать спать, он спать вообще не будет. Всегда завидовала тем, чьи дети засыпают там, где их застанет нужда, в том числе на развивающих ковриках и за игрой в игрушки.

Режим мы соблюдаем и сейчас, и в два года ребенок засыпает на дневной и ночной сон в одно и то же время. А вот к количеству сна я стала относиться спокойно – если он где-то недобрал (рано встал из-за раннего перелета или не поспал днем), он компенсирует это более долгим сном сегодня же или завтра.

Что брать с собой

С рождения ребенка я перешла на путешествия с чемоданом. Потому что нести сзади 25 кг в большом рюкзаке, спереди городской рюкзак с ноутбуком + одеждой/подгузами/питанием для ребенка в самолет, и еще катить коляску, мне тяжело и неудобно. Лучше катить одной рукой чемодан, другой рукой катить коляску, а сзади нести городской рюкзак.

С перевесом проблем не было, хотя у меня почти всегда чемодан 25-30 кг. Аэрофлот считает совокупный вес по одному бронированию (23 кг на взрослого + 10 кг на ребенка), у азиатских авиакомпаний часто лимит 30 кг (Vietnam Airlines), азиатскими дискаунтерами можно заранее купить багаж потяжелее, и это недорого.

Подгузники и подгузники-трусики (удобнее после года) есть везде, но японские мне встречались помимо России только во Вьетнаме, Гонконге и самой Японии. Так что фанатам японских подгузов в Европу лучше возить их с собой.

С полутора лет у меня внушительную часть чемодана занимают книги и развивающие игры. И после трех недель чтения одного и того же (а Федя очень любит читать), уже очень хочется домой в домашнюю и районную библиотеку.

Баночное питание занимает много места и забирает много веса, но его мы брали только в двухнедельные путешествия, и оно быстро расходуется.

Мультиварка и блендер – это шестая часть чемодана.

Я всегда беру с собой одежду с запасом, чтобы ничего не стирать на месте. В итоге беру очень много лишнего. Проще взять себе и ребенку 2-3 комплекта, а на месте все же постирать. Тем более в жарком климате на море ребенок большую часть дня проводит голый/в трусах или опять же голый/в трусах в номере.

Еще мы всегда берем с собой надувную ванночку-утенка от Munchkin – для меня это мастхэв, чтобы искупать ребенка в любом месте вне зависимости от чистоты местного санузла. И Федя любит поплескаться с лейками/мисочками.

На море мастхэв – красный круг Swimtrainer. Позволяет освободить свои руки (круг все равно надо придерживать, ребенок может в нем перевернуться) и немного поплавать. Федя и раньше относился к кругу лояльно, а в 1.11 полюбил его всей душой – гребет, поворачивает, крутится в нем.

Выводы

Чем раньше начать путешествовать с малышом, тем это проще.

Еще не нужен прикорм. Не нужно много игрушек и книжек, не нужны настольные игры. Не нужны детские площадки и можно строить маршрут исходя из интересов взрослых. И не нужно много денег, т.к. до двух лет ребенок летает почти бесплатно.

Если бы я могла сделать что-то по-другому, я бы в первый год больше путешествовала далеко и надолго и меньше вела оседлый образ жизни в Турции. Реально чем позже, тем сложнее в плане быта (еда, привычные ребенку развлечения в плане игр и книг). Зато проще в плане взаимодействия с ребенком. И да, путешествия отлично развивают ребенка и вносят разнообразие в привычное однообразие дома.

А вообще все дети разные, и универсальных рецептов нет. Даже у одного и того же ребенка все меняется очень стремительно. Еще вчера он ел только пюре и давился кусками, и вот уже грызет корки хлеба и куски мяса. Еще вчера под утро протекал переполненный за ночь подгуз, а через неделю ребенок вообще перестал писать по ночам. За пару недель до этого освоив в полной мере горшок. И вот уже в моем багаже в первом путешествии после двух лет нет ни подгузников, ни блендера ))

Так что если хочется ехать — надо ехать. Это применительно и к тем, у кого нет детей, и к тем, у кого есть. Потом будет еще сложнее: пожилые родители, которым нужна помощь, ребенок, который ходит в школу и не может часто и много ее пропускать и т.п. Не откладывайте на завтра те места, куда можно поехать сегодня! Тем более мир изменится до неузнаваемости намного раньше, чем вырастет ваш ребенок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>