Неделя в Гонконге: Музеи, пик Виктория, остров Ламма и пешеходные маршруты. Часть 2/2

День третий. Дождливый. Музей истории Гонконга, пешеходный тур из LP и Kowloon Park.

Это был наш единственный за неделю дождливый день. И именно сегодня был музейный день (когда посещение большинства и без того очень доступных по цене Гонконгских музеев и вовсе бесплатно), так что часть дня мы провели в отличном Музее истории Гонконга, из которого было интересно узнать, что было на этом месте до прихода в середине 19 века англичан (ничего, лишь несколько рыбацких и горных деревень), как развивался Гонконг во время колониального господства, про опиумные войны, строительство первых небоскребов, быт людей. Красивый и информативный музей.

Потом прошли пешеходный маршрут из LP, но как-то он мне не особо запомнился чем-то интересным.

И остаток дня провели в чудесном парке Kowloon – как раз и дождь окончательно закончился, так что мы не только исследовали очередную детскую площадку, но и пообщались с многочисленными живущими в парке котиками, а также снова посмотрели на птиц в авиарии.

День четвертый. Паромы, трамваи, эскалаторы, храмы и небоскребы острова Гонконг. 

Сегодня нам воздалось за вчерашние дожди – за весь день на небе ни малейшего облачка. И воздух кристально чистый и свежий. И так будет следующие четыре дня!

На сегодня в планах деловое сердце острова Гонконг с небоскрёбами и толпами людей в деловых костюмах.

Но для начала немного исторических достопримечательностей. День начался со Star Ferry, столетних паромов, курсирующих через пролив между материковым Kowloon и собственно островом Гонконг и его районом Central с периодичностью раз в несколько минут, проезд в которых стоит по гонконгских меркам дешево, зато виды с борта открываются на миллион. Старая и атмосферная посудина. Чудесно, что в городе будущего, которым стал для меня Гонконг, так бережно охраняют историческое наследие.

Сойдя с нижней палубы парома, мы поднялись в надземный переход и потекли с толпой спешащих на работу людей в сторону небоскребов. Надземными переходами опутан весь район Central, и это позволяет быстро передвигаться на местности, не задерживаясь на светофорах. На развилках надземных переходов висят указатели на здания и улицы, к которым они ведут. Иногда переход идет через здания насквозь. Кажется, можно пройти много сотен метров, так и не спустившись на улицу.

С надземных переходов открылся отличный вид на ещё одну живую историческую достопримечательность – двухэтажные трамваи.

Спустившись на улицу и найдя себя на карте, я пошла к зданию HSBC, шедевру относительно современной архитектуры. Через первый этаж можно ходить насквозь. С одной стороны стоят два старинных льва, когда-то охранявших вход в старое здание банка. Потом мы поднялись на эскалаторе в Атриум, где находится клиентский зал, но там меня встретил охранник и сказал, что идти можно только со стороны окон по работе с клиентами, а фотографировать только вверх. И что спуститься мне надо все же на лифте – в Гонконге на эскалаторах часто висят таблички, запрещающие ехать на них с колясками. Но я пару раз задолбалась искать лифт, проехалась на эскалаторе, и стала часто забивать на поиск лифта, если его сразу не видно. Атриум очень красивый!

Потом зашла по рекомендации LP в здание Bank of China, чтобы подняться на Public Viewing Gallery, но очень вежливый охранник, как и все охранники в Гонконге, сказал мне, что она давно не public, и информация в моем путеводе устарела. В этот день было ещё несколько таких обломов, так что в Гонконге, где все очень быстро меняется, в отличие от старушки Европы, очень полезно иметь актуальный путеводитель.

Потом прокатились на двухэтажном трамвае к началу пешеходного маршрута из LP. В трамваи заходят через заднюю дверь, выходят через переднюю, оплачивая проезд на выходе. Трамваи древние и очень узкие. С коляской не пройти и поставить ее негде. Я об этом знала заранее, так что ещё на остановке вынула пассажира и сложила коляску. На входе в трамвай, оценив интерьеры, я поняла, что лучшим местом, чтобы оставить коляску, будет именно вход – положила ее у неиспользуемой двери напротив и полезла на второй этаж. Все стремятся сесть на первый ряд, но нам на обратном пути предстояло забрать коляску, так что я села на задний, тем более места там идут вдоль бокового окна, так что у нас был чудесный панорамный обзор.

Напротив сидел мужчина с пакетиком с золотыми рыбками, Федя заинтересовался кульком и обитателями, милый дядечка сначала держал перед Федей пакет, а потом просто поставил его на подоконник. Так что пока Федя изучал рыбок, я смотрела в окно.

Едет трамвай очень неспешно, светофоров и остановок много, на остановках стоит долго, так как видимо народ долго протискивается к выходу. Так что мне одной поездки для полноты ощущений хватило – пешком быстрее! )) Но транспорт очень интересный. И здорово, что его сохраняют, как и Star Ferry. Кстати, заплатить за проезд я так и не смогла, т.к. проломиться через узкий проход с пассажирами я с коляской не смогла, вышла через заднюю дверь, положила коляску на землю и побежала с Федей оплачивать к передней двери, но трамвай закрыл двери и уехал.

В начале пешеходного маршрута из LP мы прошли через две улочки, торгующие сушёной рыбкой и лечебными травами. Потом мимо одного из немногих сохранившихся колониальных зданий – здания западного рынка.

Потом сделали перерыв на детскую площадку на Hollywood Road – там было очень много белых деток с азиатскими нянями. И сегодня на острове я часто встречала белых малышей с азиатками. Ещё поразило, как много мам, в основном белых, носят в эргорюкзаках и кенгуру совсем крошек, ещё явно не умеющих сидеть (у них такие крохотные ручки и ножки, что мне вообще кажется, они только родились). Но видимо выбора особого на холмисто-гористом острове Гонконг у них нет – с колясками тут совсем не так удобно, как на плоском материковом Kowloon через пролив.

Потом прошли мимо двух крохотных храмов – к одному вела крутая лестница, но по масштабам было понятно, что переть туда на себе коляску того не стоит. Во второй я заглянула и не сразу поняла, что это храм, больше было похоже на торговую лавку.

Зато потом был очень атмосферный храм Man Mo с горящими конусообразными спиралями.

Вообще финальной точкой пешеходного маршрута из LP была некая Cat Street с сувенирными лавочками, но я не смогла к ней пробраться. Центральные районы острова Гонконг не столь stroller-friendly, как наш плоский район Tsim Sha Tsui. Здесь выраженный рельеф и много улиц с лестницами, так что сегодня мне часто приходилось продумывать маршрут по карте, чтобы не тащить коляску в гору, а потом упереться в лестницу. Зато благодаря такому рельефу тут есть ещё одно удивительное место Mid-Levels Escalator – серия построенных в 1991-93 гг. эскалаторов, поднимающаяся вдоль одной улицы с самого низа к верхним районам. Серия, потому что эскалатор прерывается перед переходом следующей улицы, чтобы люди перешли дорогу сами, а машины проехали. И продолжается дальше до следующей. Эскалаторов полтора десятка, они протянулись на 800 метров в длину с перепадом высот в 135 метров, и это самая длинная уличная крытая эскалаторная система в мире. Я добралась с коляской до самого верха, заранее прикинув, как буду спускаться (по той же улице было не вариант, т.к. вдоль эскалатора идут ступеньки).

Дальше мой путь лежал через зоопарк к нижней станции Peak Tram. Хотя если бы я была без коляски (и без ребенка), с той высоты, на которую я забралась на эскалаторе, можно было бы легко подняться на пик Виктории пешком. Но толкать вверх коляску со спящим ребенком было нереально, так что я пошла пытаться подняться на пик Виктории самым популярным способом.

В Гонконге поражает высота жилых домов – пожалуй таких высоких жилых башен я раньше не видела нигде. Но ещё сильнее поражает, что построены они на склонах холмов. Мне бы было стрёмно жить в высокоэтажном доме, вписанном в горный рельеф.

Бесплатный зоопарк прошли насквозь – сюда вернёмся в другой раз. А сейчас попытка попасть на пик. Которая провалилась, как только я увидела гигантские толпы, ожидающие своей очереди на исторический фуникулер Peak Tram. Ну что же, попробую в другой раз подняться на автобусе.

Пройдя мимо затянутого строительными лесами кафедрального собора, мы через надземные переходы попали в чудесный маленький парк Chater Garden. Просто невероятно, сколько в Гонконге уютных сквериков и парков. Идеально ухоженных и чистых. А ещё между небоскрёбами совсем низко парят огромные хищные птицы (орлы или ястребы).

На улицах были толпы – было время обеда. И после парка мы потекли с толпами между небоскрёбами на поиски еды. Вокруг на удивление не было вообще никаких едален, но я заприметила на карте местечко с названием Good BBQ for Takeaway, и поскольку оно в полной мере соответствовало моим запросам, устремилась туда. После небоскребов и дорогих магазинов вдруг нашелся узкий переулок с вещевым рынком, а посреди него штук пять недорогих ларьков с едой, и в моем за 54 гонконгских доллара у меня был пока самый вкусный прием пищи: рис со свининой на гриле, уткой и курицей с пакетиком специй и соусом. Парка рядом не было, идти куда-то сил тоже не было, так что я примостилась на углу на тротуаре перед банкоматом и толпами прохожих.

Центральный рынок из LP был закрыт и находился в процессе сноса. Зато уличный рынок на круто уходящей в гору пешеходной Graham Street был во всей красе – овощи и фрукты в основной части, мясо на боковых улочках. Просто невероятно – пять минут назад я была в вылизанном до блеска сердце делового города со светящимися окнами небоскребов и витринами магазинов, где стоимость квадратного метра была так высока, что вокруг не было ни одного кафе. А тут стандартный азиатский рынок, на котором Федя обрел любимые маленькие бананы.

Потом мы дошли до Exchange Square в окружении красивых бизнес-центров.

И в высоченном небоскрёбе IFC Two поднялись на 55й этаж в бесплатный Музей денег. Музей меня не особо интересовал, и пришли мы туда ради чудесного вида из окон в сторону пика Виктории и на море с запада.

Жаль, что виды с востока и севера остались недоступны. Но на них мы потом насмотрелись перед закатом с 9 пирса.

А потом обратный Star Ferry и вид на погружающийся в ночь Гонконг с миллионом огней. Подсветка у небоскребов района Central очень красивая, и я бы могла часами сидеть на набережной и смотреть на игру света и на проходящие через пролив баржи. Но Федя настойчиво требовал ужин и спать.

День пятый. Смотровые площадки IFC Two и пика Виктории, пешеходный маршрут вокруг пика Виктории и зоопарк Гонконга. 

С утра позавтракали в очень популярном и недорогом китайском ресторане, где вечером я брала takeaway. В субботнее утро в 8.30 все столы были заняты, но нам с Федей и коляской, которую пришлось закатить под стол, чудом нашлись два места.

Потом уже родной паром Star Ferry в Central. И знакомым путем я иду на 55 этаж IFC Two смотреть виды города с солнцем с нужной стороны. Было очень красиво, так что приходить на эту смотровую площадку нужно утром. Мы ровно в 10 часов, когда открывается Музей денег, были первыми. Наверное, работникам музея очень обидно, что в их музей почти все приходят только ради вида (и еще есть старинные фотографии острова Гонконг, так что можно сравнить, как все выглядело давно и сейчас). Музей-то тоже неплохой с кучей интересных фактов про деньги. Но вид все затмевает.

Потом я нашла на подземном автовокзале Exchznge Square остановку 15 автобуса, идущего на пик Виктории. Второй этаж подъехавшего автобусы был уже полный, зато на первом было место для инвалидной коляски, куда я воткнула нашу детскую, а рядом места для нуждающихся. На пик Виктории автобус ехал 50 минут, и, хотя на Peak Tram подъем занимает минут десять, на автобусе с учётом отсутствия очереди получилось явно быстрее. И дешевле (9.80 гонконгских долларов). А виды по пути, когда автобус взбирается на гору, открываются шикарные! И разные на разные районы. Так что горячо рекомендую автобус.

На вершину здания, где находится смотровая, я не пошла. Направо от здания со смотровой уходит тропа, с нее метров через 20 открывается чудесный вид на Central, Kowloon и порт Виктория.

Насмотревшись на красоты, я пошла проходить видовой круговой маршрут по Lugard Road. И это, пожалуй, одно из самых моих любимых мест в Гонконге. Совершенно плоская бетонная дорожка, идущая вдоль обрыва и поросшая густым лесом. С тропическими бабочками, птичками и периодически открывающимися невероятными панорамными видами Гонконга. Те, кто просто поднимаются на пик на трамвае или автобусе, смотрят панораму со смотровой площадки и едут назад, упускают самое лучшее, что здесь есть!

Потом, дойдя почти до конца, я свернула на Hatton Road и пошла круто идущей вниз тропой к подножью пика. По дороге остановились посмотреть старинные укрепления Pinewood Battery, но они так себе и без видов.

Поразило, сколько народу шло наверх: одни, парами, с друзьями, с собаками, с детьми и даже с колясками. По случаю субботы народу было прилично, но это не мешало наслаждаться лесными красотами. Кстати, вдоль всего маршрута, сначала кругового, а теперь и на спуске, постоянно встречались информационные щиты, и из одного из них я узнала, что столь бурная растительность на пике – рукотворная. Люди сначала все уничтожили, потом засадили.

Спустившись в город, мы оказались недалеко от университета Гонконга и пошли заодно посмотреть и его, тем более рядом с ним находится метро. Университет – настоящий город в городе. Находится у подножья пика Виктория. И его территория очень зелёная. А главный корпус, сохранившийся с колониальных времён, пожалуй, самое красивое историческое здание в Гонконге из тех, что я видела.

Доехали на метро до Central, и было странно после половины дня, проведенной на природе, попасть в толпы людей и небоскребов. Снова поела на переулке с рынком, правда good bbq было закрыто, но в первом кафе ближе к проливу меня покормили очень вкусно и за 50 гонконгских долларов помимо риса со свининой и зеленью дали ещё и овощной суп.

После обеда мы пошли в сторону зоопарка. Сначала прошли через улочку со сплошным барами. А потом я совершила подвиг и затащила коляску в гору, где находится зоопарк. При этом первая часть пути была со ступеньками, а вторая очень крутая!

Зоопарк – это единственное, что меня в Гонконге не впечатлило. Я бы и зоопарком это не назвала. Скорее просто большой и красивый парк, в котором есть небольшое количество вольеров с животными и птицами. Зоопарк состоит из двух частей, разделенных дорогой. На одной половине территории есть только обезьянки, тамарины, лемуры и черепахи. На другой лемуры и птицы (журавли, попугаи, очень красивые алые фламинго, птицы-носороги). Хотя сам парк на второй части территории очень красивый. И посреди него красивый исторический фонтан (а историю зоопарка и старые фото можно посмотреть в подземном переходе, соединяющем обе территории). Но обе части бесплатны, так что как приятное место для прогулки сойдет.

После зоопарка мне предстояло тащить коляску с горы вниз, и в поисках наиболее прямого пути с наименьшим количеством ступенек мы попали на Tram Path – тропу, идущую вдоль путей Peak Tram. Было интересно посмотреть, как исторический трамвай приезжает мимо.

А внизу меня впечатлили размеры очереди из ожидающих поездку наверх. Даже не припомню, когда и куда видела такую очередь в последний раз. Гигантская толпа, растянувшаяся на сотню метров. Причем, когда я проходила то, что мне показалось началом очереди, рядом было написано, что отсюда время ожидания составляет один час. Сколько же часов ждать тем, кто в конце.

Потом снова знакомые надземные переходы. Только в парке Chater Garden ни души, зато весь спуск с надземного перехода занят сидящими на картонках филиппинками, играющим в карты. У всех этих девушек, работающих в Гонконге нянями, домработницами и уборщицами, в воскресенье массовый выходной, и видимо они начинают его отмечать еще в субботу вечером.

Ещё большие толпы филиппинок на картонках и с картами я увидела в подземном переходе от Statue Square в сторону Star Ferry. При этом у некоторых из картонок были сделаны даже бортики для их владений, и у меня было полное ощущение, что люди здесь не просто сидят и играют с земляками по субботам и воскресеньям в карты, но и живут.

Потом снова любимый причал 9, наблюдение, как город загорается миллионом огней, и ночной паром домой.

День шестой. Видовая пешеходная тропа Bowen Road, район Wan Chai и Hong Kong Park

Этот день начался и закончился видом на огромный круизный корабль, утром идущий через пролив в порт, а вечером выходящий из порта в пролив. На фоне острова Гонконг, небоскребов и пика Виктории все это выглядело очень красиво.

Сегодня снова 15 автобус увозит нас в сторону пика Виктории, но, не доезжая до конца, мы выходим у Музея полиции. Но вместо музея на целый час зависаем на соседней детской площадке.

Впрочем, в музей я идти и не собиралась, а приехали мы сюда затем, чтобы добраться до начала видового маршрута по Bowen Road, о котором я вычитала в сообществе мам Гонконга, находящихся в постоянном поиске красивых и приятных мест для прогулок с ребенком в коляске. Что непросто сделать на острове Гонконг, холмистом и со множеством улиц-лестниц.

От Музея полиции вниз уходит крутая дорожка. Крутизна – это ещё ничего, но дорога для лучшего сцепления прорезана полосами, так что коляска ехала как по стиральной доске. И снова народ в основном идёт вверх – спортсмены! К счастью, буквально через 10 минут мы выехали на рекомендованную Bowen Road. Отличная асфальтовая дорожка вообще без рельефа вдоль склона на уровне верхних этажей небоскребов. Птицы, бабочки и лес из жилых и деловых башен.

Сначала я пошла направо (в сторону от центра) и дошла чуть дальше Lover’s Rock, потом развернулась и пошла в центр до Bowen Drive, откуда спустилась вниз на Кеннеди и дошла по ней на восток тоже вниз до храма Pak Tai,  красивого и атмосферного.

Зашли на небольшой рынок и купили Феде бананы. Потом осмотрели снаружи здание почты, отмеченное в LP как старинное, но к сожалению находящееся на реставрации.

Прошлись по улочке с едальнями Spring Garden и улочке с сотнями китайских  фонариков (то ли они всегда тут, то ли это отголоски китайского нового года).

Дальше был марш-бросок в гору к Hong Kong Park, где в воскресенье гуляют-отдыхают все гонконгские гастарбайтеры и куча местных жителей с детьми. Насколько в Гонконге много работающих женщин со всей ЮВА ощущаешь именно в выходные.

Hong Kong Park точно не самый мой любимый парк в Гонконге – слишком он окультуренный. Но авиарий в нем интересный. Хотя видов птиц там не так много, и в основном это разные хохлатые птички и зелёные голуби. Плюс попугаи. И у входа есть прудик с черепахами.

Но больше всего меня впечатлили стаи какаду на соседних деревьях за пределами авиария, свободно летающие по всему парку!

Потом мы дошли до Гонконгского центра конференций и выставок и остались там до темноты. На подходе все перерыто, на улицах шел ремонт, но на самом мысу было очень приятно и тихо, вокруг порхали птички и открывались чудесные виды.

А потом с соседнего пирса Wan Chai на Star Ferry добрались до родного Kowloon. Именно на этом маршруте самые шикарные виды на Central с соответствующего борта. Кстати, здесь пассажиры с колясками попадают только на верхнюю палубу (на маршруте Kowloon-Central только на нижнюю). Так вот эта верхняя палуба исторического парома прямо дышит стариной – старая фурнитура на окнах, старые сиденья. А на нижней палубе около капитанского места чудесный вид на деревянный штурвал.

Это был очередной чудесный день. Но по воскресеньям лучше выбирать не места массового отдыха, ибо именно в выходные там массово отдыхают.

День седьмой. Любимый Kowloon Park и треккинг на полдня с коляской и ребенком по Lamma Island 

С утра мы сходили в любимый Kowloon Park, а то до этого мы там были только в плохую погоду. Федя увидел в кустах оставленный кем-то воздушный шарик, его тут же схватила уборщица, помыла под шлангом и отдала Феде – радости не было предела.

После зоопарка и знаменитого авиария в Hong Kong Park я пришла к выводу, что наш авиарий в Kowloon Park лучше – птиц разных больше. И хоть они находятся за сеткой, их лучше видно: птицы-носороги, ары, попугаи зелёные и красные, какаду, голуби, фазановые и т.п. И народу абсолютно никого.

Потом потусили на чудесной детской площадке. Я в очередной раз заметила, насколько вовлеченные у гонконгских деток няни из ЮВА, приятно смотреть и слушать (с детьми они говорят по-английски).

Потом сходили в порт (China Terminal)  купить билет на паром в Макао. Так как к терминалу мы пришли через мост, ведущий из парка, еле нашли вход. Билет не из дешевых – 174 гонконгских доллара. Но самое жлобство, что с ребенка после года берут 150 гонконгских долларов. На завтрашний рейс в 10.30 мест уже не было, взяли на 9.30.

И пошли на уже такой родной Star Ferry, переправились на Central и бегом на 4й причал. Чудом успели на катамаран на остров Lamma, который ходит раз в час. Бежали от турникетов, но нас ждали.

По пути слева, когда катамаран идет вдоль острова Гонконг, открывается отличный вид на небоскребы и жилые кварталы. Плыть минут 25.

Когда выходишь на остров Lamma, сразу погружаешься в расслабленную атмосферу места, хоть и выгружаешься в толпе туристов. Вокруг двух-трёхэтажные дома, у воды сарайчики на сваях, лодки. Машин нет, ест лишь мототележки. У причала огромная велопарковка, в том числе детских великов. Видимо в школу ездят на остров Гонконг или на материк.

В деревне обитает много странных белых людей с пирсингом.

Прошлась по, кажется, единственной улице деревни до конца, потом зашла на обед в чудесную столовку, где снаружи и внутри все было на иероглифах, и я думала, мне удивятся, но внутри была чудесная азиатская женщина со свободным английским, и за 40 гонконгских долларов мне дали рис с говядиной в томатном (с настоящими помидорами) соусе и напиток (я выбрала воду с лимоном). И Феде дали шоколадку. Но он сладкое не ест, так что после выхода она досталась мне.

Через остров идёт Family Trail, описанная у колясочных мам Гонконга. Я все думала, почему она идет с севера на юг, ведь идти с солнцем в спину приятней. Но все верно – виды так отличные и самый красивый как раз в конце маршрута. Иначе бы сначала был крутой подъем и большую часть пути вид на огромную электростанцию.

Тропа несложная. Сначала через тихие деревенские окраины, утопающие в зелени. Потом мимо пляжа с красивым видом вперед. Помочила ноги в море – вода бодрит.

В середине пути есть ощутимый подъем на высокий холм, но я туда без проблем затащила коляску со спящим Федей. Меня больше смутило то, что закончился асфальт и начались трясучие плоские камни. Зато оттуда отличные виды на зелень и бухточки.

Потом плавный спуск и супер вид на вторую деревню и рыболовные садки. Есть видовая терраса, вид потрясающий – впереди рыболовецкая деревушка, а слева огромные баржи с контейнерами.

Сама деревня, кажется, состоит только из набережной с рыбными ресторанами. Первая деревня, куда меня привез паром, была аутентичней. Зато на эту вид красивей.

Обратный путь на пароме был раза в два дольше, но и красивей. Шли вдоль юго-запада острова Гонконг в районе Абердина – там высоченные жилые кварталы прямо на берегу моря.

В итоге это отличная поездка на полдня. От 4 причала острова Гонконг отчалили в 12.00. с острова Lamma в 16.05. т.е. за 3.5 часа на острове я неспешно прошлась и пообедала.

Плюс морская прогулка за 18 и 22 гонконгских доллара. Остров не на 100% идиллический – есть эта огромная электростанция и прочие пром. объекты, но в целом, если дней много, для контраста отлично. Я рада, что съездила под конец, посмотрев до этого все что хотела – не было ощущения, что я впустую трачу время, и было приятно побыть в тихой «провинции». Временами не верилось, что эти деревеньки существуют буквально за углом от небоскребов Гонконга.

Потом любимый пирс 9 и на закате мы едем на Star Ferry на нашу сторону. Я решила под конец пребывания в Гонконге штурмовать лестницу на променад рядом с башней с часами. И как же там красиво! Все небоскребы острова как на ладони. И солнце садится за гору. Отличное завершение чудесной недели в месте, куда я обязательно ещё вернусь.

На ужин снова takeaway в полюбившемся китайском ресторане. Каждый раз у них куча посетителей, и мне с коляской там не рады (и простят сложить коляску). И только один дедушка, видимо самый главный, всегда находит мне место, даже пересаживая людей.

На следующее утро я пришла в эту кафешку позавтракать в последний раз. Мне и с коляской были не особо рады, а тут я прикатила с собой еще и чемодан. А после завтрака паромный терминал и паром в Макао.

После Макао мы вернулись в Гонконг, чтобы улететь в Ханой. И поскольку в аэропорт Гонконга есть прямой паром из Макао, и в этом случае пассажиру возвращают из стоимости авиабилета аэропортовый сбор, мы приехали именно на таком пароме – и время сэкономили, и денег чуть вернули.

После более китайского и расслабленного Макао снова очень поражает четкость и эффективность всего в Гонконге, в том числе в аэропорту.

До свидания, прекрасный Гонконг. Теперь я мечтаю о том, чтобы когда-нибудь приехать и прожить все отведенные для безвизового визита 14 дней. И может быть еще 14 дней после «визарана» в Макао. Гулять по прекрасным паркам, кататься через пролив на Star Ferry, наслаждаться видами небоскребов и пика Виктории. И, конечно, вкусной едой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>