Мое возвращение домой после 15 месяцев, проведенных в Юго-Восточной Азии, прошло по сокращенному и незапланированному маршруту – совсем без Гонконга, Китая и Монголии, и не по земле, а по воздуху. Я честно старалась продлить свое путешествие, уже слегка утомившее меня саму, но злобные китайцы помешали моему плану.
После перелета с Бали, очередной ночевки в аэропорту Куала-Лумпур, где я снова наслаждалась радостями бесплатного wi-fi, и утреннего четырехчасового перелета из Куала-Лумпур, я оказалась в Макао.
Даже погода за окном не предвещала ничего хорошего – все небо было затянуто плотными тучами, из которых лило, а пространство между тучами и землей было заполнено белым туманом.
Все, что я раньше знала о въезде в Макао, сводилось к тому, что за 12$ всем на границе дают визу на месяц, дальше народ едет в Гонконг (русские предварительно получают в Макао гонконгскую визу), там за день легко и дешево через турагентство делают китайскую визу на срок от 30 дней до бесконечности и счастливые едут в Китай. Именно так собиралась поступить и я.
Ну откуда мне было знать, что Макао переполнен русскими и украинскими проститутками. И «еще одна» им не нужна.
Сейчас, спустя 10 дней, все произошедшее в тот день вспоминается с легкой ироничной улыбкой, но тогда мне было совершенно не до смеха.
Собственно, моя судьба была решена уже в тот момент, когда, подойдя к окошку Visa on arrival, я протянула китайцу свой красный паспорт с двуглавым орлом. Мой ответ на его единственный вопрос, где мой обратный билет из Макао, китайца явно не порадовал, впрочем, видимо, он был для него ожидаемым.
Меня отвели в специальную комнату пограничной службы. И следующие два часа я «общались» с разными людьми на предмет впустить меня на несколько дней в их «страну» (Макао – бывшая португальская колония, которая была возвращена Китаю в 1999 году и получила на 50 лет статус автономии).
Пустая трата их времени и моих нервов. Китайцы всё говорили «мы хотим вам помочь», а сами еще в течение первых пяти минут набили на компе бумагу об отказе во въезде и положили перед собой в распечатанном виде.
По их словам, у меня не было ничего из того, что должно быть для въезда в их чудную неполноценную страну.
1) Не было 1000$ наличными. У меня с собой были 300$ неприкосновенного запаса на всякий случай и три банковские карты с суммой, значительно превышающей 1000$. Да и кто в наше время ездит с таким количеством нала, когда на каждом углу есть банкоматы?
2) Не было авиабилета домой. Из Макао. Из Гонконга. Или из Китая. Идея с выездом из Китая на поезде Пекин – Москва понимания у моих собеседников не нашла.
3) И самое главное и абсурдное – у меня не было ни гонконгской, ни китайской визы. И это при том, что Макао – Гонконг – Китай с получением китайской визы в Гонконге – стандартный бэкпэкерский маршрут, правда, буржуям гонконгская виза не нужна, они получают ее на въезде.
По первому пункту мы решили, что можно дойти до банкомата, я сниму из него 1000$ в местных тугриках, которые, разумеется, за два дня пребывания в Макао не потрачу, потеряю деньги на комиссии при снятии и обратном обмене, но зато покажу китайцам, что у меня есть нужное количество нала.
По второму пункту представитель Air Asia, которого вызвали, чтобы «мне помочь», предложил купить мне билет на катер до Гонконга, чтобы у меня был билет из Макао (такой вариант пограничников бы устроил).
Но все упиралось в третий, самый тупой пункт – гонконгская и китайская визы. Обе эти визы можно получить в Макао, именно это я и собиралась сделать, но такой план пограничников не устраивал. Это, говорят, не факт, что вам дадут какую-либо из этих виз. И мои аргументы, что если не дадут, я улечу в течение 30 дней визы Макао в безвизовые Таиланд или Малайзию, действия не возымели.
Мне было обидно до слез. Не из-за того, что я не еду в Макао, Гонконг и Китай – хрен с ними. А просто из-за бредовости ситуации.
- «Все дело в моем паспорте и в том, что я женского пола, да? Был бы перед вами паспорт англичанина, немца или француза, пофиг какого пола, никаких вопросов бы не возникло».
- «Правила для всех одинаковые. Для них такие же»
Только что-то я не заметила, чтобы кто-то из белых хоть на минуту задерживался на паспортном контроле и отвечал на какие-либо вопросы. Да, и в других странах, где есть visa on arrival, есть правило «обратного билета и достаточного нала», только никто и никогда ни о чем таком не спрашивает.
В общем, я была очень удачной кандидатурой, чтобы выполнить план по отказу русским шлюхам во въезде в Макао. Тонкости конкретно моей ситуации никого не волновали.
Через два часа у меня не осталось сил с ними общаться, да и смысла не было. Я согласилась подписать бумаги, которые мне активно предлагали. И мне радостно протянули подготовленный еще в первые пять минут протокол об отказе во въезде.
Тут мальчик из Air Asia сообщает мне, что мне нужно забронировать на сегодня обратный билет в Куала-Лумпур. На что я интересуюсь, можно ли в Бангкок, и получаю отрицательный ответ.
- «Ну, в Куалу мне не надо, так что это за ваш счет».
Мальчик попытался на меня надавить, но это бесполезно. Я уже заплатила 150$ за билет сюда. И совершенно не собиралась платить еще 160$, чтобы меня отсюда увезли.
Я помню, как у нас в Шереметьево и Домодедово на регистрации тетки всегда проверяют, есть ли у отъезжающего за границу виза. Потому что если будет депортация, то она будет обратным рейсом и за счет перевозчика.
Мальчику было сообщено, что это их косяк, надо было проверять на регистрации, есть ли у меня все необходимое для въезда в Макао, и что теперь, когда меня не пускают в страну, я – их проблема, и посему пусть меня отсюда вывозят за свой счет. Собственно, судя по тому, что мальчик перестал на меня давить, я была права. И через пять часов после моего приземления в Макао мне наконец-то сообщили, что вечерним рейсом меня отправят обратно.
Процедура моей депортации, кстати, была не менее унизительной, чем двухчасовое общение с погранцами ни о чем, когда моя судьба была известна с первых минут.
Мне так и не вернули мой паспорт, и я пять часов слонялась в чистой зоне Duty Free без документов и без информации, когда меня все-таки отсюда отправят. Помните фильм «Терминал» с Томом Хэнксом? Вот это было про меня.
Потом за мной пришли и отвели отдельно на посадку – перед всеми остальными пассажирами, которых туда еще даже не пригласили. Свой багаж до самолета я тащила сама, потому как регистрировал меня на рейс представитель Air Asia, и он мне просто принес багажную бирку. Загрузила рюкзак на конвейер, и он поехал в брюхо Аэробуса-320.
Потом со мной в самолет зашла представитель Air Asia и передала стюардессам мой паспорт и посадочный талон с комментарием: «Депортация.» На меня посмотрели как на преступника.
И к тому моменту, когда я дошла до конца самолета, дежурившему там бортпроводнику уже велели по внутренней связи сообщить мне, что из самолета в Куала-Лумпур я выхожу последняя.
Четыре часа обратного полета после бессонной ночи и тяжелого утра прошли в полудреме.
В Куала-Лумпур все пассажиры вышли, а я еще минут десять ждала, пока все стюардессы соберут свои вещи, пока из кабины выйдут пилоты и только потом, когда свет в самолете выключили, я со стюардессами пошла в терминал. По дороге мило пообщались, наконец-то никто не смотрел на меня как на проститутку (что постоянно читалось во взглядах китаезов в пограничной службе Макао), девчонки мне посочувствовали, сказали, что у них в Малайзии тоже классно и посоветовали съездить на Борнео. А потом добавили, что это косяк тех, кто регистрировал, они при регистрации на международные рейсы должны проверять документы. И обрадовались, что меня все-таки повезли обратно бесплатно.
В который раз было безумно приятно вернуться в Малайзию. И быть в нормальной стране с нормальными людьми, где все просто и ничто не напрягает.
Меня привели в отдельную комнату, где веселящиеся малайзийские пограничники взяли из рук стюардессы мой паспорт и типа серьезно спросили, чего меня вернули?
Я начала рассказывать, что китайцам нужно было большое количество показного нала, а у меня все деньги на картах, что нужна китайская виза, а я собиралась получить ее как раз в Макао, после чего самый главный не выдержал, махнул рукой с подтекстом «вот козлы!», зачеркнул мой выездной малайзийский штамп и сказал, что у меня есть на Малайзию 30 дней.
Кстати, в этом году Малайзия отменила arrival и departure cards, так что теперь для паспортного контроля вообще ничего не нужно, кроме паспорта, и занимает процедура секунд двадцать. И разумеется, никаких вопросов.
Вот нормальные люди! И к ним каждый раз приезжаешь с радостью. И уезжаешь в хорошем настроении. Что мне теперь, собственно, и предстоит.
А то, что я не еду в Макао, Гонконг и Китай – по барабану. Для меня это были места, стоявшие у меня на пути возвращения домой. Средство, а не цель. И все, что мне было интересно посмотреть в Китае, находится в стороне от этого пути. И 30 дней «олимпийской» визы мне бы на это не хватило. Так что я ничего не потеряла. Обидно только «пропустить» поездку по Транссибу. Но это ведь моя страна, туда я всегда успею.
В конечном счете я даже обрадовалась. Еще на Бали у меня мелькала шальная мысль улететь из ЮВА прямо домой. Уж слишком меня пугал масштаб того пути, который мне за месяц-полтора, что я еще могу с некоторым удовольствием провести в дороге, придется проделать через Китай и Россию.
Но, как известно, выбор порождает сомнения. И тогда я решила, что надо выбрать сложный путь, потому как простым я всегда смогу воспользоваться.
А теперь у меня выбора как бы и не было. Вернее, можно было подолбиться головой об стену, попробовать получить в Куала-Лумпур китайскую (или гонконгскую) визу и полететь туда Air Asia, благо теперь она летает и в Гонконг, и в сам Китай.
Но после воспоминаний о китаезах в Макао, которые с трудом сдерживали свои мерзкие улыбки, отсылая меня в Куала-Лумпур, как-то не хочется. К тому же я никогда не слышала ничего хорошего о живущих в Китае китайцах. Ни от путешественников, ни от тех, кто там живет и работает. Зачем мне такая радость под конец моего вояжа?
Так что домой из ЮВА я добралась всего за один день – самолетом Бангкок — Москва Тайских авиалиний за 600 долларов. Это самое дешевое, что можно было гарантированно купить заранее. Плюс за 60 долларов из Куала-Лумпур в Бангкок Air Asia.
Можно было улететь через два дня после моего возвращения в Куала-Лумпур за 730$ в сумме за оба перелета, но я решила подождать еще недельку, чтобы придти в себя после изматывающих последних дней в туристических местах Бали и после экскурсии в международный аэропорт Макао. И пройтись по магазинам.
Из 9 оставшихся дней 8 я провела в Куала Лумпур и Малакке, а под завязку еще один день в Бангкоке.
Везде было как дома. А теперь я и впрямь дома.