Малайзийский штат Саравак оказался тем кусочком Борнео, который наконец-то очень мне понравился, целиком и полностью.
Здесь есть почти два десятка национальных парков, охраняющих от человека тропический лес возрастом под сотню миллионов лет и редкие виды животных и птиц.
Здесь множество интереснейших музеев, рассказывающих об обычаях и традициях 24 народов, населяющих Саравак.
Здесь по всему штату расположено множество длинных домов, жители которых, конечно, уже не ведут тот традиционный образ жизни, который можно было увидеть еще каких-то 50 лет назад, но они все еще живут вместе под одной крышей, по несколько десятков семей.
Здесь отличная туристическая инфраструктура, повсюду офисы туристической информации, выдающие туристические буклеты, карты, расписания транспорта и отвечающие на все вопросы; почти во все места, в отличие от Сабаха, можно попасть самостоятельно, и везде можно найти жилье на любой вкус и кошелек.
Здесь в национальных парках меня не переставало поражать то, насколько в них все удобно и продумано для осмотра посетителями. Здесь из всех туристических мест мне хотелось попасть в почти все, но по времени удалось посмотреть только некоторые, самые для меня интересные.
Мой первый день в Сараваке был днем рекордных перелетов. Сначала Боинг 737 доставил меня из столицы Сабаха, города Кота Кинабалу, в Мири (Miri), прибрежный городок в штате Саравак. Полет длился всего 30 минут, и за это время мы успели пролететь над целым государством – Брунеем. По расписанию, кстати, мы должны были лететь 50 минут, но, видимо, ветер был попутным. Помимо того что это был мой самый короткий перелет, он был еще и самым дешевым – всего 15 долларов со всеми налогами и сборами (сам тариф составляет 3 доллара). Просто не верится, что за эту цену можно куда-то на чем-то лететь. Правда, бронировала я билет за два месяца, а если покупать за неделю-две, билет будет стоить 40-70 долларов, что все равно копейки, но не так приятно.
Саравак – полуавтономный малайзийский штат со своим иммиграционным контролем, поэтому вдобавок к общемалайзийскому штампу мне в паспорт поставили еще и саравакско-малайзийский, причем «пограничник» допросил меня по полной программе, чего ни разу не было ни на одной малайзийской границе
Город Мири сам по себе меня не интересовал, но только из него можно было улететь туда, куда мне очень хотелось – в Kelabit Highlands (нагорье Келабит). Поэтому, получив свой багаж, я сразу же направилась в офис продаж Malaysian Airlines или MAS Wings, где мне сказали, что на сегодня оба рейса забиты, но я могу встать на лист ожидания.
На часах 8 утра, первый рейс в Барио (Bario) вылетает в 9 утра, второй в 12 часов. В листе ожидания я третья, передо мной голландская безбилетная пара. На стойке регистрации говорят подойти в 8.40, и в эти самые 8.40 мы втроем и еще несколько безбилетников узнаем, что мест нет. Нас всех переносят в лист ожидания на 12 часов, а голландской паре почему-то говорят идти в кассу и покупать билет с открытой датой, после чего регистрируют на 12-часовой рейс. Что неплохо, потому что теперь я в листе ожидания первая. Три мучительных часа ожидания проходят, и в 11.40 я появляюсь у стойки регистрации с лицом, преисполненным надежды. По-праздничному (на дворе все еще Хари Райя) одетые в красивые яркие платья и босоножки на шпильках девчушки, регистрирующие пассажиров на рейс, что-то там высчитывают в списке пассажиров, после чего, указав мне на большие грузовые весы, просят взвеситься со всем багажом. Узнав наш общий с рюкзаками и фотосумкой вес, мне одобрительно кивают и зовут на регистрацию. Тут выясняется, что мне забыли сказать купить билет с открытой датой, и следующие 10 минут я бешеным сайгаком ношусь между офисом продаж MAS Wings, стойкой регистрации и выходом на взлетное поле. Никогда еще не покупала билет на самолет за 10 минут до взлета.
Потом я вышла на взлетное поле и увидела самолет. Вернее самолетик. Ма-а-а-аленький, с двумя винтами и откинутой вниз дверкой-лестницей, ведущий в салон. После беглого взгляда на салон внутри самый маленький индонезийский автобусик кажется просторным. Самолет под названием Twin Otter рассчитан всего на 18 пассажиров. Шесть рядов сидений. В каждом ряду одно широкое кресло на двух человек и через проход еще одно узкое на одного. За стенкой в конце самолета размещен багажный отсек с отдельным входом снаружи. Разумеется, никакого туалета. Никаких спасательных жилетов, кислородных масок, инструктажа бортпроводниками перед взлетом и самих бортпроводников.
Я вбежала в самолет последней, сопровождаемая всю дорогу криками персонала в рацию «15 +1», и мне досталось отдельное кресло слева во втором ряду.
Передо мной открытый дверной проем в кабину пилота – двери просто нет. Там на крохотном пространстве перед приборной доской два кресла – справа за штурвалом сидит один пилот, слева от него второй. Только я уселась и разложила вокруг себя свою ручную кладь, как пилот, понажимав всякие рычажки, начал выруливать на взлетную полосу.
Взлет для меня прошел как в туман. Я была настолько шокирована размерами воздушного судна и происходящим внутри, что до самой посадки так и не успела начать волноваться.
Вместо этого все 50 минут я делала одновременно три дела: снимала видеоролики во время взлета, посадки и наиболее интересные моменты, происходящее в кабине пилота, фотографировала кабину пилота и смотрела в иллюминатор, как в паре метров от меня крутился винт, а внизу сменялись горные пейзажи, извивались коричневые реки и переливалась разными цветами огромная радуга – удивительно смотреть на нее сверху.
Во время взлета и набора высоты самолетик постоянно бросало в потоках воздуха из стороны в сторону, вверх и вниз, уши закладывало, и все действо сопровождалось жутким ревом из нутра самолета.
Когда высота была набрана, летелось спокойно. Настолько спокойно, что оба пилота постоянно болтали, смотря друг на друга, а второй пилот в какой-то момент достал из-под сиденья газетку, полностью ее развернул над приборной панелью и погрузился в чтение. Ситуация совершенно анекдотическая. Мы на высоте в маленьком самолетике, первый пилот, сняв наушники и надев очки от солнца, практически ковыряет в носу, а второй расслабленно читает газету.
Потом мы стали снижаться над красивыми, покрытыми лесом горами, протыкающими нависшие над ними облачка, пронеслись над долиной с огородами и жестко сели на аэродром Барио.
Это был самый маленький аэропортик, который я когда-либо видела — домик со всего одной комнаткой и крохотным залом ожидания. Самолет подъехал прямо к зданию, мы все вылезли, как из автобуса, следом подогнали тележку и выгрузили багаж, хотя, в принципе, каждый сам мог бы забрать свои вещи.
Летело на 18 местах всего 16 человек. Здесь своеобразная система продажи билетов. Их могут продать всего 13-15, но сказать, что рейс заполнен, и дальше все будет зависеть от общего веса пассажиров и багажа. На регистрации каждого пассажира с его ручной кладью и багаж взвешивают и заносят данные в список. Если общий вес всех пассажиров и багажа не превышает максимальный предел, на рейс пускают дополнительных пассажиров в пределах 18 штук. При этом каждому пассажиру разрешено бесплатно перевозить 10 кг. багажа, а за перевес нужно доплачивать, но в моем случае, когда я покупала билет за 10 минут до вылета и бежала через весь аэропорт к взлетному полю, на это в суете никто не обратил внимание.
Барио – это самая большая деревенька в Kelabit Highlands. Место, до которого можно добраться только по воздуху. Поэтому самолетов летает целых две штуки в день, и у каждого туземного пассажира с собой по несколько огромных коробок/тюков с продуктами. На месте в магазинчиках все стоит в 3-4 раза дороже, чем на побережье, поэтому даже если пассажир сам ничего не продает, покупают на всю семью и родственников.
В аэропорту царит совершенно расслабленная атмосфера. Три иностранца и несколько местных ждут отлета Twin Otter обратно в Мири, а оба пилота, пользуясь небольшим перерывом, тут же за столиком снаружи обедают, провожая нас огромными улыбками и пожеланиями приятного отдыха в Барио.
Перед входом стоят 2 внедорожника, мы с голландцами загружаемся в кузов одного из них, и нас довозят до одного из местных гестхаусов. За пятиминутную поездку водила собирает с каждого по 10 ринггитов, т.е. по 3 доллара. С чем можно смириться, вспомнив, что бензин сюда тоже завозят с побережья.