Второй день в Лаосе начался с поисков еды – ничего из того, что мы ели вчера, есть не хотелось. Хотелось нормальных продуктов и без сюрпризов. К счастью, по соседству с гестхаусом нашлась кафешка, из которой нам навстречу выбежал дядечка и помимо лаосского «Заводи!», сказал еще одну фразу, в которой мы узнали французский язык. У дядечки в кафе обнаружились багеты и плавленый сыр, и было нам счастье.
В этот день мы собирались съездить в две деревеньки, находившиеся на линии фронта во время Индокитайской войны, в которых осталась заброшенная техника, в том числе советского производства. Из Аттапы в первую деревню, Па-Ам, обещали общественный грузовик, но было неизвестно, во сколько он поедет. Поэтому мы перешли через коричневую реку Секонг по современному автомобильному мосту, которого не должно было быть — в последней редакции LP 2005 года было написано, что через реку всех перевозит дедушка на старенькой деревянной лодочке, а еще есть подвесной веревочно-бамбуковый пешеходный мост. И начали стопить в нужном направлении. Минут двадцать редкие машины не останавливались, либо останавливались, но говорили “No, no, no!”, из чего мы сделали вывод, что они едут недалеко. Потом был первый внедорожник с кондиционером до одной из деревень, и второй внедорожник с кондиционером до нужной нам развилки, от которой все ехали по хорошему асфальту направо в сторону Вьетнама, а нам надо было еще 15 километров ехать по хорошей грунтовке налево. Но ничего по ней не ехало, ни общественного, ни частного, ни того, что можно было сделать нашим такси.
Прогулявшись через деревню, мы засели в заброшенной бамбуковой хижине на скамейке и, прождав больше часа и не увидев ничего четырехколесного, смирились с тем что в Па-Ам мы не едем, дошли обратно до развилки и уехали на внедорожнике с кондиционером обратно в Аттапы. Везли нас два въетнамца, один из которых общался с нами по-русски.
Вторая половина дня прошла в поездках по реке с одного берега на другой на местном деревянном «пароме» вместимостью в четыре мотобайка и несколько человек. И в приятной прогулке по приятной деревеньке с приятными жителями.
До второй деревни Пху Вонг со следами войны мы тоже не доехали – до нее не было ничего общественного, а необщественное туда не ходило по причине отсутствия асфальтовой дороги и четырехколесных транспортных средств — в этом месте через реку еще не построили мост, и всех переправляют на крохотном пароме.
Вечером был закат над Секонгом под пиво и общение с новозеландцем, живущим в Лаосе уже два года, а в Аттапы уже 6 месяцев – получили кучу практической информации, сократив в итоге свой маршрут по окрестностям в 2 раза.
Итоги дня: общественного транспорта в Лаосе местами нет, зато автостоп в Лаосе есть.
На следующее утро мы перебрались в городок Sekong (Секонг), названный в честь реки Секонг, и, взяв за 10 долларов в день мотобайк, отправились осматривать окрестности.
Сначала 25 километров ехали обратно в сторону Аттапы по отличному асфальту через маленькие деревеньки, где местные жители радостно нам махали и кричали «Заводи!».
Потом 18 километров по отличной грунтовке с небольшим подъемом между гор, покрытых лесом, и через маленькие и бедные деревушки с очень приветливыми и милыми людьми.
Через 16 километров открылся красивый вид на первый водопад, широкий, но невысокий, а еще через два километра потрясающий вид на второй водопад, вернее на горную реку, заросшую со всех сторон джунглями, которая падает с высокого обрыва – наверное, пока мой самый красивый водопад.
На обратном пути у нас сломался мотобайк. Посреди грунтовки, к счастью, рядом с парой домов, поскольку вдоль грунтовки есть только одна деревня недалеко от трассы и отдельные дома в трех местах, а вся остальная дорога идет вдоль леса без каких-либо признаков жизни.
Мотобайк заглох и больше не хотел заводиться. Мы попробовали разные доступные нам методы лечения, но ничто не помогло.
Тогда на помощь были призваны местные жители, пришедшие всей семьей вместе с детьми. Дядечка с важным видом открутил свечу, измазанную в масле, почистил и прикрутил обратно – не подействовало.
Потом пришел сосед с ружьем, видимо, с охоты, и присоединился к ремонтным работам. Свечу снова выкрутили, помыли бензином и прикрутили, при этом в процессе откуда-то притащили другую, чуть меньше по размеру, и мы так и не поняли, какую нам в итоге поставили. Но после 20-минутных работ мотобайк наконец-то завелся.
Мы были несказанно счастливы. За 1.5 часа на грунтовке из транспорта нам встретилось только несколько мотобайков и одна машина, до трассы было еще больше 10 километров, и ночевать здесь совсем не хотелось.
Дядечкам в качестве благодарности было выдано два доллара в местном эквиваленте, и, судя по удивлению и широчайшим улыбкам, они были еще счастливее нас. Дальше до Секонда приятно ехалось в лучах заходящего солнца через многочисленные деревеньки, где нас радостно приветствовали.
Заодно научили меня управлять мотобайком – села и поехала, как будто всю жизнь водила. Четыре передачи, газ, тормоз – проще простого. По хорошим асфальтовым дорогам Лаоса с полным отсутствием машин и редким присутствием мотобайков, коров, коз, свиней, кур и детей ездить на своем мотобайке одно удовольствие. Особенно, если он не ломается!
На следующий день с утра пораньше по дороге на автовокзал мы зашли в местную штаб-квартиру UXO Laos (unexploded ordnance), работники которого продолжают находить по всему Лаосу многочисленные неразорвавшиеся мины и бомбы, на которых все еще подрываются местные жители. И складывают снаружи здания в специальном месте многочисленные обезвреженные снаряды, от самых маленьких до огромных – в назидание еще живущим.
Потом мы на одном автобусе и одном попутном грузовичке, перевозившем помимо нас несколько детей, в результате чего мы решили добровольно оплатить свой проезд, доехали до деревеньки Тат Ло (Tat-Lo), где в очередной раз поразились огромному количеству белых людей.
Деревня знаменита своим водопадом прямо в деревне и двумя в непосредственной близости, возможностью прогуляться или прокатиться в окрестные деревеньки народов Алак и Кату, посмотреть на кофейные плантации и просто отдохнуть.
Нас заселили в маленький и уютный бамбуковый домик со всем необходимым (даже нагревателем для воды в душе), а в ресторане на реке с видом на водопад нам было огромное счастье – безумно вкусная привычная еда с понятными ингредиентами и без извращений.
Остаток дня был проведен в прогулке до второго водопада и соседней деревни. Здесь детки просили ручки и денежки, что неудивительно, потому как к ним каждый день приходит множество туристов.
На следующий день мы снова взяли в аренду мотобайк и досконально исследовали окрестности: еще один водопад, с вершины которого открывается вид на долину, множество деревень, в том числе и таких, куда иностранцы явно не добираются.
Мы пару раз бросали мотобайк там, куда он мог доехать, и шли пешком по разбитым грунтовкам. Заехали на рынок с продающимися в тазиках жабами, пользующимися спросом у местных жителей. Ксюха периодически отдыхала в тени, а я гоняла одна по трясучим грунтовкам, по которым ее беременному организму ездить нельзя.
Что меня поражало все эти дни в маленьких деревнях маленьких народов Лаоса, так это нереальное количество живности: коров и буйволов с телятами, кур с цыплятами, коз с козлятами, хрюшек с поросятами и прочих собак со щенятами. И еще уток, гусей и индюков без потомства. Мало того, что с рождаемостью у домашней живности в Лаосе явно нет проблем, так еще я нигде не видела такого разнообразия животных в одной конкретной деревне или даже семье.
Не перестаю удивляться тому, что народ живет в бамбуковых халупах практически без ничего, но зато у них есть большой телевизор, который работает весь день, и спутниковая тарелка рядом с домом.
Итогом двух дней, а вернее ночей в Тат-Ло, стал каждоночный продолжительный одиннадцатичасовой сон . Здесь в 17.40 уже темно, в 18 часов нечего делать, а в 19 нестерпимо хочется спать. Теперь вредный организм, который два вечера подряд укладывали спать в 7-8 вечера, просится спать в это время каждый вечер.
После Тат-Ло мы вернулись в Паксе, на автовокзале которого водила пассажирского грузовика задрал цену на проезд почти в два раза, я сходила с ним в кассу на автовокзале, где мне повторили еще раз, а ему, видимо, в первый раз, сообщили настоящую цену, но водила все равно продолжал требовать больше и был послан.
А после Паксе приехали на берег Меконга в большую деревню под названием Тямпасак или Чампасак (Champasak). Здесь снова было уютное жилье, был ресторан над Меконгом с вкусными блюдами, было полдня ничегонеделанья в креслах с видом на Меконг и зачитывание вслух избранных статей из откопанного на журнальном столике в ресторане российского Cosmo от декабря 2006 года.
На следующий день мы (я на велосипеде, а Ксюха на тук-туке) доехали восемь километров до храмового комплекса Ват Пу (Wat Phu), которым, собственно, и знаменит Тямпасак. Руины были в состоянии повышенной разрушенности, но при богатом воображении могут немного впечатлить. Полазить по древним ступенькам на холм и рядом с храмовыми строениями было приятно, но каких-то сильных эмоций все это не вызвало.
А потом мы с Ксюхой попрощались, прямо там, рядом с храмом. Она вернулась на тук-туке в отель, забрала свои вещи и уехала в Тай, чтобы провести оставшиеся 2-3 дня на море. А я неспешно докрутила на своем раздолбанном велосипеде, у которого посреди дороги слетела цепь, до отельчика и целый день отдыхала – делать тут больше все равно нечего.