Вернувшись из Ратанакири и переночевав в Пномпене, я уехала на юг, в город с вкусным названием Кампот. Городок оказался очень приятным, и я легко провела в нем шесть дней.
В автобусе я познакомилась с немкой, и следующие три дня мы провели вместе. На первый полный день в Кампоте (Kampot) мы подписались на тур в Бокор (Bokor). Утром приехал наш внедорожник: водитель и четыре взрослых человека внутри, еще семь человек в кузове на скамейках. В кузове, рассчитанном на шесть человек. А тут еще мы вдвоем и гид. Народ потеснился, и мы отъехали.
В кузове была только молодежь, поэтому ехалось весело. Первые 15 минут дорога шла по асфальту, потом 15 минут грунтовки, и вот мы начинаем взбираться по убитому серпантину в горы. Чем дальше, чем убитей. Каждый держится, за что может, ребята с краю каждый раз норовят выпасть. В общем, весело было только первый час – потом все жутко устали сидеть в примятом положении без возможности сменить позу или переставить ноги и постоянно держаться, чтобы не выпасть. А назад все ехали вообще в подавленном состоянии. И на следующий день у меня болела половина мышц в теле, а сбоку на спине был огромный синяк в том месте, где меня постоянно било о железную трубу кузова.
Сам тур был неплохим. Мне больше всего понравилась та часть пути, когда мы ехали через джунгли, и я с утра слышала крики гиббонов, а вечером на обратном пути видела пролетающую птицу-носорога.
Наверху в начале 20 века французы начали отстраивать hill-station, дабы укрыться на плато с высотой под 1000 метров от камбоджийской жары. Во время гражданской войны в 70-е годы здесь проходили бои, а после ее окончания про Бокор забыли, вспомнив лишь недавно и начав возить туристов посмотреть на руины. Руины как руины – обычные бетонные коробки.
Хотя мне очень понравилось лазить по бывшему отелю Bokor Palace, теряясь в узких лестницах и комнатках четырехэтажного здания и любуясь видами с огромных террас. И покормили нас очень вкусно.
А под конец поездки, когда все уже мечтали только о том, чтобы навсегда попрощаться с нашим внедорожником, нас отвезли на несколько километров от Кампота и, посадив в деревянную лодку с тентом, прокатили по реке на закате в Кампот – это была самая приятная и расслабленная часть всего тура.
Следующий день был днем отходняка в компании немки Випке. А потом она уехала, и я еще один день бездельничала уже одна. В Кампоте для приятного ничегонеделания созданы все условия. Здесь очень милые и доброжелательные люди, впрочем, как и везде в Камбодже, и абсолютно никто не пытается что-либо продать (кроме вездесущих водителей мотобайков, но они такие в ЮВА везде). Здесь красивый колониальный квартал с аккуратненькими двухэтажными домиками, многие из которых, к сожалению, находятся при смерти. И не менее красивая набережная реки с такими же домиками, некоторые из которых отданы под уютные ресторанчики с видом на закат за рекой рядом с холмами Бокора.
Единственным, что выводило меня из расслабленного состояния, были книги о недавней истории Камбоджи – трагедия и боль в каждом слове. Будете в Камбодже, обязательно приобретите и прочитайте “First they killed my father” by Luong Ung, “Voices from S- 21” by David Chandler. Есть еще и другие.
У меня в Кампоте было любимое кафе, где кормили потрясающими домашними пирогами. Работают в этом кафе инвалиды. Кстати, во Вьетнаме и Камбодже подобных мест, в которых большая часть доходов идет на благие цели, очень много. Мест, где работают бывшие трудные подростки, подростки из неблагополучных семей или люди с физическими недостатками. У нас, кажется, ничего такого нет?
Был любимый ресторанчик, где делали потрясающий коктейль из морковного сока с молоком и льдом. И, наверное, добавляли туда еще какой-то тайный ингредиент, потому что у меня появилась зависимость от этого морковного коктейля – я все шесть дней питалась в этом ресторанчике. Правда, там при этом потрясающе вкусно кормили, широко улыбались, был очень приятный интерьер и столики снаружи, и каждое блюдо стоило 1-1.5 доллара.
Еще у меня был любимый бар с огромными круглыми плетеными креслами с почти горизонтальной «спинкой» со всех сторон, в которые положены огромные круглые подушки – туда очень классно забраться с ногами и разлечься, наслаждаясь дешевым пивом в happy hour с видом на закат. Хочу такое же кресло домой!
Еще был дешевый супермаркет со всем необходимым и дешевое Интернет-кафе со Скайпом – в общем все, чтобы осесть на несколько дней с комфортом.
После двух дней безделья я взяла напрокат велосипед и поехала в бывший курортный город Кеп (Kep) в 25 километрах от Кампота. Дорога шла через маленькие бедные деревушки, половина из которых была мусульманскими, с нереально милыми и приветливыми местными жителями, посему день прошел очень позитивно.
Сам Кеп производит довольно грустное впечатление – опять же бетонные коробки особняков состоятельных кхмеров до гражданской войны. Пляжей здесь никогда своих не было, вместо них бетонная набережная, а в самом центре насыпной песок, завезенный из Сиануквиля. Вдоль набережной расставлены раскладные стульчики, которые сдаются в аренду. На окраине в ряд стоят плетеные конструкции с подвешенными под крыши гамаками. Может, в выходные сюда приезжают состоятельные кхмеры из Пномпеня, но в будний день здесь было тоскливо – тетушки, сдающие все это напрокат в прямом смысле бросались на каждую проезжающую машину в поисках клиента. То же самое делала и официантка из ресторанчика, где я обедала. Грустно!..
Я весь день просидела с книжкой на скамейке у моря, не желая заходить в мутные коричневые воды и купаться там в одежде на глазах у местных жителей.
А потом, проведя еще один расслабленный день в Кампоте, уехала на настоящий курорт – в Сиануквиль.
Перевозка туристов в Камбодже организована загадочно. Здесь билет на автобус можно купить в одном из многочисленных турагентств, разбросанных по туристическим гетто. Или в любом отеле, но там стоимость будет на несколько долларов выше. При этом иногда о реальной цене билета остается только догадываться – где искать саму кассу, не всегда понятно. Поэтому я, забив на предложения кампотских отелей организовать мне за 3.5 доллара такси в Сиануквиль, решила организовать себе это такси сама, благо стоянка была недалеко от гестхауса. Выяснилось, что такси стоит 3 доллара. И что в ЮВА еще остались места, способные удивить меня своими пассажирскими перевозками.
В обычной старенькой легковушке 105 километров до Сиануквиля нас ехало 9 человек, вернее 8 взрослых и 1 ребенок. Пятеро на заднем сиденье и четверо на двух передних. Двое на одном и водитель с еще одним пассажиром на водительском. Ничего, азиаты – люди компактные, можно было еще штук пять камбоджийцев в машину запихнуть. Но это не все.
Когда все пассажиры были погружены, и мы тронулись в путь, через 100 метров водитель остановился, а из подъехавшего велорикши началась погрузка нескольких десятков тюков с овощами. Весь наш багаж выгрузили на землю, и овощи с горкой загрузили в багажник. Горка получилась размером с сам багажник и даже выпирала назад. Крышка багажника была полностью открыта, и на нее сверху поставили весь наш багаж (рюкзаки), все это хозяйство обвязали веревками, чтобы не отвалилось по дороге, а сзади еще привязали запаску. Так и поехали. Что меня удивило больше всего – ехали мы на нормальной скорости.