В Камбодже особо нечего смотреть, кроме, конечно же, храмов Ангкора. И по-хорошему на Камбоджу вместе с недельным матрасным отдыхом на море хватило бы двух недель. Выше крыши. Но у меня на нее было четыре. Я немного промахнулась с планированием времени, поэтому Камбоджа у меня самая расслабленная и неспешная из всех стран – я здесь везде живу по неделе.
Люди. Страна очень бедная. Я бы даже сказала, что нищая. И этим она мне очень напоминает Мьянму. Здесь тоже везде горы мусора. Здесь ездят на крышах всего, чего только можно. И носят всякие разности на головах. Очень много деток, торгующих на улицах. А туристические места поражают умненькими детками, продающими сувениры, свободно говорящими по-английски и находящими правильный аргумент на любую фразу.
Если во Вьетнаме традиционный головной убор – конусообразная шляпа, то в Камбодже это платок в мелкую клеточку – чаще всего красно-белый, но встречается коричнево-белый, сине-белый и фиолетово-белый. Многие бедные жители в городах и почти все в деревнях носят его на голове, а некоторые, как шарф на шее.
Этническое большинство в Камбодже зовется кхмерами. И официальный язык в Камбодже не камбоджийский, а именно кхмерский. Впрочем, на кхмерском говорят и этнические меньшинства: китайцы, вьетнамцы, чамы и малые «горные» народы восточных провинций. Разумеется, помимо своего родного.
Здесь нет такой паранойи, как в соседнем Вьетнаме, по поводу цвета кожи, хотя иногда встречаются женщины с замотанными лицами, но они единичны. И, кажется, кроме малайзийских индусов и индонезийских меланезийцев на Флоресе и Тиморе, я нигде в ЮВА не видела людей с такой темной кожей.
У чистых кхмеров темная кожа, широкий нос, пухлые губы и большие глаза. У тех, у кого в роду были китайцы, кожа светлая и глаза более раскосые. И в целом из-за того, что народ тут от солнца под широкополыми шляпами и намордниками не прячется, подавляющее большинство людей имеет очень смуглую кожу.
Здесь, в отличие от Вьетнама, сразу видно, что страна буддистская – много новых храмов, построенных вместо разрушенных красными кхмерами во время геноцида 1975-1979 годов. И на улицах видны монахи в ярко-оранжевых робах, собирающие с утра пожертвования.
Очень заметны чамы, в их деревнях стоят красивые мечети, и абсолютно все женщины одеты в яркие платки (не намотанные на голову клетчатые, как у кхмеров, а одетые по-мусульмански обычные однотонные платки), рубашки с длинными рукавами и юбки.
Транспорт. Здесь, как и в Мьянме, неудобный общественный транспорт (впрочем, в места, интересные туристам, ездят хорошие автобусы) и не всегда нормальные дороги. Удобные автобусы есть, но есть и такие, которые будут забиты народом под завязку, будут перегреваться, и поэтому посреди дня в самое пекло у них будет отключаться кондиционер, а маленькие окна будут неспособны доставить вовнутрь необходимое количество свежего воздуха. Хотя в Камбодже очень жарко – мне так жарко не было с марта-апреля в Таиланде.
Здесь в качестве общественного транспорта на короткие расстояния между деревнями используется садистское транспортное средство – мотоприцеп. Это мотоцикл, к которому приделан обычный прицеп, как у нас для легковушек, только чуть подлиннее и с лавками вдоль бортов. В него битком набивается народ и едет по пыльным дорогам под палящим солнцем. Камбоджа, кстати, самая пыльная страна в ЮВА – здесь множество дорог без покрытия, на которых проезжающий транспорт поднимает клубы красной пыли.
Таких странных, старых и дребезжащих мотобайков, как в Камбодже, я, кажется, нигде не видела. И здесь все ездят без шлемов. В отличие от Вьетнама, в котором с 16 декабря 2007 года шлем обязателен, его отсутствие карается высоким штрафом, и 16 декабря, в отличие от 15 декабря, все вьетнамцы как один выехали на улицы городов в пластмассовых касках.
Дороги здесь разные: от очень хороших, во время езды по которым можно спокойно читать книжку, до раздолбанных и пыльных грунтовок, после которых весь багаж, сложенный на дне автобуса, покрывается толстым слоем коричневой пыли (или грязи, если дно автобуса по каким-то причинам было влажным).
Но, судя по всему, ситуация с дорогами меняется к лучшему, потому как путь, который LP 2005 года описывает как «если выехать рано утром, то можно проехать за 2 дня на 2-3 автобусах/пикапах», я проехала на одном автобусе за 13 часов.
Что не похоже на Мьянму и похоже на Таиланд, так это наличие белых мистеров с камбоджийскими проститутками. В туристических местах дядьки под 50-60 с девочками под 20 встречаются в изобилии. Кхмерки в отличие от таек достаточно симпатичны, страна нищая, поэтому у камбоджийской проституции, как это ни печально, большое будущее.
Кстати, в Камбодже ситуация с заболеваемостью СПИДом одна из худших в Азии. И это благодаря белым, которые в 90-х годах заслали сюда солидный контингент высокооплачиваемых хелперов для выведения страны из постгеноцидного кризиса. А хелперы в свою очередь дали толчок камбоджийской проституции.
Очень много информации о белых педофилах и детской проституции. Но у этих козлов, видимо, хватает ума не светиться перед окружающими – их за это с радостью посадят не только в Камбодже, но и дома в наиболее цивилизованных странах мира.
Жилье. С жильем здесь после Вьетнама тяжело – уж слишком быстро привыкаешь к хорошему: что в номере за 5-6 долларов есть телевизор с англоязычными каналами, горячий душ, мыло/туалетная бумага в ванной комнате, что номер каждый день убирают, а постель застилают. Хотя, конечно, после четырех месяцев в Индонезии, где вместо душа была манди (когда обливаешь себя из ковшика холодной водой), жаловаться на обычные камбоджийские номера грех.
Еда. С едой здесь как-то странно. Единственное из известных мне камбоджийских национальных блюд «амок» (рыба, приготовленная в кокосовом молоке со специями и орешками) мне очень нравится. И в целом еда, которую я здесь ела все время, везде вкусная. Но проблема в том, что с заведениями для местных в Камбодже дело обстоит плохо – видимо, слишком бедная это страна, чтобы в ней были рестораны. А те, что есть, выглядят так, что заходить туда не хочется, да и никто вас там не поймет, потому что по-английски не говорит (а у меня с изучением языков в Индокитае дело обстоит плохо). Поэтому приходится ходить в заведения для туристов с англоязычным меню. И там цены для ЮВА высокие – от 3 долларов за любое блюдо. Для справки в Таиланде за полдоллара можно потрясающе поесть с мясом в одной из кафешек на ночном рынке, или съесть за те же полдоллара традиционный падтай в туристической кафешке или с лотка на улице. Таиланд в плане еды в ЮВА самый дешевый – просто до невероятности. В Малайзии за доллар в китайском ресторанчике можно пообедать порезанными кусками курицы с рисом, кусочками огурцов, куриным бульоном и бутылкой Колы. А в индийском ресторанчике за ту же цену отлично позавтракать «роти» с начинкой и чаем со сгущенным молоком. Или за два доллара наестся огромным вкуснющим блюдом и упиться фруктовым ласси. В Индонезии за доллар-полтора всегда можно сытно поесть в любом местном ресторанчике, которые не выглядят пугающе. Или съесть за 50-80 центов с лотка на улице мое самое любимое индонезийское блюдо «sate ayam» — куриные шашлычки с острым арахисовым соусом. В Лаосе еда была скучной, но все же дешевой. Во Вьетнаме все было вкусно, можно было за полдоллара смолотить огромную тарелку вермишелевого супа с мясом и специями или отлично наесться на 2 доллара в туристическом ресторане. А тут 3 доллара за 1 блюдо…
Кстати, о долларах. Официальной валютой Камбоджи является риэл. Курс – 4000 риэлов за 1 доллар. На деле второй «официальной» валютой является доллар. Его принимают абсолютно везде, повсеместно, выдавая сдачу в долларах или риэлах (с мелких сумм). Очень удобно, деньги можно на местные вообще не менять. Правда, постоянно приходится упражняться в устном счете, потому как платишь в ресторанах и супермаркетах в долларах, а сдачу дадут либо смешанно, либо в риэлах.
Единственный ощутимый минус – в туристических местах местные жители очень любят округлять цены. В итоге за все хотят доллар – даже за то, что всегда и везде стоит полдоллара.