Индонезия. Ява: город бечаков и батика Джокьякарта и храмы Прамбанана

На следующий день меня ждал марш-бросок в Джокьякарту, и почти весь день прошел в поезде. С 7.30 до 16 часов я ехала в комфортном вагоне бизнес-класса — вагоне с обитыми сиденьями, как в наших электричках, и с вентиляторами.

Бизнес-класс в Индонезии – это средний класс между economy (деревянные лавки и толпы народу) и executive (мягкие откидывающиеся сиденья и кондиционер). Поездка была приятной: мимо проплывали многочисленные рисовые поля, в которых по колено в воде стояли их хозяева в тростниковых конусообразных шляпах, и крыши деревенских домов, покрытые красной или черной черепицей – черепицей на Яве покрыты почти все крыши, наверное, это в память о голландцах-колонизаторах. Слегка портило впечатление от поездки только то, что мой сосед спереди, по-видимому, задался целью умереть в течение этого года от рака или сердечно-сосудистых заболеваний, потому как все 8 часов он без перерыва курил.

Джокьякарта (Yogyakarta) стала для меня городом трех Б: батика, бечаков и бездельников.

Батик – это традиционная роспись на тканях. Туристический центр туристической Джокьи (так сокращенно зовется всеми Джокьякарта) переполнен магазинами и «выставками» батика. Первые продают ткани, одежду и рисунки на тканях в рамках. Вторые это вроде как выставляют, хотя на деле тоже продают. От вывесок “Batik” рябит в глазах, и кажется, что его должны продавать даже в KFC и Макдональдсе. Батика везде настолько много, что ты начинаешь ненавидеть его через несколько минут, еще толком и не поняв, что это такое.

Зазывалы исхищряются по полной программе, чтобы заманить к себе в магазин потенциального покупателя. Вариации на тему «О, Вам так повезло, сегодня последний день художественной выставки!» бесконечны. Совершенно по-идиотски ощущаешь себя, когда ты попадаешься на эту удочку. Вся эта фигня в качестве предупреждения была описана в путеводителе, но я не думала, что гид, который ошивался в месте, где я остановилась, и активно рекламировал свои услуги, вот так вот опорочит свою репутацию – я оказалась в выставочном зале/магазине батика. Зато там я снова встретила американца Джефа, который жил в моем отеле в Бандунге, но с которым мы познакомились только на вокзале в ожидании поезда. И в итоге следующие вечера мы проводили вместе, посещая злачные заведения Джокьи.

Бечаки в ДжокьякартеВторое Б – это бечак. Бечак – это велотакси или велорикша с сиденьем спереди, которое может накрываться как карета, и велотаксистом сзади, который всей этой конструкцией непонятно как управляет. Учитывая то, что рулем у него являются ручки, торчащие из спинки сиденья, как бечаководитель умудряется повернуть тяжелый бечак на повороте со мной и всем моим багажом, совершенно непонятно. Бечаков множество. В принципе, их много в любом индонезийском городе. Бечаководители в общем довольно милые люди, и мне их жалко так же, как и тришеводителей в Мьянме – за свой каторжный физический труд они получают копейки. При этом большинство бечаководителей настолько бедны, что живут/спят в своих же бечаках.

Бечаки в ДжокьякартеБездельники – это в некотором роде и продавцы батика, и бечаководители. Первые, потому что совершенно задалбливают своей ложью, притворяясь в течение 10 минут твоим лучшим другом и полезным советчиком, и оказываясь потом продавцом ненавистного батика, абсолютно никому из туристов не нужного и никем из туристов не покупаемого. А вторые, потому что их настолько много, что, кажется, заполучить одного клиента в неделю – уже огромный праздник.

Джокьякарта тоже удивительный город. С одной стороны, здесь до фига всего интересного посмотреть, здесь постоянно что-то происходит, поэтому в Джокьякарте в принципе можно жить долго и насыщенно. Но при этом периодически хочется все послать на три буквы, забрать из отеля рюкзак и уйти на вокзал, чтобы сесть в первый поезд куда угодно, лишь бы подальше отсюда. Подальше от батика и всех, кто с ним как-либо связан. Потому что задолбали!

В первый вечер мы с Джефом развлекали себя тем, что рассказывали батикозазывалам о том, что я – самая известная в России художница по батику, и сегодня последний день моей персональной выставки, которую им обязательно нужно посетить.

А потом отправились исследовать злачные места – сначала бар на улице с отелями для иностранцев, а потом пошли на поиски клуба, где мой знакомый из поезда обещал ежевечернюю живую музыку. Поскольку народец в Индонезии очень музыкальный, мне хотелось попасть на индонезийский концерт. Минут 30 мы шли по карте в нужном направлении через темные улицы Джокьякарты, улыбаясь и здороваясь со всеми встречающимися на пути бечаководителями и просто народом, ужинающими в придорожных кафешках прямо на тротуарах. Потом решили уточнить, сколько еще идти до клуба. За 5 минут обещанное местными жителями расстояние сократилось с 5 километров до 1, а потом вдруг снова увеличилось до 5, и поскольку никто толком не знал, сколько еще идти до этого клуба «Ява Кафе», мы поехали туда на бечаке.

По случаю среды в первый час мы были единственными слушателями концерта. Музычка была явно не в моем любимом стиле, но ребята очень старались, поэтому мы им постоянно аплодировали. А в перерыве, когда в клубе кроме нас было уже целых 5 зрителей, музыканты подсели к нам познакомиться. Провожали нас милыми улыбками, и работники клуба даже поймали нам такси, оговорив с водителем цену.

На следующее утро я арендовала у своих хозяев велосипед и поехала за 17 километров от Джокьякарты в городок Прамбанан (Prambanan). Велосипед был лучшим из всех, которые я когда-либо брала напрокат – настоящий MTB. Если бы у него еще скорости переключались, ему бы вообще цены не было. Но мне и так было неплохо– особенно после всех раздолбанных странных железных великов, которые мне доставались в Мьянме и Таиланде.

Час я ехала по переполненным улицам Джокьякарты. Но несмотря на плотное движение, ехать было нестрашно – все настолько привыкли к разнообразнейшим транспортным средствам на дороге, что просто аккуратно и с улыбкой объезжают/пропускают все, что едет медленнее. Потом выбралась на тихую дорожку вдоль канала, которую почему-то через 20 минут потеряла, и в итоге почти всю дорогу ехала по трассе, что было в общем-то не так уж и плохо, потому как по дороге я затарилась кучей фруктов по оптовым ценам, а у местных вид иностранки, едущей на велосипеде по трассе, вызывал улыбку.

ПрамбананПрамбанан – это множество индуистских храмов, построенных в 8-10 веке, все по-разному красивые и в разной степени сохранности. Основной комплекс обнесен забором, и за доступ к нему нужно заплатить 10 долларов. Остальные храмы разбросаны в радиусе 5 километров от основного комплекса, поэтому велик – лучший способ увидеть все. Пока я доехала до основного комплекса, успела посмотреть 3 красивейших храма, заплатив за вход в каждый по 10 рублей. Поэтому в основной комплекс я не пошла, а просто объехала его вокруг на велосипеде – вид был не хуже, а рассматривать каждую деталь храма в макро-режиме все равно не хотелось.

На обратном пути я все-таки нашла тихую дорогу вдоль канала и целый час наслаждалась приятной поездкой через деревеньки и рисовые поля. Правда, при переносе велосипеда через разделительную полосу пересекаемой трассы у него отвалилось переднее колесо, но я это быстро пофиксила. Странная система крепления — вилка рамы просто вставляется в аналогичную, которая идет от колеса, и все это никак не крепится, поэтому если поднять руль, то колесо просто отваливается.

В Джокьякарте я вернулась в центр другой дорогой через огромный университетский район с новенькими и красивыми зданиями разных факультетов, а потом еще 1.5 часа до заката покаталась по достопримечательным местам, по которым собиралась гулять завтра.

В 6 вечера за мной приехало заказанное такси, блестящая новизной, чернотой и тонированными стеклами огромная кондиционированная Тойота, и отвезло меня, нарядную и красивую, обратно в Прамбанан на просмотр традиционного балета Рамаяна. Этот балет идет в открытом театре, развернутом в сторону главных храмов, так что действо разворачивается на фоне величественных строений. Балет идет 2 раза в неделю, поэтому мне повезло. Билет и трансфер я купила в самом театре, когда каталась по Прамбанану на велосипеде, и видимо именно поэтому за мной приехало такое шикарное такси в отличие от тех, кто заказывал за эту же цену трансфер в турагентствах в Джокье и ездил на балет и обратно в раздолбанных минибасах.

Балет Рамаяна в ПрамбананеСамо действо очень красивое: на сцене с краю сидят музыканты, играющие на традиционных инструментах, в балете принимает участие огромное количество актеров, все они в красивейших костюмах и масках исполняют необычные танцы. Суть действа без знания эпоса  понять сложно, но происходящее захватывает. Было даже торжественное сожжение декораций – двух бамбуковых хижин.

Моими соседями была индонезийская семья, глава которой в далекие советские годы учился в Одесском военно-воздушном училище, поэтому мы даже немного поговорили по-русски. Не знаю, кому из нас двоих это далось сложнее. :-)

А на следующее утро я поехала в другой знаменитый на всю Индонезию храмовый комплекс Боробудур (Borobudur). На сей раз буддистский. И на сей раз на автобусе. Познакомилась в автобусе со студентами из Калимантана (индонезийская часть острова Борнео), которые приехали на Яву на олимпиаду по бух. учету, а после нее поехали культурно просвещаться в Боробудур. Очень милые ребятки.

Боробудур оказался туристическим местом в худшем смысле этого слова: тысячи продавцов сувениров, набрасывающихся на тебя одновременно, автобусы с иностранцами, сотнями завезенными с Бали. Вход стоил 11 долларов, и я решила, что один, пусть и большой храм, того не стоит, поэтому полюбовалась панорамным видом из-за забора, отказавшись из принципиальных соображений лезть на территорию через забор, к которому товарищами по несчастью были заботливо приделаны бамбуковые ступеньки. Прокатилась на бечаке к двум храмам поменьше, осмотрела их и вернулась в Джокью гулять по городу.

Птичий рынок в ДжокьякартеПомимо батика, бечаков и бездельников в Джокьякарте есть музеи, королевский дворец, который в Индонезии зовется Кратон, полуразрушенный Водный дворец с королевскими бассейнами, всякие милые и колоритные кварталы, красивые колониальные здания и птичий рынок. На птичьем рынке помимо невероятного разнообразия птичек продаются кошки, собачки, грызуны, рептилии и всякие дикие животные, которым совершенно не место в клетках: белки, еноты, мангусты и прочие.

На улице снова случайно наткнулась на Джефа, и дальше мы гуляли вместе. Джеф приехал в Индонезию в короткий трехнедельный отпуск, и он необычный турист. Нормальные люди приезжают в тропическую страну за райским пляжем, теплым морем, а некоторые добавляют к этому еще и культурно-исторические достопримечательности, пытаясь по возможности избегать крупных городов. Джеф же приехал в Индонезию зажигать на вечеринках на Бали, путешествовать по крупнейшим городам Явы, типа Джакарты и Сурабаи, где смотреть совершенно нечего, дышать выхлопными газами, ходить в кино, изредка наведываться в Макдональдс и осматривать шоппинг-центры. А от моря и пляжей его тошнит. И все из-за того, что закончившего мед. институт красавца нью-йоркца Джефа отправили на 2 года на практику в находящуюся посреди Тихого океана между Гавайями и Филиппинами Микронезию. Живет он там на своем крохотном острове, населенном 30 тысячами туземцев, питается исключительно рыбой и постепенно дичает.Бечаки в Джокьякарте

Вечер прошел насыщенно: сначала мы погуляли по шоппинг-центрам, покормились в Макдональдсе местным продуктом «Спагетти Макдональдс» (спагетти со вкусным соусом и кусочками курицы всего за полдоллара), полюбовались на закат над Джокьякартой со стены разрушенного землетрясением дворца, послушали пение муэдзинов, разносящееся над всем городом, посмотрели, как огромными толпами и целыми семьями стекаются в королевский дворец приехавшие из провинции нарядно одетые мусульмане, посетили рок-концерт на центральной площади Джокьи, где отчаянно зажигала местная молодежь.

Театр теней и кукол Wayang Kulit в ДжокьякартеА потом я сходила в театр теней Ваянг Кулит (Wayang Kulit) на красивейшее кукольное представление.

На сцене сидят музыканты, исполняющие традиционные мелодии на традиционных инструментах, 4 тетушки поют традиционные песни, а перед подсвечивающимся экраном сидит мужчина и, что-то увлекательно рассказывая, умело орудует несколькими плоскими куклами, вырезанными из кожи и ярко раскрашенными в разные цвета.Театр теней и кукол Wayang Kulit в Джокьякарте

Фигурки забавные, и зрелище очень необычное, но интересней быть с другой стороны экрана. Там не видно ни музыкантов, ни дядечку с фигурками – видно только экран, а на нем красивейшие тени от этих резных фигурок.

В 10 вечера по случаю пятницы мы с Джефом снова встретились в местном злачном пивном месте, где до половины второго ночи дружно пили пиво, прощаясь с Джокьякартой, в компании огромного количества общительных индонезийцев.

Поделиться с друзьями в социальных сетях:
  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Twitter
  • Мой Мир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>