Я на острове Ява. Острове, названном в честь марки российских сигарет! Здесь все совсем по-другому, совсем не похоже на Суматру. Но так же здорово!
Через полтора часа после вылета из расположенного на Суматре города Паданг в иллюминаторе показались миллионы огней – самолет летел над каким-то мегаполисом на Яве. Сначала я подумала, что это Джакарта, которая была всего в сотне километров от города Бандунг, куда летела я. Но потом мы подлетели к по-настоящему огромному городу, и я подумала, что вот теперь-то это точно Джакарта! Но, к моему удивлению, этим огромным скоплением огней оказался Бандунг (Bandung). Внизу причудливо переплетались автострады, по которым непрерывным потоком в несколько рядов ехали машины. И ярко светились вывески МакДональдса. После дикой Суматры, почти полностью покрытой джунглями, такие отсветы цивилизации шокировали, и мне почему-то захотелось развернуть самолет и полететь назад.
Пилот заложил резкий поворот, и, глядя на пролетаемые совсем рядом жилые кварталы, мне казалось, что сейчас мы сядем прямо в центре города. Мы сели на окраине. И это был самый короткий тормозной путь из всех, которые я когда либо видела. 20 с копейками секунд от касания шасси посадочной полосы до полной остановки самолета. Казалось, что впереди в конце посадочной полосы стоит бетонная стена — так отчаянно визжали тормоза. Наверное, покрышки шасси меняют после каждой посадки.
Как-то во время тихих «семейных» ужинов на Суматре кто-то рассказал мне, что по проведенным недавно исследования множество посадочных полос индонезийских аэропортов не соответствует мировым стандартам, и даже было замечено, что посадочная полоса в аэропорту популярного у туристов города Джокьякарта, культурной столицы Индонезии, короче на 60%. Наверное, и Бандунг этим страдает.
Но главное, что мы долетели! Стюардессы были очень красивые и вежливые, пассажиры очень милые, никто не курил, и вообще мне понравилось летать на индонезийском самолете значительно больше, чем ездить на индонезийском автобусе.
Ява встретила меня очень приветливо: небо было звездным, было прохладно, багаж выехал быстро, на выходе проконтролировали, чтобы никто не захватил лишнего, и обнаружилась стойка такси, где милый дядечка на бланке написал название моего отеля, тариф, который был ровно в 2 раза ниже озвученного в LP, и номер такси, которое мне нужно было найти на стоянке. Такси в итоге нашло меня само, и через полчаса я уже была в номере миленького отельчика с очень доброжелательным персоналом в самом центре Бандунга.
Утром во время завтрака беглый взгляд на газету узрел статью о вулкане, на который я собиралась сегодня ехать. Спрашиваю, что случилось? Говорят, что там опасно, жители уходят от него подальше. Подробностей никто не знает, потому что статью всем читать лень. В итоге все-таки заставляю народ прочитать для меня статью, и выясняется, что вулкан не извергается (хотя это один из активных вулканов на Яве), а просто из-за прошедших дождей произошел оползень, рядом с деревней у подножья нападало много камней, народ испугался, ушел из деревни, а ушлые журналюги сразу же раздули из мухи слона. Работники отеля позвонили друзьям, у которых родственники живут у подножья вулкана, те сказали, что все вранье и все спокойно. Но к вулкану я все равно не поехала…
Это было утро напряженных раздумий. Собственно, я не знала, куда ехать. Все самое-самое было сосредоточено в центре и на востоке Явы, а я была на западе и как бы совсем проскакивать весь запад тоже не хотелось. Из маленьких мест нужно было выбрать что-то стоящее, но со слов путевода это сделать было сложно. Решила ехать в Гарут, там этот самый вулкан, плюс горячие источники, плюс традиционная деревня местной сунданской народности. А через два дня из маленького городка ехать на поезде в этот самый интересный центр Явы, для чего я даже сходила на вокзал и купила себе билет, потому как путеводитель пугал, что на эту промежуточную станцию поезда приходят заполненные под завязку и выбить место нереально.
Нужный мне автовокзал в Бандунге традиционно для Индонезии находился у черта на куличиках, поэтому я решила прокатиться до него на обычном городском автобусе. Здесь нужно добавить, что Бандунг для четвертого по величине индонезийского города оказался каким-то нетрадиционным мегаполисом. Здесь были такие же потрясающие люди, как мне встречались и раньше, только еще доброжелательней, еще приветливей, и всегда готовые помочь. Меня посадили в нужный городской автобус, поездка в котором была очень колоритна. Здесь автобусы – это что-то типа наших электричек с многочисленными музыкантами и продавцами всего, что только возможно. За 20 минут поездки через автобус прошло две-три группки поющей молодежи с гитарами, дядька с дудочкой и множество продавцов всяких съестных припасов, которые они просто всем раздают для ознакомления, а потом снова собирают у тех, кому они оказались не нужны. При этом абсолютно все очень милы, любезны и улыбчивы.
Город большой, просторный, с красивой и модно одетой молодежью (девушек в платках почти нет), но ничего интересного в плане архитектуры на улицах нет – обычный город для жизни. Хотя, учитывая, что окружающие люди создают очень приятную атмосферу, в нем просто приятно находиться, и совершенно нет обычного для неинтересных и больших городов ощущения типа «заберите меня отсюда как можно скорее!».
На автовокзале меня сразу же нашел нужный мне автобус. И началось мое знакомство со всеми пассажирами. Люди на Яве определенно еще более открыты и приветливы, чем на Суматре. Все улыбаются, у всех сразу ко мне 100 вопросов: как зовут, откуда я, куда еду, одна ли и где мой бой-френд? Проблема только одна – никто не говорит по-английски. Совсем! В редком случае знают только «хелло»! Это очень расстраивает, потому что пока что весь встречавшийся мне народец был очень общительным, но мое знание Bahasa Indonesia (т.е. индонезийского языка) оставляет желать лучшего.
В течение дня выясняется, что на этой части Явы хорошие дороги. Но здесь другая беда – слишком много народу (из 240 миллионов индонезийцев 120 миллионов живут на Яве) и, как следствие, слишком много автотранспорта, поэтому теперь на хорошей дороге скорость не превышает 30 км/час из-за плотного потока.
Рядом с городом Гарут (Garut) я остановилась в термально-курортном поселке Ципанас (Cipanas) – месте с горячими источниками. Нашла себе за 10 долларов приятный отельчик с просторной комнатой, красиво отделанной разноцветным бамбуком, с плетеной мебелью и мини-бассейном с двумя краниками – один с обжигающе горячей водой из горячих источников, другой с холодной водой для разбавления. Перед входом в мой номер прудик с рыбками и столик с креслами. Все очень чистенькое и приятное. Но не то. Горячие источники в таком исполнении совсем не трогают. Собственной горячей ванне никогда не сравниться с большим горячим и испаряющим пар бассейном рядом с Берастаги на севере Суматры, где вода была необыкновенного цвета, пахла серой, где на голову падал дождь, сверху проплывали тучи и открывался 360-градусный вид на окружающие горы.
Вечером выяснилось, что в Ципанасе огромное количество мечетей. И одна из них находится рядом с моим отельчиком, поэтому кажется, что муэдзин орет в рупор прямо в окно. Я, собственно, не против, мне нравится, как они орут, но расстраивает, что завтрашнее пробуждение может быть ранним и шумным – в 4.30 утра, как раз перед утренней молитвой.
Остаток дня прошел в автобусных разъездах по местности. Я доехала до бестолкового города Гарут, в котором живут милые, но не говорящие по-английски люди и в котором совершенно непонятно, куда идти и где что искать. Оттуда каким-то образом попала в нужный мне автобус до традиционной сунданской деревеньки Нага. На то, чтобы проехать всего 30 километров, ушло 2.5 часа. Мы останавливались каждые сто метров, ожидая непонятно чего даже тогда, когда автобус был уже полностью заполнен, и я два раза теряла терпение, готовясь выйти из автобуса и перейти на противоположную сторону дороги для того, чтобы потратить следующие два часа для поездки назад, но, к счастью, в последний момент автобус трогался, чтобы проехать следующие 100 метров!
В 4 вечера я наконец-то приехала к месту, от которого начинается 15-минутный спуск по бетонной лестнице вниз к красивой горной реке, рядом с которой построена деревня. Домики симпатичные, белые, с покрытыми серой высохшей травой крышами, но до красивейших традиционных деревень батаков и минангкабау на Суматре им далеко. И атмосфера была не особо аутентичной – повсюду сувенирные магазинчики, дети при виде тебя, приветливо улыбающегося, не улыбаются в ответ, в глазах некоторых взрослых читалось «как же достали эти туристы». Хотя мне встретилось и множество очень приятных и милых людей, которые просто так и совершенно без корыстного интереса со мной общались. Во время ожидания автобуса обратно со мной пытался общаться милый беззубый дедушка, хозяин придорожной продуктовой лавки. Дедушка был очень доброжелательным, но понимали мы друг друга плохо.
Обратный автобус был забит до отказа! На каждом ряду на трех узеньких сиденьях, предназначенных для трех ссутулившихся и съежившихся пассажиров, сидело по пять человек. Мне достался кусочек сиденьица, на котором я разместила треть своего правого полупопия, упершись ногами в спину соседа спереди. Недостаток места компенсировала чудесная атмосфера: как всегда милые и приятные люди, улыбающиеся и помогающие друг другу загружать багаж на крышу и рассаживаться внутри.
В 5 вечера снова стало холодно, я замерзла в маршрутке по пути назад в Ципанас и теперь без удивления смотрела на местных в куртках и шапках. Эти 13 дней в горной Индонезии на экваторе оказались самыми холодными тринадцатью днями за все 4.5 месяца в ЮВА – жарко мне не было ни разу, днем, как правило, было комфортно тепло, а вечером свежо, но уютно в свитере. Зато по возвращении в номер я по достоинству оценила собственную горячую ванну!
Из Гарута я вернулась в Бандунг, где автобус вместо того, чтобы выгрузить меня на автовокзале, выгрузил меня, последнего пассажира, где-то посреди какой-то улицы, сообщив водителю маршрутки, в которую меня тут же погрузили, куда мне нужно. В итоге привезли меня куда-то, куда я явно не просила, и я, отказавшись выходить из маршрутки в незнакомом месте, решила покататься на ней дальше, пока не увижу что-то знакомое или не определю свое местонахождение на карте.
В итоге я долго ездила по всему городу, потом выяснилось, что я уже где-то на окраине, и до центра теперь добираться 3 года на оленях, никто вокруг не мог понять моей беды и объяснить мне, на что нужно сесть, чтобы наконец-то доехать туда, куда мне нужно было. И тут в маршрутку зашел молодой человек и как-то слишком радостно улыбнулся при виде меня, произнеся «Хелло»! Вот оно, мое спасение! Молодой человек свободно говорил по-английски, оказалось, что он уже давно работает в круизной компании, объехал на круизном теплоходе весь мир, много раз бывал в Питере, и в итоге меня выгрузили из маршрутки, где нужно, не дав при этом за нее заплатить, загрузили в другую с указанием водителю, где выгрузить, и оставили номер телефона на всякий случай.
И вот я снова на вокзале Бандунга. Видевшие меня тут вчера люди встречают радостными возгласами: «О, Россия, вы вернулись!» В кассе на мою просьбу продать мне билет на тот же поезд, в тот же вагон и по возможности на то же место, но от Бандунга до маленькой станции, мне сообщают, что я могу ехать по моему билету от маленькой станции, потому что цена та же.
В отеле мне были рады, будто дома. Остаток дня прошел в неспешной прогулке по городу и пользовании интернетом. И я не переставала удивляться тому, насколько Бандунг приятный город. Обычный загазованный и пыльный мегаполис, в котором нет абсолютно ничего интересного. И тем удивительнее то, что в нем так комфортно находится. И все благодаря чудеснейшим людям, милым и приветливым.
А теперь в качестве лирического отступления мои восторженные отзывы о стране и людях.
Нигде я не встречала более открытых людей, поголовно доброжелательных, приветливых, милых, невероятно улыбчивых, заботливых по отношению друг к другу и в том числе по отношению к совершенно незнакомым людям, всегда готовых ответить на вопрос и помочь, если это необходимо. Мне безумно нравятся люди в маленьких городках и больших городах, что вообще редкость для большинства стран. Периодически встречаются совершенно необычные личности с широчайшим кругозором и очень приятные в общении. В деревнях народ тоже милый и зачастую приветливый, правда, в совсем глухих местах он как-то диковат и местами туповат, но так, наверное, везде в глухих местах.
Здесь везде приятно находиться, везде приятно просто ходить по улицам, даже если на этих улицах нет ничего интересного с точки зрения культурно-достопримечательной. И здесь везде ощущаешь себя в полной безопасности.
Здесь потрясающая и уникальная природа, разнообразнейшая культура и традиции разных народов, которые трепетно сохраняются и соблюдаются. Здесь соседствуют ислам, христианство, индуизм, буддизм и анимизм. Суматра и Ява – как будто две разные страны. А учитывая, что здесь огромное количество островов, населенных разными народами со своими уникальными языками, своей историей и культурой, постоянное разнообразие гарантировано.
Практически во всех отелях, где я останавливалась, мне выдавали карту города, подробно рассказывали, где и что можно посмотреть, и отвечали на все вопросы.
Здесь достаточно цивилизовано, в каждом городе есть быстрый и дешевый Интернет, банки и банкоматы, современные торговые центры и супермаркеты с огромным выбором продуктов. И это по соседству с колоритными фруктовыми рынками прямо на тротуарах, бедными велорикшами, постоянно зазывающими воспользоваться их услугами, каретами, запряженными лошадьми (это нормальная разновидность такси в любом городе на Яве), и деревенскими бабушками в ярких разноцветных нарядах и с огромными плетеными корзинами или набитыми мешками за спиной, пришедшими в город торговать. Контрасты на каждом углу!
Поэтому если закрыть глаза на ужасные автобусы, которые в основном приходится использовать при переездах, Индонезия – идеальная страна для путешествий. И, кажется, моя самая-самая любимая страна!
Скажите, пожалуйста, билеты на внутренние перелёты по Индонезии Вы покупали только через ИНЕТ или бывали случаи, когда и прямо в аэропорту? Если имел место и второй вариант, то: отличаются ли по стоимости ИНЕТовские билеты от приобретённых в аэропорту?
Александр, я была в Индонезии в 2007-2008 гг, тогда многие местные авиакомпании вообще не знали, что такое интернет Я все билеты покупала в агентствах по продаже билетов или в кассах авиакомпаний в аэропорту.
Как Вы быстро ответили! А я только что прочитал Ваш пост о деревне Фатумнаси. Очень понравилось. Наверное, это то место, которое хотелось бы найти любому путешественнику в чужой стране. И меня потянуло в Фатумнаси!!! Но я так понял, что особых достопримечательностей там нет. А я очень люблю вулканы!
Скажите, а не предложили ли Вы в качестве благодарности хозяевам дома за приют деньги? Обычно в таких условиях радушия со стороны хозяев не жалко и заплатить.
Ну вообще-то я у них за деньги и жила )) Это что-то типа хомстея, и нашла я их благодаря путеводителю Lonely Planet — они там были указаны в качестве варианта жилья. Просто иностранцы до такой глуши не добираются, поэтому и люди такие душевные и радушные, а деньги уже вторичны. По меньшей мере так было 9 лет назад.