Аэропорт Дели в темноте декабрьской ночи встретил нас длинными пустыми коридорами и немного затхлым запахом. Паспортный контроль прошелся быстро и без вопросов, и вот мы уже стоим у ленты транспортера, отыскивая свои рюкзаки среди выезжающих чемоданов и сноубордов (с нами в самолете летели желающие покататься в Гималаях). Рядом с движущейся лентой стояло штук 50 потерянных чемоданов, и их количество внушало опасения.
Когда багаж был благополучно получен, а из единственного банкомата извлечены 10 000 рупий (максимальное количество, которое можно получить за одно снятие), мы прошлись по залу прилета и, не обнаружив ничего интересного и достойного внимания, решили ехать в центр Дели на вокзал и ждать своего 6-часового поезда там.
В Индии в аэропортах и на крупнейших ж/д станциях есть удобные службы prepaid такси (и/или авторикш – тук-туков), избавляющие приезжего от необходимости торговаться с водителями. Мы за 310 рупий (1.5 рупии = 1 рубль) за двоих + 2 места багажа получили талончик, с которым на выходе нас радостно принял водитель и усадил в свое черно-желтое такси ретро вида.
Дорога от аэропорта до вокзала Нью-Дели была дальняя, около 20 километров , и особо ничем непримечательна. Сначала мы ехали по трассе, обгоняя разноцветные грузовички с непременной надписью сзади «Blow horn» и украшенные блестящей мишурой, которой мы украшаем новогодние елки. Потом начался Дели, но он был ночной, темный, пустынный и ничем не запомнился. Неожиданно в темноте возник освещенный перекресток, на котором нас и высадили. Перед нами несколько ночных кафешек с редкими посетителями, огромная стоянка черно-желтых тук-туков и скопление их водителей, а за ней возвышается неприветливое серое здание вокзала. Первым, что мы увидели, выйдя из такси, был огромный билборд метров на 50 в длину, где на красном фоне было нарисовано белое яйцо и написано MTS. Оказывается, МТС в Индии – один из ведущих операторов связи, и его рекламу можно увидеть чуть ли не на каждом заборе.
На вокзале на полу вповалку спали ожидающие поездов люди, и было совершенно негде присесть. Решив пройти на платформу, мы были встречены на входе деловым товарищем, потребовавшим у нас билеты. Свеженькие и тепленькие, только что со своего заграничного рейса, мы, ни о чем не подозревая, отдали наши распечатки электронных билетов на поезд в Агру в 6.15 утра. А деловой товарищ, учуяв запах скорой наживы, обрадовал нас тем, что по этой электронной брони нужно получить нормальный билет, иначе нас просто не посадят на поезд. Но касса на вокзале открывается только в 8 утра, и поэтому нам нужно съездить на тук-туке в круглосуточную кассу в центре города.
Мы задумались… Во-первых, мне казалось очень странным, что я могла так крупно облажаться – купить электронные билеты на пять индийских поездов по всему нашему маршруту и не узнать о том, что по ним надо где-то получать нормальные билеты. А во-вторых, был странным сам факт, что нормальные билеты нельзя было получить прямо на вокзале и для этого надо было куда-то ехать.
Поблагодарив товарища, который, наверное, уже начал отсчитывать размер процентов, которые отстегнет ему водитель тук-тука или же турагент за «продажу» нам нормальных билетов, мы первым делом отправились в Справочную вокзала к окошку с надписью «Enquiry». Там дядечка, посмотрев в нашу распечатку, по-индийски неопределенно помотал слева направо головой, смутив этим неподготовленного к таким ответам Серегу, и затем устно подтвердил, что эта распечатка является полноценным билетом и более чем достаточна для посадки в поезд. Мы уточнили еще раз в обычной кассе и, получив аналогичный ответ, направились бить морду нашему первому индийскому разводиле. Битвы не получилось – парень куда-то исчез.
В поисках новых развлечений мы обошли всю привокзальную площадь и с опаской посмотрели издали на ночные кафешки. Мое первое посещение Индии помимо прекрасных впечатлений о стране и людях оставило тягостные воспоминания о моем знакомстве с индийской кухней и общепитом. В первый день, когда мы зашли пообедать в одно из мумбайских кафе, от дегустации блюда Fish Masala, которое представляло собой суповую тарелку, на дне которой лежал кусочек рыбки, а сверху все это было залито литром бурой жидкости, состоящей из ядреных специй, у меня на лбу выступила испарина, из глаз потекли слезы, а из носа сопли. Потом в середине поездки я сильно отравилась и сутки провела в разных туалетах, встречавшихся мне на пути. И вообще я помнила, что более-менее что-то есть можно было только в тур. местах в Гоа и в Варкале (штат Керала), где пища была более приспособленной для европейских желудков, или просто покупать на улице бананы. Так что вопрос еды пугал меня в предстоящем новогоднем путешествии по Индии больше всего. А я в свою очередь пугала этим вопросом Серегу! И он даже назвал будущее путешествие «Диарея-тур».
Так что зайти в привокзальную кафешку в первую ночь своего пребывания в Индии мы так и не рискнули и даже не купили на платформе чай для согрева, страдая от голода и холода до самого поезда. Зато потом мы 16 дней ели везде, где только можно, в том числе и в привокзальных кафешках, еда была, как правило, вкусной и совершенно приемлемо острой (может, я привыкла к острой пище в ЮВА?), и с таким подходом к питанию мы ни разу нигде не отравились готовой едой, хотя для разнообразия каждый раз ели в новом месте.
Все четыре часа ожидания поезда мы провели на скамейке на платформе. Неожиданно выяснился любопытный факт – даже в Индии зимой холодно, причем на удивление очень! Этой ночью температура окружающей среды была +4 градуса, что было несколько ниже моих ожиданий, и Серега постоянно припоминал мне мои прогнозы на тему того, что «мы тут будем все время ходить в сандаликах и зачем нам вообще таскать 16 дней кроссовки»? Благо кроссовки были все же при нас.
Я сидела на рюкзаке, положенном на скамейку, ибо на самой железной скамейке сидеть было холодно, укутанная во флис и ветровку с капюшоном, и жалела о том, что не взяла из морозной Москвы шапку и перчатки. Через час ожидания на платформе появилась группа из 8-10 ребят, прилетевших с нами на одном самолете. Сначала они были бодры и веселы и, казалось, совсем не мерзли, а потом тоже позакутывались кто во что мог.
В 6 утра я по старинной ЮВА-шной привычке ожидала рассвет, однако в 6 утра на дворе (вернее на платформе) стояла глубокая темная ночь без намека на восход солнца. Восход солнца в Дели 26 декабря случился в 7.15 утра, а закат в 17.35 (о чем мы узнали позже из газеты).
К счастью, в этот момент подъехал спасительный поезд, и мы загрузились с теплый вагон с мягкими теплыми креслами. Этот утренний поезд, отправляющийся в 6.15 от вокзала Нью-Дели в Агру, лучший способ для перевозки в сторону знаменитого Тадж Махала. Во-первых, он в отличие от большинства индийских поездов отличается пунктуальностью. Не то чтобы он вовремя пришел в Агру, но он хотя бы вовремя ушел из Дели. Во-вторых, в нем кормят, причем процесс кормления организован так, что кормят вас на протяжении всех двух часов (просто раздача еды происходит очень медленно), поэтому в последние полчаса больше всего занимает мысль «успеют или не успеют»? Ведь есть-то хочется, а на улице есть пока страшно, и в поезде как-то безопасней.
Сначала работник поезда, одетый в черный подпоясанный халат и в причудливый оранжевый головной убор, разнес по набору, состоящему из печенья, двух конфеток, пакетиков с чаем и сахаром, а также термосы с горячей водой и чашки. Мы уже было расстроились, что это все, но затем принесли еще омлет, масло, джем, хлеб и сок. Что было неплохо для измученных бессонной холодной и голодной ночью организмов.
Первые полчаса ехать было темно и неинтересно, потом над полями забрезжил рассвет, и в моем окне нарисовался оранжевый диск солнца, встающий в утренней дымке. Солнце осветило окрестности, при виде которых из уст вырвалась фраза «как же здесь все засрано!». То, что в странах третьего мира никто не утомляет себя доносом мусора до мусорных ведер и контейнеров (которых чаще всего просто нет) и раскидывает его, где попало, всем известно. Поэтому горы мусора лежат повсеместно, особенно около больших городов и в них. Но тут помимо этого все было засрано в прямом смысле этого слова. Поутру жители городков и деревенек выходят на улицу, снимают штаны/задирают юбки и усаживаются гадить там, где стоят, совершенно не стесняясь ни своих земляков, ни медленно проезжающих в поезде мимо них пассажиров. Вот так едешь ты в поезде, а вдоль ж/д насыпи сидят люди и срут. Очень любят присесть над каким-нибудь рвом и погадить с высоты. Я помню, что когда в прошлую поездку мы ехали утром из аэропорта в центр Мумбаи, меня тоже поражало, что люди спали прямо на тротуарах, потом просыпались, тут же писали, чистили зубы… Но чтобы все так массово и совершенно открыто гадили на виду у всех – такого я не видела нигде и никогда! Это потрясает!!!
В Агру поезд приехал минут на 15 позже расписания, потому что на подъезде к Агре мы встали по какой-то причине посреди поля, и все смогли насладиться видом срущих вокруг людей.
До Тадж Махала добрались на тук-туке, который здесь почему-то зовется авторикша, а не моторикша, что логичней. По пути только и успеваешь крутить головой из стороны в сторону, наблюдая вождение без правил, многочисленные тук-туки, коров посреди улиц, людей в ярких одеждах, фруктовые развалы, улыбки со всех сторон – здравствуй, любимая Азия!
В Тадж Махал, считающийся символом Индии, можно зайти с трех сторон: с западных, южных или восточных ворот. Нас высадили у западных, и, закинув вещи в камеру хранения, мы встали в конец длиннющей очереди на вход, предварительно купив билет в кассе. Иностранцы платят за билет 750 рупий, что в 35 раз дороже, чем платят местные, и посему имеют бонус в виде прилагающейся возможности взять бесплатно 0.5-литровую бутылку воды, бахилы и сходить бесплатно в туалет на территории Тадж Махала, сэкономив целых две рупии.
Был субботний день, к тому же разгар рождественских каникул, которые существуют и в преимущественно некатолической Индии, поэтому стояние в очереди на вход заняло у нас целых 45 минут. На самом деле очереди две: для мужчин и для женщин, и утром, когда проходили мы, женская очередь была намного короче — в итоге я зашла раньше и прождала Серегу минут 15 внутри комплекса.
Тогда нам показалось, что 45 минут стояния в очереди – это долго. Но когда спустя несколько часов мы вышли и увидели очередь в несколько раз длиннее (мужская и женская были уже одинаково длинные), поняли, что еще хорошо отделались.
На входе проверяют сумки и отбирают все съедобное, сигареты-зажигалки. Лучше вообще не брать ничего, кроме фотоаппарата и воды, чтобы не тратить время на досмотр. И чем раньше вы придете, тем меньше вам придется стоять в очереди на вход в комплекс и в очереди на вход в сам Тадж Махал.
Внутри комплекса было нереальное количество народу, но тем красивей смотрелся белоснежный Тадж Махал в окружении разноцветных толп людей. Постройки в комплексе впечатляющие и величественные. И сам парк красивый, со множеством бурундучков и зеленых попугаев и с красивым видом на пересохшую реку, на противоположном берегу которой отдыхают водоплавающие птицы (цапли, утки и т.п.). Но внутри Тадж Махал совершенно не поразил: маленькое пространство, в которое непрерывно как по конвейеру заходит множество народу и норовит незаметно сфотографироваться, хотя это запрещено, шумно и никакой атмосферы. И было ощущение напрасно потраченного времени на очередь, более часа петлявшую под палящим солнцем для входа вовнутрь мавзолея.
Забрав вещи из камеры хранения, мы нашли ресторанчик на крыше дома с видом на Тадж Махал и прекрасно пообедали, наблюдая скачущих по соседним крышам макак и слушая звуки шумной Агры вокруг.
По программе максимум на сегодня у нас было запланировано посещение форта Агры, мертвого города Fatehpur Sikri и переезд в городок Bharatpur около национального парка Keoladeo Ghana. Но посчитав, что на все нам не хватит времени, мы решили оставить в силе только последний пункт программы. Мне хотелось в Fatehpur Sikri, но я неоднократно читала, что это место славится своими доставалами и приставалами, и мы решили не портить впечатление от первого дня в Индии, к тому же после бессонной ночи мы уже были порядком утомлены. Доехав на авторикше до автовокзала, мы загрузились в нужный автобус и в окружении колоритных местных жителей стали выезжать из города по пробкам.
Полуторачасовой автобусный переезд был мучителен. Мне очень хотелось смотреть в окно и впитывать в себя новые картинки, запахи, эмоции, не теряя ни минуты напрасно и не пропуская ничего. Но меня дико клонило в сон, и глаза, не слушаясь моих желаний, сами собой постоянно закрывались. Из бесконечной череды засыпаний и пробуждений меня вырвало то, что тетушка спереди то и дело открывала окно, и на ветру я начала мерзнуть. Когда холод стал невыносимым, я закрыла окно, а тетушка снова его открыла. Поняв, что так никто не добьется желаемого, мы решили поменялись местами, и пока в наглухо переполненном автобусе мы вдвоем перелезали вперед, а тетушка и ее мужчина перелезали на наши сиденья назад, мы с Серегой кое-как взбодрились.