В Джодхпур мы на удивление приехали в 5 утра строго по расписанию. За окном была абсолютная темень, а на асфальте повсеместные лужи.
Атаковавший нас на выходе из автобуса тук-тукер привез нас в центр и попытался вписать в какой-то отель, но мы забили и час прошатались под нежданным дождем в темноте в поисках другой гостиницы. Все они были либо заняты, либо слишком дороги, либо нам абсолютно не нравились.
Нашли в итоге именно тот отель, который час и искали, и поскольку до чек-аута в 10 утра свободных номеров не было, нас бесплатно поселили на несколько часов в соседнем отеле, принадлежащем этой же семье, где мы поспали до 10.30. Потом мы лениво переселились, лениво и зябко позавтракали на крыше под нависшим серым небом и пошли в свой новый номер спать дальше . В итоге выползли из отеля в тот день только в три часа дня и пошли неспешно гулять по центру города.
В Джодхпуре живет 800 тысяч человек, и этот город был еще больше, еще шумней и еще пыльней трехсоттысячного Удайпура. В первый день мы пару часов походили по центральной улице, и от дикого шума и пыли у меня разболелась голова. Сначала выпили (или скорее съели ложкой, настолько он был густой) невероятно вкусный ласси в местной лассильне, потом зашли в Макдональдс продегустировать мороженое и посмотреть на заседавшую в МакДаке молодежь, среди которой непривычно для Индии не было ни одной девушки в сари, и все поголовно были одеты в джинсы. И под конец вечера дошли до местной едальни, где Сереге пришлось отдуваться за двоих, поскольку мне есть категорически не хотелось.
На следующее утро мы встали в 8 часов и обнаружили в ресторане на крыше густой туман над городом. После завтрака потупили еще пару часов в комнате и в 11 утра через расходящийся туман поползли к возвышающемуся над шумным городом огромному форту. Пока ползли, туман рассеялся, и возникло голубое небо. В форте-музее нам выдали по аудиогиду с увлекательным рассказом об отличной экспозиции.
В Раджастане сохранилось множество фортов и дворцов, которые до сих пор принадлежат местным королям-махараджам, но теперь большинство из них переделаны в музеи или гостиницы – так лишенная власти знать в наши дни зарабатывает деньги.
В Джодхпурском дворце музей получился потрясающий, и все последующие меркли по сравнению с ним. По всему дворцу то там, то здесь рассажены колоритные дядьки в тюрбанах, играющие на музыкальных инструментах, «курящие» опиум, завязывающие тюрбаны. Со стен форта открывается великолепная панорама на петляющие вокруг крепостные стены и на город внизу, который называется голубым, но по сравнению с Бунди таковым не является.
Спустившись после форта вниз, мы пошли гулять по старому городу. Чуть отходишь от туристического квартала, заполненного сувенирными лавками и приставучими тук-тукерами, и начинается обычный город с маленькими мастерскими и магазинчиками на 5 кв. метров , обычными домиками. Кто-то плетет цветы для храмов, старцы играют в карты, коровы перегораживают перекрестки, дети идут из школы.
Перед закатом я устроила фотозасаду на оживленном рыночном перекрестке и вдоволь нафотографировалась местных колоритных людей. Раджастан – самый бедный индийский штат, но почему-то каждая женщина здесь похожа на принцессу. Раджастанские женщины носят необычайно красивые сари ярких цветов (красные, розовые, оранжевые, желтые, салатовые), которые зачастую расшиты узорами из золотых и серебряных блесток. На ногах и руках многочисленные браслеты, часто от локтя до предплечья носят толстые пластиковые обручи или даже цельные металлические «латы», в левой ноздре обязательно по сережке-гвоздику, а то и по целой «тарелке» диаметром до нескольких сантиметров или кольцу.
У мужчин на головах разноцветные искусно накрученные тюрбаны и нередки серьги в ушах.
Вечером мы поужинали в очередном ресторанчике на крыше с видом на резервуар с водой и форт, но в этот раз нам принесли счет, в который включили 14% какого-то налога, что является нормальной практикой для дорогих ресторанов и отелей, но для этого обычного места было неожиданно.
Следующий день начался очень рано и длился очень долго. В 3.40 мы проснулись, дособирали вещи и дошли пешком по тихому и темному городу мимо редких спящих посреди дороги коров и на тротуарах у зданий людей до железнодорожного вокзала, чтобы узнать, что наш утренний 5-часовой поезд задерживается на два с половиной часа. Почти сразу же познакомились с чудесной парой из Новой Зеландии, которая, как и мы, приехала в Раджастан всего на три недели. Они тоже претендовали на отъезд на нашем поезде в Джайсалмер, и в итоге все время ожидания поезда мы коротали вместе.
Через час холодного сидения на платформе я пошла на разведку местности и нашла на привокзальной площади местную кафешку, куда мы все вчетвером забурились и прекрасно позавтракали на 200 рупий за четверых полноценными обеденными блюдами. Очень дешево, очень вкусно и без последствий. Новозеландцы поразили и порадовали меня до глубины души — еще вчера они ужинали в самом крутом ресторане Джодхпура, расположенном в королевском дворце, где за трапезу на двоих с вином они заплатили 500 долларов. А сегодня утром вместе с нами совершенно без страха и сомнений завтракали в обычной индийской забегаловке, да еще и около вокзала!
В итоге через 2 с половиной часа наш поезд не ушел, а ушел он через 4 часа и 40 минут, и в вместо 11.30 мы приехали в Джайсалмер только в 16.15.
Почти сразу после выезда из Джодхпура началась пустыня, и чем дальше, тем более песчаным становился пейзаж, а деревца были все реже и все менее зеленые. Проезжали маленькие городки. По дороге умиляли покосившиеся сарайчики с рекламой MTS на стенах. В пустыне удивляли стада овец, коз и коров — непонятно, чем они питаются. Пару раз прямо из окна я видела газелей и антилоп – хорошо быть диким животным в вегетарианской Индии.
На полпути поезд начало засыпать песком – через щели в окнах на подоконник, полки, рюкзаки и одежду надувало целые песчаные дюны, и из-за песчаной пыли иногда было трудно дышать.
Ближе к Джайсалмеру проезжались военные городки с кучей военной техники – сказывается близость к пакистанской границе. На одной из станций из нашего вагона выгрузился целый сикхский отряд в форме и зеленых тюрбанах.
За полчаса до прибытия в Джайсалмер через поезд прошел индус с навязчивой рекламой своего отеля Samrad в Джайсалмере. Буклет обещал все прелести жизни за 150 рупий, а индус обещал полное отсутствие геморроя по поводу навязывания сафари на верблюдах, чем так печально известно большинство бюджетных джайсалмерских отелей.
Мы индусу не верили, но поскольку мы ничего не теряли, то поехали с вокзала на его джипе до отеля, несколько раз повторив, что на наше участие в сафари он может не рассчитывать, и нам нужен только отель. В итоге на месте весь персонал в минуту потерял к нам всякий интерес, все были заняты расселением толпы шумных индийских туристов, поэтому мы молча ушли и поселились за ту же цену в соседний отель, где нам никто ничего не навязывал.
С первых же минут прогулки по Джайсалмеру становится понятно, насколько это туристическое место – в городе огромное количество сувенирных магазинов и магазинов одежки, множество швейных мастерских, ежеминутно активно зазывают в гостиницы, на сафари, в сувенирные магазины, рестораны, купить воду, туалетную бумагу, браслеты, почистить обувь… Это слегка подбешивает.
Но потом, когда ты осознаешь, что находишься в самом бедном городе самого бедного штата Индии, куда приезжают толпы туристов с деньгами, все становится понятным, и на зазывал перестаешь обращать внимание – они всего лишь пытаются заработать немного денег.
Из достопримечательностей в Джайсалмере есть красивая снаружи и постепенно разваливающаяся крепость, потому как стены и башни подмываются водой, которую сливают многочисленные живущие в крепости местные жители, а также постояльцы крепостных отелей. Впрочем, внутри крепости ничего интересного нет: много туристов, сплошные сувенирные магазины, кучи мусора и говна. Интерес представляют разве что виды с крепостных стен на город, да несколько красивых резных джайнистских храмов. За пределами крепостных стен есть несколько старинных Haveli, переделанных в музеи, где можно посмотреть интерьеры и узнать о жизни местной знати.
А так Джайсалмер очень хорош для закупки шмоток: всяких рубашек, шарфиков, юбочек, штанов, сумок и т.п.. Всего много, все дешево, торгуются хорошо, если что-то не подходит по размеру, тут же подгонят или пошьют на заказ.
Ну и люди на улицах очень колоритные, прям самые колоритные из всего Раджастана: все дядьки в ярких тюрбанах, тетки в несусветных браслетах не только на запястьях, но и на руках от локтя до предплечья, с разными огромными серьгами в носах, в пестрых одеждах.
Колорита добавляют периодически проносящиеся над городом истребители, демонстрирующие военную мощь Индии находящемуся в 100 километрах Пакистану.
Двух суток в Джайсалмере без сафари (на которое мы не хотели, ибо уже катались раньше на верблюдах) хватило выше крыши, и на второй полный день к 16 часам мы пришли на железнодорожный вокзал, чтобы отправиться в обратный путь из нашей самой крайней индийской точки. На табло была обозначена задержка поезда с 16.15 до 20.30, и мы, посидев до заката на скамейке на платформе, почитали разные разделы LP, слопали обильный продуктовый паек, закупленный для поезда, а потом, начав мерзнуть на пыльном холодном ветру, вернулись в центр Джайсалмера, тем более что на табло время отправления изменилось на 21.30.
Зашли в ресторан на крыше отельчика Apollo, находящегося напротив нашего отеля Haveli — здание под отель и ресторан арендует симпатичная австралийка и ее джайсалмерский муж. Съели по пасте, ибо меня индийская еда уже слегка поддостала – паста была так себе и стоила дорого. А вот комнаты в этом интернациональном отеле сдаются за те же 150 рупий, и хозяйка очень хвалится хорошим интерьером. Приятная женщина, рассказала нам о местных особенностях, о том, что очень сложно заработать деньги, потому что по отелям очень большая конкуренция, их больше, чем туристов, поэтому и стоят они так дешево. Рассказала нам, что на севере Индии последние дни стоит аномально холодная погода, из-за этого в районе Дели каждый день сильный туман, отменяют авиарейсы и задерживают поезда.
К 20.00 мы вернулись на вокзал, поезд как раз пришел, и из него выгрузились несчастные замаринованные туристы, которым повезло еще меньше, чем нам два дня назад – их поезд опоздал на восемь с лишним часов. На табло снова высвечивается время отправления 20.30, но я этому уже не верю. Поезд весь в песке, на полу валяется мусор. Свет в вагонах выключен. Через вагон медленно и печально идет человек с веником и сгребает мусор через весь вагон, вываливая в контейнер в конце вагона. Один человек на весь поезд! Потом в темноте загружаемся в поезд – мусора уже нет, но все полки в песчаной пыли. Когда все уже сели, проходит чувак с тряпкой и вытирает песок. Не дождавшись отъезда, упаковываем рюкзаки в чехлы, привязываем к нижней полке цепями на замках и заваливаемся на полки в спальники. Перед отправлением проходит проводник проверить билеты. Сквозь сон понимаю, что поезд отъезжает, смотрю на часы – 22.20, задержка больше 5 часов.
Сначала ехалось хорошо, и мне даже удалось поспать, укутавшись с головой в спальник. Но к семи утра, благодаря огромным щелям между рамами и окнами, стало невыносимо холодно, и все попросыпались. За ночь снова намело песка, и все было покрыто ровным слоем пыли. С утра был жуткий туман, видимо, поэтому поезд иногда останавливался и стоял по полчаса-часу. В Джайпур мы приехали после 11 утра с опозданием на 6 часов.
Но мне в этот день задержка поезда была на руку — всю ночь у меня дико болел живот из-за съеденного накануне помытого, но не почищенного дайкона, и с утра я была самым частым посетителем поездатого туалета. К счастью, мое отравление длилось всего сутки, и уже на следующий день я была как огурчик.