Бангладеш: Виза, перелет Biman Bangladesh Airlines и уличные протесты в Дакке

Итак, начнем с начала — с визы. На 15 дней ее за 51 доллар можно получить по прилету в аэропорту.

Мне 15 дней для пребывания в стране, в которую я, возможно, приехала в первый и последний раз, показалось мало, поэтому я за день и 55 долларов получила визу в бангладешском посольстве в Катманду: до 12 дня сдала паспорт, ксерокопию первого разворота, одностраничную простенькую анкету, 1 фотографию и квитанции из банка об оплате 50+5 долларов, а на следующее утро (в субботу!) в 9 утра получила паспорт с визой, представляющей собой штамп размером в страницу.

Ехать через половину Непала на неспешных непальских автобусах по ужасным непальским дорогам, частенько бывающим заблокированными на несколько дней из-за очередного протеста населения против чего-нибудь, до самой границы с Индией и транзитом через Индию мне не хотелось, тем более в этом случае возникали вопросы с двукратной индийской визой и злополучным двухмесячным перерывом между визитами в Индию, к тому же я решила, что время дороже денег, и полетела за 150 долларов самолетом.

Каких только ужасов я не читала про Biman Bangladesh Airlines в интернете: и что они постоянно отменяют и безбожно задерживают вылеты, и что самолеты у них старше некуда, и что благодарите Всевышнего, если вообще долетите, но в реальности все оказалось прекрасно. Не то чтобы я просто была слишком невзыскательна, но самолет и правда был в отличном состоянии с новой веселенькой обшивкой, бортпроводники очень милы, еще до взлета всем раздали по стакану сока, а за час полета успели еще и покормить куриными сэндвичами, чем-то типа сладкой лапши, плюшкой и бутылкой газировки. Задержать вылет, правда, задержали, но всего лишь на полчаса.

Еще на регистрации на рейс я обратила внимание, что в очереди стояли одни мужчины. И в итоге на весь самолет было всего 5 женщин, включая меня и девушку из Голландии, отволонтерившую 3 месяца в Непале и теперь летящую в Дакку на неделю навестить друзей семьи. У всех летевших мужчин в очереди на регистрацию были одинаковые папки какого-то агентства по трудоустройству — народ летел работать, но мне было совершенно непонятно, зачем лететь работать из бедного Непала в бедный Бангладеш? И только в самолете, когда бортпроводник выдавал карточки прибытия, и никто из мужчин их не брал, оказалось, что все они летят через Дакку транзитом. Что было очень неплохо, ибо на паспортном контроле в Дакке народу не было никого!

Пограничник был необычайно мил, в 32 зуба улыбался и голландке, и мне, пытался научить нас нескольким словам на бенгальском, но я в итоге так ничего и не запомнила. В ожидании багажа я узнала курс (очень удобно, что он оказался почти один в один как курс непальской рупии, 1$ = 81 така), распотрошила банкомат (за один раз выдает максимум 20 000 така, т.е. около 230 долларов) и купила местную сим-карту Airtel (145 така за пакет, 20 така уже на счете, смс в Россию стоит 2.5 така). Потом забрала с багажной ленты свой рюкзак и пошла к выходу.

Нечто вроде стойки такси перед выходом предложило мне такси до нужного мне места в Старой Дакке за 2500 така — спасибо, но за 30 долларов я езжу на такси только в Москве, да и то редко. В «загоне» prepaid такси снаружи аэропорта мне сообщили, что у них сейчас «кризис с такси», поэтому стоит оно дороже — 1500 така. Я надула от возмущения щеки и решительной походкой через толпы людей и темноту 18.30 вечера отправилась в сторону светящейся метрах в 50 дороги. Тут же ко мне подлетел мужик и предложил такси. Но тоже за 1500. Я авторитетно заявила, что больше 800 платить не намерена, да и 800 считаю слишком дорогой ценой. На что мужик щедро сделал мне скидку и предложил ехать за 1200. Разговор слепого с глухим.

Я продолжала уверенно идти в темноту, а мужик все не унимался, и было видно, что в итоге он все-таки повезет меня за столько, сколько я готова заплатить. Но тут передо мной нарисовался тук-тук (в Бангладеш это называется CNG, что означает compressed natural gas), который услышав и, как мне тогда показалось, поняв название места, куда мне надо, озвучил 500 (впоследствии оказалось, что из аэропорта и в аэропорт можно прекрасно доехать за 300 така). 500 мне понравилось значительно больше, чем первые 2500, вторые 1500 и даже мои 800, так что я загрузилась через гостеприимно распахнутую решетку, и «камера» закрылась.

Тук-туки в Дакке необычной модели — все пространство по бокам закрыто мелкой решеткой, чувствуешь себя внутри, как зверь в клетке. И хорошо, что так, ибо несколько раз в жутких пробках, через которые мы ехали, к тук-туку подходили нищие и клянчили деньги.

Что я там негодующе писала про пробки в Катманду? В Катманду это все фигня. Не пробки, а цветочки, подготовка к Дакке. В Дакке от аэропорта до отеля я ехала 3 часа! Ад! Сначала мы неслись по трассе с жуткой скоростью, чуть ли не обгоняя едущие рядом машины. А потом уперлись в пробку и 30 минут вообще не двигались с места. Оказалось, что стояли на переезде — какой же длины состав там медленно проползал? Потом поездка была похожа на спринт: короткие и стремительные рывки сменялись очередным стоянием в пробке на светофоре. Пылищи было значительно меньше, чем в Катманду, а вот вонища вполне такая же. Тут тоже многие ездят в намордниках.

Впрочем, в Бангладеш все же предпринимаются меры по спасению экологии — те же тук-туки ездят на более экологичном газу. А еще Бангладеш стал одной из первых стран, наложивших почти полный запрет на полиэтиленовые пакеты. Они все еще встречаются, но в большинстве мест товары убирают в бумажные пакеты или в сетки.

Первое самое сильное впечатление вечера — это люди, толпами ездящие на крышах городских автобусов. Видимо, для тех, кто привык быть сверху, на дорогах встречаются старенькие двухэтажные автобусы красного цвета — странно, что народ не ездит третьим этажом и на их крышах.

Сразу бросается в глаза, что это мусульманская страна (ислам исповедует 89% населения, 9% — индуизм) и мужской мир — женщин на улицах совсем мало!  Хотя президент страны — женщина. И на улицах много мужчин в «юбках», как в Индии и Мьянме.

Тук-тукер мой всю дорогу отжигал. Сначала, минут через 40 после начала поездки и всего на 75-й така, судя по счетчику, он остановился около сверкающего роскошью Radisson Blu. Вот, типа, привез, выходи! Не, дружок, мы с тобой четко оговорили улицу, а это явно не та, мы еще от аэропорта толком не отъехали, вези меня в центр на North-South Road. Тук-тукер понял, что такой номер не пройдет, и на Radisson Blu я не соглашусь, и пополз через пробки дальше. Ох уж эти пробки — ненавижу! Мне в голову даже пришла мысль, а не остановиться ли и правда в Рэдиссоне за «всего» 190 долларов, судя по LP. Хоть переночую напоследок, как белый человек, перед погружением в суровую бангладешскую реальность.

Через полтора часа в этом пути через настоящий транспортный ад тук-тукер остановился на перекрестке, вылез из своей клетки и, помахав передо мной с какими-то комментариями руками, пошел искать себе замену. Устал! Нашел себе замену и уверенно сообщил мне, что с меня 500 така. Не, чувак, 500 така ты получишь только на North-South Road, а пока могу предложить тебе лишь 200, строго в соответствии с данными счетчика. Тут начался театр одного актера: тук-тукер тыкал пальцем в свою голову, то ли пытаясь мне сказать, что он глухой и плохо расслышал адрес (хотя сам сказал мне, что до North-South Road 500 така), то ли что он тупой. Когда я предприняла пару попыток отдать ему 200 така, а он не согласился, я гордо направилась было в темноту вдоль дороги, но тут уже запротестовал тот тук-тукер, который собирался везти меня дальше за 300 така. В итоге после еще 5 минут препирательств с меня хотели уже 300 така, и когда я в итоге просунула их через решетку, лицо первого тук-тукера озарила искренняя лучезарная улыбка. Блин, как всего лишь +40 рублей могут сделать человека счастливым!

Второй тук-тукер оказался значительно смышленей первого. Он тоже понятия не имел, куда меня везти и где находится эта самая North-South Road. Зато он в каждой пробке допрашивал на эту тему соседей. И так до самого отеля, раз 15.

Все первые 2.5 часа от аэропорта дорога была совершенно неинтересная, зато последние полчаса были бесподобны: мы медленно пробирались через узкие улочки вечернего рынка с кучей лавок и маленьких харчевен с запахом вкусного жарящегося мяса (мяяяяяясооооооо, наконец-то!!! в Непале никто не знает толк в мясе!) и с выпекаемыми в тандыре лепешками. И еще появились красочные велорикши, коляски которых раскрашены в яркие цвета невероятными картинками. Правда, скоростью движения упала еще сильней — теперь мы стояли в пробке из велорикш.

Отель, рекомендованный LP как welcoming place, показался мне совершенно негостеприимным. Особенно по сравнению с гостеприимными отелями в Катманду с супер вежливым и общительным персоналом. Впрочем, было видно, что место это мусульманское и абсолютно мужское, и ко мне такое отношение было, видимо, из-за моего пола. Для начала на мой вопрос о наличии одноместного номера мне коротко и ясно заявили «нет». Не то, что я хотела бы услышать в 9 вечера в незнакомом городе, про который в LP написано, что большинство бюджетных отелей отказывается принимать иностранцев. Но как только я спросила про двухместный, сказали, что есть номер с кондиционером за 550 така. Ну, нормально, беру.

Нда, давненько я не жила в таких безликих коробках. Как-то и в ЮА на моей памяти номера были поуютней, не говоря уже о Закавказье, где были уютные домашние хомстеи или совок-совок, но все же с намеком на уют, да и в Непале, как я теперь поняла, все было более чем. А тут была просто комната на 7-8 квадратных метров с вентилятором под потолком, кондиционером на стене, широкой кроватью с грязным постельным бельем, теликом, зеркалом, стулом и удобствами с дырой в полу. Все бы ничего, если бы не ужасные желтые стены!!! И вечный шум с улицы даже при полном отсутствии в комнате окон. Как хорошо, что у меня есть беруши!

Я очень рассчитывала на то, что мне разрешат пусть и за умеренную плату оставить на неделю на хранение большой рюкзак с результатами неумеренного шопинга в Катманду, но мужик на ресепшн был как всегда категоричен — «нет». Единственный вариант — снять для моего рюкзака комнату за 350 така или 4 доллара в день. Но я, пожалуй, лучше повожу рюкзак с собой. И в следующий раз поселюсь в другом отеле.

На ужин я спустилась в ресторан под отелем — в общем зале было множество мужчин и ни одной женщины. Впрочем, товарищи на кассе были довольно милы, рассказали мне, что у них есть из еды, и я со знанием дела заказала бирияни с курицей, получив в итоге огромную тарелку риса с чахлой куриной ножкой и на отдельной тарелке яйцо в карри, плюс тарелку с нарезанным репчатым луком и двумя половинками лайма. В целом неплохо и довольно вкусно (за 135 рупий или 45 рублей, что, как показали следующие дни в Бангладеш, для такого количества еды и такого ассортимента — очень дорого!!!), но в моей памяти бирияни было чем-то другим.

Вечером в отеле выяснилось, что в ванной комнате не горит свет, а к душу не прилагается кран, чтобы его включить. Хорошо, что я хорошенько помылась перед отъездом из Катманду )) Утром ко всем недостаткам отеля добавились еще и насекомые, которых я в большом количестве обнаружила на простыне в момент пробуждения и включения света. Ужас!!! Даже я, повидавшая на своем путешественническом веку разные ночлежки, такого еще не видела. К счастью, во вкладыш к спальнику, который, чувствую, в Бангладеш мне очень пригодится, ко мне никто не залез и не покусал. А автору новой редакции LP по Бангладеш, вышедшей только в ноябре 2012 года, от меня жирный минус!

Выйдя на улицу, я застопила первого же велорикшу, захотевшего за проезд как-то слишком много, но в итоге мы договорились на цену, которую мне рекомендовали в отеле, и за чуть больше половины доллара меня 20 минут везли на вокзал.

Утро было тихим и безмашинным. То ли по поводу утра, то ли по поводу некого strike, которым меня напугали в отеле: ничего никуда не ездит, сегодня забастовка, все пропало, пипец, поезжайте на рикше. По мне так чудесная забастовка, ибо в первую половину дня на улицах было несколько тише обычного, и толпами носились только велорикши.

На вокзале были миллионы людей. К счастью, как только я подошла к кассе, мне вызвался помочь милый молодой человек, который спустя 10 минут все-таки обратил внимание кассира на меня, и я смогла купить билет в обход всей толпы. Толпа продолжала чего-то ждать — билеты ей почему-то не продавали. Наверное, я старею, но для начала и первого знакомства с бангладешскими поездами я купила себе билет в первый класс. 7 часов пути и 7 долларов.

Мой новый знакомый после покупки билета организовал для меня следующего велорикшу. Коллектив велорикш сначала хотел с меня слишком много денег, но среди них появился один честный, к которому меня и посадили. К 8.30 я приехала к офису пароходной компании, и швейцары усадили меня на пластиковый стульчик у входа ожидать открытия офиса в 9 утра. Все проходившие мимо люди были милы, женщины подходили пожать мне руку. Каждый второй проходивший интересовался «which country?» и, удовлетворившись ответом, шел себе дальше.

Общественность на улицах хорошая. Да, все смотрят с большим интересом и удивлением, но часто улыбаются, веселые компании молодежи громко и приветливо здороваются, а стоит рикше, который как всегда понятия не имеет, куда меня везет, остановиться на перекрестке с задумчивым видом, обязательно подходит кто-нибудь цивильного вида и спрашивает меня по-английски, чем помочь.

Впрочем, нищих и попрошаек тоже много. И бездомных, спящих рано утром прямо на тротуарах. Бедная страна, что поделать — 31% населения или 44 миллиона человек живут за чертой бедности!

В офисе пароходной компании в 9 утра меня привели в кабинет «big boss». Сам большой начальник опоздал на работу на 20 минут и в 9.20 зашел в кабинет со сломанной ногой и на костылях. Очень обрадовался тому, что я из России, сказав, что из России почти никого и не помнит — в основном приезжают японцы. Но расстроил, что билетов в каюту на нужный мне пароход нет аж до 27 декабря. И посоветовал купить за час до отправления палубный класс, надеясь, что кто-то отменит бронь и мне достанется каюта. Хм, как-то стремно. Не хочется провести ночь на палубе в компании миллионов бангладешцев. Кажется, я и правда старею ))

Потом я предприняла было попытку пойти в сторону отеля пешком, но, заблудившись на первом же перекрестке, села-таки в рикшу, который традиционно понятия не имел, как ехать туда, куда мне нужно, и где это вообще есть? К счастью, на разных поворотах коллеги-рикши посылали его в правильную сторону, а потом я, сориентировавшись по запримеченным с утра розовым помойным бакам, увидела свой отель и обрадовала рикшу финишем. Пообедала в том же популярном у мужского населения ресторане отеля, правда, яйца к «куриному бириани» мне сегодня не принесли — вчерашнее, видимо, было чем-то вроде приветственного напитка )) И досидев в своем чудо-номере до 12 часов чекаута, я поехала на очередном велорикше на вокзал.

Движение в городе все еще не восстановилось, по дорогам ездили лишь редкие государственные автобусы и тысячи велорикш. Где-то на полпути мы встретили напирающую с боковой дороги демонстрацию, размахивающую плакатами и что-то скандирующую. Все магазины вдоль главных дорог с самого утра оставались закрыты, а на улицах было много полиции в касках и бронежилетах. Не самая приятная атмосфера и ощущения, особенно когда с утра уже трое сказали, что во время протестов нужно быть очень аккуратной, а лучше вообще не выходить из отеля. К счастью, до вокзала я доехала без приключений, проехав по пути через улицу, на которой в 2 ряда и пару километров были припаркованы бездействовавшие городские автобусы.

Две недели назад на одной из швейных фабрик Дакки произошел пожар. Погибло 120 человек. Ходят слухи, что пожар явился следствием поджога конкурентов. В условиях сложной политической ситуации и предстоящих в следующем году выборов одно наслоилось на другое и вылилось в протесты по всей стране, проходящие не без участия оппозиционных партий.

Поделиться с друзьями в социальных сетях:
  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Twitter
  • Мой Мир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>