На следующее утро мы доехали на велорикше по утренней прохладе до пассажирского порта и загрузились на старенький трехпалубный паром в Чандпур для марш-броска в Читтагонг.
Нижняя палуба была адски шумной и воняла топливом, на средней было немногим лучше, так что мы сразу засели на открытой верхней палубе, где и провели все 4 часа речной прогулки. Стандартно для каждого утра в Бангладеш это выдалось очень туманным, так что панорамных видов особо не было, а минут 20 мы плыли через настолько густой туман, что паром медленно крался по воде, завывая каждую минуту протяжной сиреной.
Вдобавок к туману было еще и холодно — пришлось надеть на себя обе флиски и ветровку. Кто бы мог подумать, что в Бангладеш бывает так холодно. Впрочем немного согревал вид местных жителей в шлепках.
Движение на реке здесь бешеное — кажется, я еще нигде не видела такого скопления лодок, корабликов, паромов и барж. Иногда некоторые из них шли так массово и плотно, что казалось, столкновения не избежать.
Вдоль берегов часто виднелись трубы кирпичных заводов, а мимо проплывали груженные кирпичом лодки. И еще специальные лодки-насосы качали в трюмы грузовых лодок то ли грязь, то ли глину со дна реки.
Было много пассажирских 3-4 палубных паромов, иногда тоже идущих непрерывным потоком один за другим.
По дороге перекусили воздушным рисом с кокосовой стружкой, который продавали мужики, загрузившиеся в паром на единственной остановке (которая и не была остановкой, ибо паром просто замедлил ход, и к нему прямо посреди реки пришвартовалась лодка с продавцами и несколькими пассажирами).
В 11.30 выгрузились в Чандпуре (Chandpur) посреди колоритного порта со множеством паромов и лодок — на некоторых лодочках был разложен рыбацкий улов, выставленный на продажу. Прокатились через центр очередного шумного и безликого города на велорикше и спустя полчаса уехали на автобусе в Читтагонг. Путеводитель обещал всего 4 часа в дороге, и наш водитель так гнал, что мы думали, что доедем за два, но доехали в итоге аж за шесть, правда, остановившись на полпути на получасовой обед и простояв около часа в пробке на въезде в Читтагонг.
По пути, глядя из окна на проезжаемые городки и его жителей, я вдруг осознала, что в Бангладеш куда больше полностью замотанных в одежды женщин (с открытыми лишь глазами), чем я могла себе представить. Мне даже показалось, что в Бангладеш «замоташек» в городах больше, чем на Ближнем Востоке и в Иране. И довольно часто они носят черное. А в деревнях люди попроще, и там я «замоташек» не видела! Хотя с учетом периодической пыльности и вонючести городских улиц, мне думается, что, может, дело не в силе религии, а в желании вместо марлевой повязки-намордника закрыть нос и рот чем-то покрасивей. Еще удивило, что некоторые мусульманские женщины, не закрывающие лица, наносят на середину лба черную точку («контрольный выстрел») на манер красной у индуистов.
В Читтагонге (Chittagong), втором по величине городе Бангладеш, мы провели 2 ночи, но по итогам стало понятно, что ничего интересного в городе нет, и можно было ограничиться одной ночью, сделав утром все дела и уехав дальше после чекаута в полдень.
Вечером мы успели лишь поужинать после долгого дня переезда, а с утра сходили сделать разрешение (permit) на путешествие по Chittagong Hill Trackts (бесплатно, занимает 15 минут, все просто, но нужно по дням и часам расписать предполагаемый маршрут), прошлись по улицам шумного, пыльного и многолюдного города, переправились на общественной моторке на ту сторону реки, посмотрев по дороге на сотни стоящих на якоре корабликов и кораблей, вернулись обратно на нашу сторону реки и затарились на рынке всем необходимым (кремом от комаров, который в комарином Бангладеш почему-то оказалось очень трудно найти, и куском ткани для меня, чтобы заматываться и купаться во время нашего пляжного отдыха.