Марокко: Достопримечательности Мекнеса, Мулай-Идрис и мозаики древнеримского Волюбилиса

В Марокканский Фес мы прилетели из голландского Эйндховена. Сразу после паспортного контроля в аэропорту есть пара пунктов обмена валюты, но курс в них был низким – 10.56 дирхам за 1 евро. Всего в пяти метрах, за следующими дверями, курс был уже 10.71 дирхам за евро.

Аэропортовый автобус, который ходит раз в час, мы, к сожалению, пропустили, увидев, как он отъезжал от остановки в 100 метрах от здания аэропорта справа. Так что вместо 3 дирхам с человека пришлось потратить на дорогу до города 25 дирхам, благо такси мы разделили с голландско-марокканской парой.

На автовокзале автобусной компании CTM купили за 25 дирхам билет на отходящий в 19.15 автобус в Мекнес. Автобусы из Феса в Мекнес ходят часто, так что опоздание всего на минуту на предыдущий автобус, уехавший в 18.30, не стоило нам долгого ожидания.

На улице было на удивление очень холодно, поэтому я как прилетела из Голландии в футболке, двух флисках, пуховике и ветровке сверху, так и ехала во всем этом одеянии.

В Meknes за час долетели по платной автостраде, легко нашли нужную улицу с гостиницами и в первой же узнали о том, что свободных номеров нет. Решив не испытывать судьбу, заселились во вторую, т.к. номер показался чистым и тихим. В первый вечер у меня был шок – за 290 дирхам или 27 евро у нас был простой номер с покрашенными в желтый цвет стенами, кроватью, столом, стульями, крохотным телевизором, кондиционером и своей ванной комнатой. В целом все необходимое было и работало, но я как-то привыкла, что в других небогатых странах простые гостиницы с номерами со столь незатейливым интерьером стоят 10-20 долларов, а тут 40. Да еще и обещанный на ресепшн wi-fi в первый вечер не работал. Поэтому на ужин из гостиницы мы вышли с сильным желанием переселиться завтра в более уютное место. Но позже вечером я полюбила наш номер за потрясающий горячий душ с хорошим напором в любое время суток! И его даже не надо было ждать несколько минут, как это обычно бывает. К тому же наш холодный номер быстро нагрелся с помощью кондиционера, постельное белье было очень чистым, да и в ванной комнате вся сантехника сияла белизной, поэтому мы остались и на вторую ночь.

С едой в воскресенье вечером все оказалось не очень разнообразно – в 8 вечера жизнь на улицах была немногочисленна, и, обойдя несколько соседних кварталов, мы зашли в кафешку, предлагавшую курицу гриль и стандартный набор салатов, пицц и гамбургеров. Заказали, к счастью, только один салат и половину курицы. Порции просто огромны, и, видимо, тут принято заказывать салат сразу на компанию.

Следующее утро встретило нас серым небом и дождем. По плану у нас была поездка в соседний городок Moulay Idriss и к руинам Volubilis, так что взяли с собой зонт и пошли через дождь. Оперативно загрузились в grand taxi – старый Мерседес, где на заднем сиденье нас было четверо, а спереди помимо водителя сидела всего одна женщина, хотя обычно на пассажирское место сажают двоих. На удивление цена на такси была дешевле, чем указано в LP – всего 10 дирхам против 20. При этом автобус туда же стоит 7 дирхам, идет он намного медленней, народу в нем обычно полно, а сесть не получается. Что за демпинг у таксистов, мы не поняли.

В Moulay Idriss на выходе из такси оказалось, что мужчина, который ехал рядом с нами на соседнем сиденье, говорит по-русски. Когда водитель показал нам направление, где искать такси в Волюбилис, мужчина сказал, что оно будет стоить 20 дирхам, но лучше дойти пешком, подождав солнце.

И мы вышли в дождь гулять по городку и ждать солнце. Первым делом зашли в кафешку позавтракать: за 40 дирхам нам организовали два больших стакана чая с мятой, две кукурузные лепешки, плавленый сырок и два пончика с абрикосовым джемом.

Чуть согревшись, поплыли вверх по городу, где обнаружили местную достопримечательность – единственный в Марокко минарет цилиндрической формы. Для людей, привыкших, что все минареты имеют цилиндрическую форму, ценность этой достопримечательности так себе ))

Снова вернувшись вниз, дошли до мавзолея-усыпальницы Мулая Идриса, прямого потомка Пророка Мухаммеда, принесшего ислам в Африку. Это одна из  главных мусульманских святынь Марокко, и не мусульман внутрь не пускают, поэтому пришлось довольствоваться осмотром от входа.

После этого мы пошли вслед за осликом по узким улочкам, огибающим мавзолей слева – искать место, откуда можно посмотреть на мавзолей сверху. Городок приятный, даже несмотря на дождь: узкие улочки, петляющие с уровня на уровень, арки, крытые проходы, разноцветные домики. Пару раз зайдя куда-то не туда, в конце концов нашли улочку, резко уходящую наверх, и сверху, сквозь туман, посмотрели на крыши мавзолея.

Когда спустились вниз, дождь немного стих, и мы решили идти в Volubilis пешком, не дожидаясь обещанного солнца. Три километра прошли минут за 40. Дорога идет чуть вверх, а от поворота на Волюбилис строго вниз. В целом идти легко, виды в сухую погоду открываются красивые, что мы смогли оценить на обратном пути, правда, в пути нам встретилась пара облаявших нас собак, но они правильно реагируют на поднятый с земли камень.

В Волюбилисе на парковке было пять автобусов и несколько десятков машин, но когда мы через два часа выходили, автобусов и машин было еще больше, так что приезжать сюда лучше как можно раньше. Впрочем, территория археологического комплекса большая, так что особых толп мы не заметили.

Входной билет оказался в два раза дешевле, чем обещал LP – 10 дирхам вместо 20 дирхам. Не совсем понятно, почему вход в это достопримечательность, находящуюся под охраной Юнеско как памятник Всемирного наследия, стоит так дешево. Место очень красивое, и таких прекрасных мозаичных полов я не видела нигде, так что хотя бы 5 евро за вход заплатить было бы совсем не жалко. Ну да ладно, дешево – это хорошо.

На то чтобы неспешно обойти всю территорию самого юго-западного города Римской империи, найти мозаики, пофотографировать и понаблюдать за парой аистов, свивших гнездо на древних колоннах, ушло два часа.

Обратно в Мулай-Идрис очень хотелось ехать на grand taxi, но на стоянке, похоже, были только таксисты, которые привезли своих туристов из Феса и Мекнеса. Так что, не найдя желающих нас отвезти, мы и обратно пошли пешком. Дождь закончился еще во время нашей прогулки по руинам, пару раз даже выглядывало солнце, а когда мы выдвинулись в обратный путь в Мулай-Идрис, солнца стало совсем много, так что я наконец-то смогла снять ветровку и теплую флиску.

Из Мулай-Идрис в Мекнес ходит регулярный автобус №15, который можно ловить на круге внизу, где развилка на Волюбилис, Мулай-Идрис и Мекнес, не поднимаясь в город. Стоит автобус 7 дирхам, проходит через весь Мекнес, включая место, откуда мы утром уезжали на grand taxi. Мы решили ехать до конечной к западу от Медины и уже оттуда начинать свой осмотр Мекнеса.

Мекнес, один из четырех имперских городов Марокко, нам очень понравился. Хотя нам пока было не с чем сравнивать )) Вернувшись в город в 14.30, мы первым делом пообедали в кафешке на главной площади – заказанный тажин был очень вкусным, но полиэтилен, обнаруженный в блюде в конце трапезы, не порадовал. По рекомендации путеводителя пошли в музей, который завтра обещал быть закрытым – здание со множеством красивейших комнат и приятной экспозицией одежд, ковров, вышивки, посуды. Вход снова 10 дирхам.

Потом прошлись мимо мощных городских стен к мавзолею со множеством тихих двориков, зашли через ворота в старый город, заблудились и, не найдя второй выход, через 15 минут вышли через первый.

А потом уже вернулись на главную площадь и погрузились в недра Медины Мекнеса – огромную пешеходную часть старого города с узкими улочками и шумными базарами.

Почти сразу вышли к Большой мечети и медресе, в 17 часов одними из последних за 10 дирхам с человека зашли в медресе с красивым внутренним двориком и маленькими комнатками для учеников. А потом поднялись на крышу и застряли там до самого заката, глядя на торчащие вокруг минареты, на разноцветные верхние этажи домов, на то как облака окрашиваются в розовый цвет, а над головой пролетают аисты. Я очень хотела дождаться заката и закатной песни муэдзинов. Все уже разошлись, на крыше мы остались одни, и как только муэдзины по всему городу затянули свои призывы к вечерней молитве, на крышу поднялся работник музея и показал нам, что пора выходить. К счастью, к нашему желанию дослушать пение муэдзинов он отнесся с пониманием.

Потом мы попали в круговорот рынков, попытались ориентироваться по карте в LP и пройти пешеходный маршрут, но очень быстро заблудились в лабиринте узких улочек и нашлись, лишь выйдя к открытому рынку с овощами и фруктами.

Вернулись на площадь, погрузились в недра крытого рынка со свежим мясом, живыми курами, горками разноцветных специй и восточными сладостями.

А потом направились в наш новый город искать место для ужина. К счастью, в понедельник жизнь кипела, и ресторан Merhaba, рекомендованный LP, был открыт. За 31 дирхам или меньше 3 евро нам принесли по тарелке супа, по паре картофельных котлеток типа драников и огромную тарелку салата. Чудесный выдался день, и даже шедший с утра дождь его не подпортил, а красивый закат внушал оптимизм на будущее.

На следующее утро нас ждал мороз и солнце. Весь день на небе не было ни единого облачка, а мы предусмотрительно взяли с собой шапки и перчатки )) Кто бы мог подумать, что в Африке зимой такой дубак!

Снова прошлись через знакомую центральную площадь, такую живую и с толпами народу вечером и такую безлюдную утром, к мавзолею, посмотрели на плац, где в старые времена выстраивали пленных рабов, и забурились в недра Медины, где все-таки одолели пешеходный маршрут и нашли места, до которых не дошли вчера. Невероятные лабиринты улиц и переулков, красивые старинные мечети и медресе с резным узором на стенах, нарядно украшенные входные порталы. Еще в Марокко поражают плащи с островерхими капюшонами, в которых ходят очень многие мужчины и некоторые женщины.

Нагулявшись, вернулись в гостиницу, забрали вещи и пошли на вокзал. Не найдя по дороге ничего интересного для завтрака, приготовились к голодной поездке на поезде в Фес, но тут на табло появилась информация, что наш поезд вместо 11.28 отправится в 11.58, и мы пошли прочесывать окрестности в поисках еды. Слева от вокзала наткнулись на просторную кафешку, предлагавшую помимо пиццы и тортиков комплексные завтраки. Заказали по омлету с сыром, и в итоге за 22 дирхама с человека получили по миске каши, омлету с сыром, блюдцу маслин, свежевыжатому апельсиновому соку и чайничку мятного чая.

Поезд оказался удобным и быстрым, а поездка из Мекнеса в Фес комфортной и на 5 дирхам дешевле, чем автобус.

Поделиться с друзьями в социальных сетях: